Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:06, отчет по практике

Описание работы

Цель производственной практики – реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть …………………………………………………………………...5
1 Знакомство со спецификой работы психолога МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка»»…………………………………………………………………………5
2 Дигностическая работа…………………………………………………………8
Заключение ………………………………………………………………………..11
Список использованных источников ………

Работа содержит 1 файл

практика.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Обнинский

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Производственная практика

Тема

Диагностика психологической  готовности ребенка к школе

Фамилия студента

Болдырева

Имя студента

Марина

Отчество студента

Вячеславовна

№ контракта

02900170701001

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Основная часть …………………………………………………………………...5

1 Знакомство со спецификой работы психолога МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка»»…………………………………………………………………………5

2 Дигностическая работа…………………………………………………………8

Заключение ………………………………………………………………………..11

Список использованных источников ……………………………………………13

Приложения ………………………………………………………………………14

Введение

Работа психолога  специфична и предъявляет большие требования к человеку, который занимается этой деятельностью. Теоретические знания, которые получены в ходе изучения предмета, необходимо закреплять и применять при решении практических задач. Практика – это составная часть профессиональной подготовки будущего психолога, именно она дает возможность студенту понять специфику будущей профессии, расширить границы теоретических знаний, приобрести практические навыки, а также определиться в правильности выбора профессии.

Производственную практику я проходила в МДОУ «Детский сад  №11 «Лесная сказка»» в течении 5 недель с 21 января по 22 февраля 2013 года. Заведующая – Фокина Раиса Ивановна. Практика проходила под руководством психолога детского сада – Веселова Ирина Викторовна.

Психологическую готовность ребенка к школе можно определить как комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для  успешного начала систематического обучения в школе. Она состоит  из нескольких компонентов:

  1. мотивационная готовность (положительное отношение к школе и учителям);
  2. волевая готовность (достаточно высокий уровень развития произвольного поведения);
  3. интеллектуальная готовность (наличие определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов);
  4. социальная или нравственная готовность (сформированность качеств, которые  обеспечивают установление взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, выполнение совместной деятельности).

         Психологическая готовность к  обучению в школе определяется  за 8 – 10 месяцев до предполагаемого поступления в школу, т.к. в этом случае есть время изменить то, что нуждается в коррекции. Важно понимать, что готовность к школе означает лишь то, что у ребенка есть некая основа для развития в следующем возрастном периоде. Наличие проблем, которые выявлены при проведении диагностики не означает, что ребенок будет неуспешен в период обучения. Проведение диагностики позволяет выявить недостаточно сформированные компоненты готовности к школьному обучению и вовремя провести коррекционную работу с ребенком.

          Цель производственной практики – реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.

Поставленная на период практики цель достигается решением следующих задач:

  • ознакомиться с особенностями работы психолога детского сада;
  • знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
  • активно участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики, развитие умений по написанию заключений, оформлению документации, составление коррекционных программ по выявленной проблеме, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы;
  • формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики.

Основная часть

1 Знакомство со спецификой работы  психолога в МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка»».

Практика началась со знакомства с  детским садом, воспитателями, психологом и детьми старшего и младшего дошкольного  возраста. В детском саду функционирует 12 групп, которые посещают 235 детей. Детский сад осуществляет реализацию программы «Радуга», которая прошла экспертизу в Министерстве образования и была рекомендована для использования в дошкольных учреждениях. Она разработана коллективом работников лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства образования РФ. Программа «Радуга» это целостная система воспитания, развития и обучения детей в условиях МДОУ. Программа преследует цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения.

Психологическая готовность ребенка  к обучению в школе – это  один из важнейших итогов психического развития ребенка в период дошкольного  детства. Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития для успешного освоения им учебной программы в условиях систематического обучения в коллективе сверстников. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Кабинет психолога детского сада находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от музыкальных и физкультурных залов. Помещение кабинета психолога, разделено на несколько «рабочих» зон, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.

Первая зона – это пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая зонa кабинетa - прострaнство взaимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности. Третья зона обеспечивается средствами интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога.

В кабинете созданы не только рабочие зоны психологa, но и функциональные уголки (зоны), привлекательные для детей.

Таким образом, кабинет  оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям и материально-технической  оснащенности кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной  задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.

Далее я ознакомилась с основными методами и направлениями работы психолога МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка»».

          1) Психодиагностическая работа, которая состоит из:

-  проведение в случае  необходимости психологического обследования ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам;

- совместно со специалистами  соответствующего профиля проведение  дифференциальной диагностики различных  отклонений в психическом развитии;

-   проведение психологической  диагностики на определение психологической  готовности к обучению в школе.

2) Психопрофилактическая  работа:

- работа по созданию  благоприятного психологического  климата в учреждении (способствование  улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по рабочим и личным вопросам);

- психологическое консультирование родителей по вопросам возрастной психологии, семейного воспитания.

3) Экспертно-проектировочная деятельность,которая включает в себя диагностику отношения родителей и педагогов к дошкольному учреждению.

4) Развивающая и психокоррекционная  работа с детьми, которая направлена  на активное воздействие на  личность и индивидуальность  ребенка.

5) Консультативная работа: повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Диагностическая работа.

На следующем этапе  практики мною была проведена диагностическая работа по психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.

Готовность ребенка к школьному  обучению определяется системным обследованием  состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, которые направлены на выявление:

а) уровня психического развития;

б) наличия необходимых навыков и умений;

в) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

Готовность к обучению – это комплексный показатель, каждый из тестов дает лишь представление об определенной стороне готовности ребенка к школе. Результаты тестирования помогают вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу для него.

Таким образом, основная цель диагностирования – это выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала. В связи с этим были поставлены задачи:

1) Ознакомиться с психолого-педагогической литературой по проблеме.

2) Подобрать психодиагностические методики, позволяющие определить готовность детей к обучению в школе.

3) Используя диагностический материал, определить индивидуальные различия в психологической готовности детей к школе.

4) Обработать и проанализировать результаты исследования, сделать соответствующие выводы.

5) Учитывая результаты исследования, разработать и дать рекомендации педагогам и родителям.

В большей части работ, посвященных изучению готовности ребенка  к школе, выделяют три самостоятельных  аспекта: физический, специальный и психологический.

Психологическая готовность к обучению в школе  - самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает в себя интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.

На основании данных параметров и были выбраны методики для определения школьной зрелости.

Среди наиболее известных тестов определения готовности ребенка к школе мною был выбран «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Ирасека (Приложение А). Этот тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно перед записью детей в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. В Приложении Ж приведены результаты диагностики по тесту Керна-Ирасека (извлечение).

Для оценки слухоречевой памяти мною был выбран и использовался тест (приложение Б), который состоит из пяти списков по 10 слов в каждом: в первом — только существительные, во втором — прилагательные, в третьем списке — глаголы, в четвертом чередуются вышеуказанные части речи, в пятом — бессмысленные псевдослова, которые предполагают опору на механическую память. Процедура проведения диагностики основывается на поочередном предъявлении ребенку для запоминания пяти серий слов, начиная с первой группы. Порядок предъявления серий ребенку постоянен: существительные, прилагательные, глаголы, смешанная серия и псевдослова.

Оценка произвольного  внимания. Механизмы произвольного внимания еще не полностью сформированы в старшем дошкольном возрасте, поэтому дети одного возраста характеризуются довольно существенными отличиями в его функционировании. Произвольное внимание принято оценивать по результатам выполнения какого-либо понятного и доступного задания. Чаще всего для этого используют одно из заданий тестов Д.Векслера, так называемую корректурную пробу, или, как ее еще называют, шифровку (приложение В).

Диагностика развития вербального  интеллекта. Для оценки вербального  интеллекта применяется «игра в слова» (приложение Г).

Диагностика эмоционально-мотивационной  готовности. Существенной стороной подготовки детей старшего дошкольного возраста к освоению учебной деятельности, является формирование у ребенка желания учиться в школе и связанной с ним готовности принять на себя роль ученика. Центральным элементом чего является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой. В связи с этим существенно оценить выраженность той и другой для того, чтобы можно было бы компенсировать в оставшееся перед поступлением в школу время дефицит учебной мотивации. Для этого проводим оценку игровой и учебной мотивации с помощью рисуночной методики Д.В. Солдатова (приложение Д).

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребенка к школе