Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено. Описание набора методик

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:02, лекция

Описание работы

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.

Работа содержит 1 файл

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬН.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ  ЗВЕНО

ОПИСАНИЕ НАБОРА МЕТОДИК

Предлагаемый набор  включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.

Основой для предлагаемого  набора послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы обучения в выпускном классе начальной школы.

В набор включены следующие  шкалы (см. Приложение):

1. Общая осведомленность.  Направлена на выявление круга  представлений ребенка об окружающем  мире, умения рассуждать и обосновывать  свои выводы.

2. Сложение чисел с  переключением. Методика направлена на изучение психического темпа, устойчивости и колебаний внимания, переключаемости, утомляемости. Позволяет оценить сформированность устного счета в пределах 20, понимание и способность следовать словесной инструкции, скорость формирования новых способов действия.

3. Исправь ошибки. Направлена  на изучение внимательности, сформированности  функции контроля.

4. Воспроизведение рассказа. Направлена на определение некоторых  сторон речевого развития: понимания  речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.

5. Смысловая память. Оценивается  способность ребенка к смысловому  запоминанию.

6. Составление фразы  из трех слов.

7. Составление фразы  из четырех слов.

Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей.

8. Сравнение понятий.

9. Классификация (исключение  лишнего понятия).

10. Простые аналогии (анализ  отношений понятий).

11. Выделение существенных  признаков.

Эти методики направлены на изучение основных мыслительных операций на вербальном уровне.

12. Арифметика. Выявляется  уровень овладения программными  знаниями по математике, способность  к рассуждению.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводится в групповой или индивидуальной форме. Количество детей в группе не должно быть слишком большим, особенно если дети относятся к группе риска по успеваемости или поведению. Оптимально — 5–7 человек. Дети выполняют задания на бланке.

Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:

 

Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в 5-й класс. За время обучения в начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять вам, как выполнять каждое задание. Время на выполнение каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к выполнению следующего задания можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку, я к вам подойду.

 

Перед каждой новой методикой  дается инструкция (см. Приложение) и  проводится обучение (сложение чисел  с переключением) или разбирается  пример (сравнение, аналогии, составление  фраз).

В целом проведение всего  набора занимает около 90 минут (2 урока по 45 минут).

Во время исследования нельзя оказывать никакой помощи, кроме стимулирующей.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Производится оценка результатов в соответствии с  указаниями в рабочей тетради  экспериментатора (см. Приложение). Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма баллов по шкалам 1, 3–12. Результаты заносятся в сводную таблицу и сравниваются с нормами, представленными в таблице № 5 «Нормы результатов».

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

Центр помощи детям провел при помощи предлагаемого набора методик исследование статистически репрезентативной выборки, состоящей из более чем 200 детей, что позволило ориентировочно определить количественные возрастные нормы готовности к обучению в среднем звене для учащихся общеобразовательных школ Ярославской области.

В состав выборки вошли  не имеющие проблем в обучении и развитии дети 3(4)-х классов, обучающиеся  по программе 1–3 и программе 1–4 соответственно, а также дети из классов компенсирующего  обучения и специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития.

Для стандартизации полученных результатов был проведен анализ распределения результатов по всем шкалам и итоговым показателям (см. табл.). В качестве единиц анализа  для удобства обработки и определения  возрастных норм использовались сырые баллы без перевода в стандартные оценки. Определялось максимальное и минимальное выборочное значение, среднее и два процентиля — 25-й и 75-й (количество целых баллов, набранное 25 и 75 процентами испытуемых соответственно).

Итоговый показатель здесь и выше подсчитывался следующим образом.

Суммарный балл получался  простым сложением сырых баллов, набранных по шкалам № 1–12, так как полученные по этим шкалам баллы прямо пропорциональны уровню развития соответствующих психических функций.

Для удобства пользователя не строились таблицы перевода сырых балов в стандартные оценки, а подсчитывались процентили, не менее эффективно обеспечивающие возможность определения соответствия результатов возрастной норме.

При интерпретации результатов  предлагаемого набора не производится построение профиля испытуемого, а набранные им сырые баллы по шкалам и подсчитанный итоговый показатель сравниваются с данными, приведенными в таблице.

– Если значение набранных  испытуемым баллов находится между 25-м и 75-м процентилем, включая граничные значения, то результаты соответствуют возрастной норме, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 4–7 стенов.

– Если значение набранных  испытуемым баллов находится ниже 25-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 1–3 стена.

– Если значение набранных  испытуемым баллов находится выше 75-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически выше возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 8–10 стенов.

Нормы результатов выполнения набора методик (в сырых баллах)

 

 

 

 

 

 

среднее

25 процентиль

75 процентиль

минимум

максимум

Стандартное отклонение

1 — общая осведомленность

6,83

6,00

8,00

4,00

10,00

1,40

2 — сложение чисел  с переключением

7,98

7,00

9,00

0,80

13,00

2,53

3 — исправь ошибки

5,39

3,00

8,00

0,00

10,00

2,78

4 — воспроизведение  рассказа

6,16

4,00

8,00

0,00

13,00

2,55

5 — смысловая память

7,16

6,00

9,00

1,00

10,00

2,34

6 — фраза из 3 слов

2,33

2,00

3,00

1,00

3,00

0,67

7 — фраза из 4 слов

2,20

2,00

3,00

0,00

3,00

0,93

8 — сравнение

8,83

8,00

10,00

5,00

14,00

1,80

9 — классификация

12,80

9,00

17,00

3,00

20,00

4,53

10 — аналогии

3,77

3,00

5,00

1,00

5,00

1,24

11 — существенные признаки

5,38

3,00

7,00

1,00

10,00

2,45

12 — арифметика

4,78

3,00

6,00

0,00

8,00

1,57

суммарный балл

73,49

67,00

83,00

40,00

95,00

11,75


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Общая осведомленность

Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.

Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе  ответов.

 

1. Как называется река, на которой  расположен Ярославль? (Волга)

2. Что такое пара? (Два, двое  и т.п.)

3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)

4. Где садится солнце? (На западе)

5. Для чего нужен желудок? (Переваривать  еду (пищу))

6. Почему нефть или масло плавают  по воде? (Они легче воды)

7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)

8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)

9. Как называется столица Украины? (Киев)

10. Кто живет во Франции? (Французы)

 

Оценка: каждый правильный ответ оценивается  в 1 балл.

 

2. Сложение чисел с  переключением

 

Инструкция: Тебе надо быстро и правильно  складывать два однозначных числа, написанные одно под другим. Сложение ты будешь выполнять двумя способами:

1) сумму ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку  ставят верхнее предыдущее число.  Если сумма больше 10, то десяток  отбрасывают, пишут число единиц;

2) сумму ставят в  нижнюю строчку, а вверх переносят  предыдущее нижнее слагаемое.

 

Например:

 

1-й способ

5 4 9 3 2 5 7 2

9 5 4 9 3 2 5 7

 

2-й способ

5 9 4 3 7 7 7 4

9 4 3 7 0 7 4 1

 

Детям дают возможность  тренировки в выполнении задания (4–5 сложений каждым способом), экспериментатор отвечает на вопросы, добиваясь, чтобы способы выполнения были усвоены.

Продолжение инструкции после тренировки:

В течение минуты ты должен действовать по первому способу, а потом по сигналу — по второму  способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту перейти к первому способу и т.д.

Дети работают в течение  пяти минут.

Оценка: высчитывается  среднее число сложений за 1 минуту, каждое оценивается в 1 балл.

 

3. Исправь ошибки

 

Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой.

Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.

1. Стары лебеди склонили  перед ним гордые шеи. —  1 ошибка

2. Взрослые и дти  толпились на берегу. — 1 ошибка

3. Внизу над ними расстилалась пустыня. — 1 ошибка

4. В отфет я киваю  ему рукой. — 2 ошибки

5. Солнце дохотило  до верхушек деревьев и тряталось  за ними. — 2 ошибки

6. Сорняки живучи и  плодовиты. — 0 ошибок

7. Я уже заснул, когда  кто-то окликнул меня. — 0 ошибок

8. На столе лежала карта на_шего города. — 1 ошибка

9. Самолет_сюда, чтобы  помочь людям. — 1 ошибка

10. Скоро_удалось мне  на машине. — 1 ошибка

(Текст содержит 10 ошибок.)

Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл.

Количественная оценка дополняется качественной: какие  именно ошибки пропущены (смысловые, офографические, дисграфические).

 

4. Воспроизведение  рассказа

 

Экспериментатор читает рассказ вслух. Дети пишут затем  краткое изложение в течение 5 минут.

Инструкция: Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они логически связаны. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение пяти минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

Оценка: подсчитывается количество воспроизведенных смысловых  единиц, каждая оценивается в 1 балл.

 

Рассказ

Три | сгоревших | дома

Казань, | 5 сентября. | Большой | пожар | уничтожил |прошлой | ночью | в  Казани | три здания, | расположенные в центре города. | 17 семей | остались без жилища. | Убытки | превышают | 150 миллионов рублей. | Спасая | маленького | ребенка, | один рабочий | сильно поранил себе руку.

 

5. Смысловая  память

 

Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить. Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.

После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой пары, а ты припомни второе и запиши в листе ответов.

шум — вода

стол — обед

мост — река

рубль — копейка

лес — медведь

дуб — желудь

дичь — выстрел

рой — пчела

час — время

гвоздь — доска

 

Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая оценивается в 1 балл.

Информация о работе Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено. Описание набора методик