Дисморфомания и дисморфофобия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:50, реферат

Описание работы

Дисморфофобия и дисморфомания- это форма психических расстройств свойственная подростковому и юношескому возрасту, в среднем от 13 до 20 лет, и выражается недовольством своей внешностью, отдельными чертами лица или фигуры. Оно может возникать эпизодически (после соответствующих замечаний со стороны сверстников или взрослых), а может быть относительно постоянным (если, например, дразнят в школе, во дворе и т.п.) В других случаях появляются болезненные мысли о наличии какого-то воображаемого или переоцениваемого физического недостатка.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………….1
2 .Дисморфофоьия…………………………………………………………………………….…2
3 .Дисморфоиания………………………………………………………………………….……7
4. Заключение ………………………………………………………………………………..…10
5. Список литературы………………………………………………………………..…………11

Работа содержит 1 файл

реферат по психиатрии.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
ign="justify">     Истинная  причина развития дисморфофобий  неясна. Скорее всего причины многофакторны.

     Психологические факторы:

  • Дразнение или критика: Было предположено, что дразнение или критика относительно внешности могло играть способствующую роль для начала БДД. Хотя маловероятно, что дразнение вызывает БДД, так как большинство людей дразнили в какой-то момент их жизни, тем не менее это может действовать как спусковой крючок для людей, которые генетически предрасположены к БДД. Приблизительно 60% людей с БДД сообщают, что их часто или постоянно дразнили в детстве.
  • Стиль/манера воспитания: так же как дразнение, стиль воспитания может способствовать началу БДД, например, родители людей, которые придают чрезмерное значение/делают чрезмерное ударение на эстетической наружности (то есть эта эстетическая наружность — самая важная вещь в жизни) — может подействовать как спусковой крючок для тех, кто генетически предрасположен.
  • Другие жизненные события: многие другие жизненные события могут действовать как спусковой крючок для БДД, например, пренебрежение/игнорирование, физическая и/или сексуальная травма, чувство небезопасности и отвергание.

Особенности характера/личностные свойства:

  • Перфекционизм
  • Застенчивость
  • Интроверсия
  • Чувствительность к непринятию/отвержению или критике.
  • Неуверенность
  • Избегающие черты личности/неконтактность.
  • Невротическое состояние/невроз

     Так как личностные свойства у людей  с БДД варьируются достаточно значительно, маловероятно что они  являются прямыми причинами БДД. Однако, как и в случае с психологическими факторами и факторами окружающей среды, они могут действовать как спусковые крючки для тех людей, которые уже имеет генетическую предрасположенность к развитию расстройства.

     Встречаются как лёгкие формы болезни, так  и тяжёлые, приводящие к нарушению социального функционирования и невозможности выполнять профессиональные обязанности. Близкие и сослуживцы также страдают от проявлений болезни. Большую часть времени они находятся в подавленном настроении.

     Большинство пациентов перед обращением к  психологу или психиатру неоднократно обращаются к дерматологам и пластическим хирургам, однако это не приносит им облегчения. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный для большинства больных, у части больных отмечаются рецидивы, у части больных заболевание характеризуется хроническим течением. При отсутствии лечения симптомы болезни сохраняются.

     Исследования  показали, что дисморфофобия встречается  в 0,7% — 1,1% людей и 2%-13% недиагностированных  случаях. 13% больных находящихся в психиатрических больницах, имели симптомы дисморфофобии.

     Некоторые больные с диагностированным  ОКС, страдали и от дисморфофобии. В  проведённых исследованиях выявлено, что зачастую, он остается недиагностированным.

     В исследованиях было показано, что психодинимические модели не работают при дисморфофобии. Однако использование когнитивно-бихевиоральной психотерапии оказалось эффективным. В исследовании 54 пациентов с дисморфофобией, части из которых(рандомизированно) проводилась психотерапия, были отмечен существенный эффект. В 82% случаев после лечения и в 77% при длительном наблюдении.

     Лекарственное лечение — антидепрессанты. В  исследованиях 74 пациентов в рандомизированном, двойном слепом исследовании, после 12 недель было зарегистрированно, что 53% больных получавших флуоксетин, отметили улучшение. Без лечения, дисморфофобия принимает хроническое течение и может продолжаться всю жизнь, являясь причиной социальной дезадаптации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Дисморфомания 

     Дисморфомания — простой синдром, проявляющийся болезненным убеждением (сверхценным или бредовым) о налинии у себя какого-либо воображаемого или переоцениваемого, утрируемого физического дефекта внешности или функции. Синдром имеет онтогенетическое предпочтение и встречается преимущественно в подростковом и юношеском возрасте.

     Ведущие симптомы: сверхценная или бредовая убежденность в своем физическом дефекте (форма носа, ушей, размер грудных желез, полнота или худоба, форма ног, и т. п.) — косметическая дисморфомания или в исходящем от тела неприятном запахе (кишечных газов, гнилостном изо рта, спермы и пр.) — парфюмерная дисморфомания. При объяснении «уродства» нередко обвиняют «судьбу» или родственников («таким уродился»), ссылаются на дурные привычки («все время морщил лоб»), и пр.

     Обязательные симптомы: гипотимно-напряженный эффект (фон настроения), иногда достигающий степени выраженной депрессии, сенситивные идеи отношения и толкования, «симптом зеркала» — подчеркнутое чрезмерно длительное и внимательное разглядывание себя в зеркале (поиск дополнительных подтверждений своего «уродства», дефектности) или полный отказ смотреться в него. «Симптом фотографии» — уничтожение своих фотографий с целью избегания дополнительных травмирующих ситуаций; аутодеструк-тивное поведение с целью коррекции физических дефектов-с помощью официальной, нетрадиционной медицины или самостоятельно; поведение избегания (общения).

     Дополнительные  симптомы: обонятельные галлюцинации кататимного характера, сенестопатии, деперсонализационно-дереализационные расстройства.

     Для дисморфомании характерна склонность к диссимуляции, которая имеет как бы частичный характер: в общении с психиатрами жалобы обычно скрываются, тогда как в разговоре с хирургами, косметологами больные достаточно откровенны. Чаще всего дисморфомания монотематична. Но даже при реже встречающейся политематичности в переживаниях больных преобладает мысль об одном «физическом дефекте». Дисморфоманические переживания и идеи отношения приводят к сверхценному или бредовому поведению: больные прибегают к различным способам маскировки «дефекта», стремятся скрыть его, уединяются, уклоняются от общения. При этом на первый план выходит не сама по себе дисморфоманическая идея как таковая, а необходимость избегать общества, в котором «уродство» вызывает всеобщее внимание, удивление, насмешку. Порой встречаются выраженные суицидальные намерения. Таким образом, патогномоничным синдрому дисморфомании является триада симптомов: идеи физического недрстатка, идеи отношения, подавленное настроение.

     Дисморфофобия обозначает более легкую степень расстройства непсихотического уровня с навязчивым страхом невротического характера, связанным с якобы имеющимся тем или иным физическим недостатком и обычно сопровождающимся критическим отношениям к своим переживаниям.

     Синдром дисморфомании  может встречаться в виде реакции, свойственной подростковому возрасту (чаще у девушек), при акцентуациях характера и психопатиях; в виде реактивной дисморфомании, эндореактивной подростковой дисморфомании; при шизофрении (вялотекущей, параноидной или юношеской злокачественной), чаще у юношей. Рудиментарная дисморфофобия отмечается и у здоровых подростков как временная преходящая реакция.

     Дисморфоманический  синдром:

     Этот  синдром характеризуется триадой  признаков, к которым относятся:

     1) страстная убежденность в наличии  у себя какого-то воображаемого  физического недостатка, неприятного  для окружающих, а вслед за  этим - 2) идеи отношения и 3) угнетенное  настроение.

     Мысль о физическом недостатке может созревать  постепенно или вспыхивать внезапно, как озарение, под действием случайных обстоятельств, порою имеющих весьма отдаленное отношение к воображаемому дефекту. Иногда в основе могут лежать действительные, но незначительные недостатки во внешности, Так, например, у мальчика при едва заметном намеке на гинекомастию однажды, случайно подслушанный им разговор о гермафродитах породил убежденность, что у него «женские груди».

     Подобные  переживания часто касаются лица («уродливое», «кривое», «круглое, как  луна») или своей фигуры («толстые ляжки», «жирные ягодицы», «соломинки-ноги», слишком большие «медвежьи лапы» и т. п.). У мальчиков встречаются подобные же мысли о недостатках в строении полового члена - «слишком маленький», «кривой», «загибается в сторону» и т. п.

     Рожденная как сверхценная идея, подобная мысль о физическом недостатке нередко постепенно достигает бредовой убежденности.

     К дисморфомании присоединяются идеи отношения. Они нередко начинаются с непереносимости чужого взгляда (симптом Бехтерева). Подростки не выносят, когда на них смотрят посторонние, полагая, что разглядывают их недостаток. Они стараются остаться незамеченными, держаться в стороне, избегают появления перед глазеющей по сторонам публикой - в фойе, в вагонах транспорта, на пляже. Не ходят на уроки физкультуры, чтобы не появляться в обтягивающей тело спортивной форме, если воображаемый недостаток касается фигуры. Всячески стараются «прикрыть» свой недостаток: «слишком большой нос» постоянно закрывают шарфом, надевают чрезмерно просторную или наоборот очень туго обтягивающую тело одежду, которая, по их мнению, должна замаскировать или исправить дефект фигуры. При дисморфомании, касающейся гениталий, мальчики избегают общественных туалетов и бань. Под влиянием своих переживаний больные иногда требуют косметических операций («вырезать лишний жир из ягодиц», «выпрямить нос», «выровнять половой член» и т. п.). Реже они сами совершают над собой калечащие манипуляции. Убежденность в отталкивающей полноте может послужить основой для развития аноректического синдрома. Реже дисморфомании отходят на задний план, уступая другим обсессиям и фобиям [Морозов П. В., 1977].

     Дисморфоманические  переживания нередко диссимулируются.О  них стараются не говорить, при  расспросах даже отрицают.

     Заподозрить наличие подобных переживаний можно  по описанным особенностям поведения и по двум специальным симптомам.

     Один  из них получил название симптома «зеркала» АбелиДельма [Abely Р., 1930]. Больные  подолгу, иногда часами, разглядывают в зеркале свое лицо или фигуру - в разных позах и ракурсах, снова  проверяя и снова убеждаясь в наличии дефекта. Часто стараются делать это тайком от окружающих.

     Другой  симптом описан М. В. Коркиной (1959) - «симптом фотографии»: больные избегают фотографироваться  даже в случае крайней нужды, например для того, чтобы получить паспорт, так как, по их мнению, на фотографии их «уродство» выступает особенно ярко. Следствием дисморфомании может быть нарастающая замкнутость, необщительность, а также негативное отношение к близким, на которых «срывают зло». 

     При вялотекущей шизофрении дисморфомания может держаться на протяжении ряда лет в качестве своеобразного «моносимптома», но чаще отмечается «полиморфизм дисморфоманий» - подростки находят у себя несколько физических недостатков сразу или то один, то другой. При всем этом они могут продолжать учебу, начинают работать, обнаруживают относительную социальную приспособленность, но остаются замкнутыми и необщительными. Эмоциональные изменения невелики и сказываются иногда лишь в раздраженно-холодном отношении к близким да в снижении эмоционального резонанса на волнения, беды и особенно радости окружающих, что сами подростки считают следствием сосредоточенности на своих переживаниях.

     Дифференциальный  диагноз проводится в нескольких направлениях. Дисморфомания, переходящая в бред физического недостатка, встречается также при прогредиентной шизофрении в рамках острого полиморфного, галлюцинаторно-параноидного, депрессивно-параноидного синдромов - но в этих случаях дисморфомании сочетаются с рядом других психотических симптомов.

     Транзиторные дисморфофобические явления у здоровых подростков носят порою мимолетный характер, имеют отчетливую ситуационную обусловленность и определенные обоснования в действительных недостатках внешности, которые, однако, преувеличиваются. Эти дисморфофобии никогда не поглощают подростка целиком, не отражаются на всем его поведении.

     Например, при покрытом юношескими угрями лице подросток избегает общества девочек, но совершенно свободно держится в  мальчишеской компании. И, главное, эти  дисморфофобии поддаются психотерапии.

     Затяжные  подростковые эндореактивные дисморфомании  поначалу бывают очень сходными с  дисморфоманиями при вялотекущей  форме. Они чаще развиваются на определенном преморбидном фоне - при сенситивной  или сенситивно-шизоидной акцентуации  после субъективно значимых психических травм и нередко имеют под собой действительный, хотя обычно и незначительный недостаток внешности. Способы маскировки дефекта никогда не бывают ни вычурными, ни нелепыми - наоборот, в этом отношении обнаруживается большая изобретательность. Замкнутость, отгороженность, отрешенность от семейных дел не достигают тяжелой степени, обычно удается найти ситуации, в которых подросток чувствует себя свободно и раскованно.

     Дисморфоманический  синдром - один из весьма частых при  неврозоподобной форме у подростков (около 30 % этой формы) . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Дисморфомания и дисморфофобия