Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:06, отчет по практике

Описание работы

Цель производственной практики – реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть …………………………………………………………………...5
1 Знакомство со спецификой работы психолога МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка»»…………………………………………………………………………5
2 Дигностическая работа…………………………………………………………8
Заключение ………………………………………………………………………..11
Список использованных источников ………

Работа содержит 1 файл

практика.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

Следует заметить, что  произвольность поведения, без которых  невозможно эффективное освоение учебной  деятельности, может сформироваться на основе относительно высокой эмоциональной  стабильности. В связи с этим, существенной задачей в системе оценки готовности ребенка к школьному обучению, является определение устойчивости к эмоциональным влияниям интеллектуальной деятельности. Для ее оценки предлагается модель речевой деятельности, которая состоит из трех серий одинаковых заданий, две из которых выполняются на фоне эмоционального подкрепления.

В качестве диагностики  интеллектуальной деятельности мною использовался направленный ассоциативный эксперимент с ответной реакцией в виде антонима (список слов для каждой серии более длинный и включает 60 слов, хорошо знакомых детям).

Затем по результатам  комплексной диагностики:

  • формулируется психодиагностическое заключение и прогноз успешности школьного обучения,
  • заполняется психолого-педагогическая характеристика ребенка,
  • строится индивидуальный профиль готовности,
  • определяется индивидуальный индекс готовности к обучению в школе.

По результатам диагностики необходимо проведение психокоррекционной работы, после чего будет проведено дополнительное обследование детей, результаты которых позволят сделать вывод, кто из детей после проведения коррекционной работы полностью готов к школе, а кому рекомендовано остаться ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом.

Родителям также были предложены методические рекомендации, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Наша задача не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком (Приложение Е).

 

 

 

 

Заключение

В ходе производственной практики, которую  я проходила на базе МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка»» г. Балабаново Калужской области, я работала психологом. Основным содержанием практики являлась работа по подготовке, проведению и обработки результатов исследования по психологической готовности детей к обучению в школе.

На первом этапе практики мною была изучена литература по теме практики, которую я подбирала совместно с психологом МДОУ, а также был подготовлен раздаточный материал для проведения диагностики.

Затем я провела диагностику  детей старшего дошкольного возраста совместно с психологом. В ходе диагностики я использовала методики, рекомендованные психологом МДОУ, такие как «Ориентировачный тест школьной зрелости «Керна-Йирасека»», рисуночная методика Д.В. Солдатова и др..

Заключительный этап производственной практики состоял из обработки результатов диагностики, заполнения психологических карт детей, которые приняли участие в обследовании, и разработки практических рекомендаций для родителей и воспитателей детского сада «Лесная сказка» по психолого – коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Все рекомендации были оформлены в письменном виде и включали в себя индивидуальный набор упражнений для каждого ребенка и общие рекомендации для воспитателей подготовительной группы с целью формирования личностной, интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Исходя из результатов практической работы, выполненной мною в период производственной практики, я хотела бы привлечь внимание родителей к  проведению тестирования, проведя собрание родителей в группе за 1-2 недели до проведения диагностических процедур, и рассказав о важности данной работы, и  необходимости присутствия родителей при тестировании.

Проанализировав проделанную мною работу в ходе производственной практики, можно отметить следующие моменты  по теме проведенного исследования:

Значительная часть детей старшего дошкольного возраста ( 6 -7 лет) не совсем готовы к обучению в школе, им необходима коррекционная работа с целью  формирования недостающих компонентов  психологической готовности  к  школьному обучению.

Совместная работа психолога, воспитателя МДОУ и родителей помогает подготовить ребенка к обучению в школе, сформировать как интеллектуальную, личностную готовности в более короткие сроки. Однако, необходимо большее внимание личностной и мотивационной готовности ребенка к школьному обучению.

Длительное наблюдение т проведение коррекционной работы ( диагностика  проводиться за 8 – 10 месяцев до предпологаемой даты поступления в школу)  позволит в большей мере сформировать у  ребенка необходимые умения и  навыки, подготовить его к систематическому обучению в школе и предупредить школьную дезадаптацию.

Список использованных источников

11

Актуальные проблемы возрастной и  педагогической психологии / под обш. Ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский. –  Минск: Вышейш.шк. 1998 г. –  С. 175

2

Бабкина, Н.В. Оценка психологической  готовности детей к школе. М.: Айрис-Пресс, 2006 г.

3

Вархатова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс – диагностика готовности к школе: практическое руководство  для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2005 г.

4

Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2006 г.

5

Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б., Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2005 г.

6

Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2008 г.

7

Карелин, А. Большая энциклопедия психологических  тестов. М.: Эксмо, 2007 г.

8

Меттус, Е.В. Система работы по проблемам  будущих первоклассников. Подготовка, диагностика, адаптация. Волгоград: Учитель, 2007

9

Павлова, Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. М.: Сфера, 2007 г.

10

Широкова  Г.А. . Справочник дошкольного  психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г.

11

Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы  диагностики психического развития детей. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.:. Просвещение, 2005 г.


 

Приложения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж





Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе