Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено. Описание набора методик

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:02, лекция

Описание работы

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.

Работа содержит 1 файл

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬН.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

 

6. Составить  фразу из трех слов

 

Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты свяжи их между  собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши в листе  ответов.

На составление каждой фразы дается 1 минута.

Девочка — ручей —  мяч

Собака — школа  — автомобиль

Гражданин — собака —  инструкция

 

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые  или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.

 

7. Составить  фразу из четырех слов

 

Инструкция: Я назову тебе четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши его.

На составление каждой фразы дается 1 минута.

Дверь — комната —  больной — доктор

Собака — кошка  — дерево — крыша

Бумага — карандаш — мост — река

 

Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.

Примечание: все образцы  письма детей подвергаются качественному  анализу.

 

8. Сравнение

 

Инструкция: Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а  ты подумай и напиши в листе ответов, что между ними общего, чем они одинаковы. Старайся написать как можно больше.

На выполнение дается не более 10 минут.

книга — тетрадь

лошадь — корова

линейка — треугольник

озеро — река

солнце — луна

сани — телега

дождь — снег 

 

Оценка: 2 балла, если дается обобщающее слово (производится классификация);

1 балл — если перечисляются  отдельные признаки.

Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.

 

9. Классификация

 

Инструкция: Какое понятие  в каждом из перечней является лишним и почему?

На выполнение дается не более 8 минут.

 

1) приставка, предлог,  суффикс, окончание, корень

2) треугольник, отрезок,  длина, квадрат, круг

3) дождь, снег, осадки, иней, град

4) запятая, точка, двоеточие,  тире, союз

5) дуб, дерево, ольха,  тополь, ясень

6) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен

7) секунда, час, год,  вечер, неделя

8) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

9) самолет, пароход,  техника, поезд, дирижабль

10) смелый, храбрый, решительный,  злой, отважный

 

Оценка: 2 балла, если называется лишнее слово и дается обобщающее слово (производится классификация);

1 балл — если выделено  только лишнее слово.

 

10. Анализ отношений  понятий (аналогии)

 

Инструкция: Даны три  слова. Первые два находятся в  определенной связи. Третье и одно из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и запиши в листе ответов.

Например:

песня : композитор = самолет : ?

а) аэродром б) горючее  в) конструктор г) летчик д) истребитель

Песню сочинил композитор, значит ответ — конструктор, потому что конструктор сделал (придумал, спроектировал) самолет.

На выполнение задания  отводится 5 минут.

 

школа : обучение = больница : ?

а) доктор б) ученик в) лечение  г) учреждение д) больной

 

песня : глухой = картина : ?

а) слепой б) художник в) рисунок  г) больной д) хромой

 

лес : деревья = библиотека : ?

а) город б) здание в) книги  г) библиотекарь д) театр

 

утро : ночь = зима : ?

а) мороз б) день в) январь г) осень д) сани

 

слагаемое : сумма = множители : ?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление

 

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.

 

11. Способность выделять  существенные признаки (сравнение)

 

Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди  и подчеркни два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками.

На выполнение задания  отводится не более 7 минут.

 

Ответы:

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

3. Чтение (глаза, книга,  картина, печать, слово)

4. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)

5. Лес (лист, яблоня, охотник,  дерево, кустарник)

6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

7. Пение (звон, голос,  искусство, мелодия, аплодисменты)

8. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

9. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)

10. Война (аэроплан, пушки,  сражения, солдаты, ружья)

 

Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.

 

12. Арифметика

 

Детям предлагается решить задачи и записать решение и полный ответ.

На решение отводится 8 минут. Допускается оказание индивидуальной помощи ребенку.

Задача 1

 

Ребята нашли 10 белых  грибов и 8 подберезовиков. Все грибы  они разложили в корзины, по 9 грибов в каждую.

Сколько корзин потребовалось? (Две корзины)

Задача 2

 

Знаменитые куранты  на Спасской башне были установлены  через 704 года после основания Москвы.

В каком году это было, если в 1997 году Москве исполнилось 850 лет? (В 1851 году)

 

Оценка:

4 балла — задача  решена правильно самостоятельно, решение записано выражением.

3 балла — задача  решена правильно самостоятельно  в 2 вопроса.

2 балла — задача решена правильно,  после неоднократного прочтения  ее содержания учителем с интонационным  выделением компонентов.

1 балл — задача решена правильно,  после составления плана решения учителем.

0 баллов — выполнение задачи  с ориентировкой не на общий  смысл, а на ее отдельные  фрагменты, невыполнение задания.

 


Информация о работе Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено. Описание набора методик