Диагностика подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Средний школьный возраст (от 9–11 до 14–15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество – период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании.

Содержание

1. Общая характеристика подросткового и юношеского возраста 3
2. Особенности диагностики подростков и юношей 8
3. Основные принципы проведения диагностики 11
4. Изучение особенностей познавательной сферы подростка 15
5. Изучение особенностей развития личности подростка 16
Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

диагностика подростков и юношей.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Цель использования стандартизированных  психодиагностических методов (тестов) — получение информации о качествах, существенно влияющих на поведение человека, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению, например: готовности к обучению, интеллектуальных способностей, самооценки, внутренней конфликтности. Психодиагностика не заменяет оценку действий человека, а дополняет ее, так как позволяет определить актуальный уровень развития его способностей и потенциал («зону ближайшего развития»).

Специалист, проводящий тестирование, должен не только объяснить  испытуемым цели тестирования и обозначить границы использования результатов, но и создать всем одинаково комфортные условия: тишина, нормальная температура  и освещение, отсутствие внешних  раздражителей. На результаты тестирования могут влиять самые разнообразные факторы: психоэмоциональное состояние человека, его самочувствие, настроение. Поэтому психодиагност должен сделать все от него зависящее, чтобы снизить напряжение и тревожность своих клиентов. Спокойный, доброжелательный тон, не только профессиональный, но и личный интерес к собеседнику помогут установить необходимый контакт. Заканчивая процедуру тестирования, необходимо сообщить испытуемому, каким образом и в какой форме он будет информирован о результатах тестирования.

При формировании тестового  комплекса необходимо соблюдение следующих  принципов:

• избытка информации или дублирования тестов;

• оптимального количества тестов;

• оптимальной последовательности предъявления тестов13.

Необходимость соблюдения принципа избытка и перекрытия информации поможет повысить достоверность психологических тестовых методик. Один из самых простых способов повысить достоверность тестовых исследований — подобрать такой блок тестов, чтобы необходимое качество «звучало» не в одном, а в двух-трех тестах. Так, показатели эмоциональности можно проследить по 16-факторному опроснику Р. Кэттелла, тесту Леонгарда-Шмишека, Идеографическому тесту и тесту Люшера (Т.В. Орлова. Психологическое консультирование школьников, 1999).

Дублирование тестов означает использование тестов разного характера: не только опросники (например, тест Кэттелла и тест Леонгарда-Шмишека), но и проективные методики (Тест цветовых отношений Люшера, Идеографический тест), что повышает достоверность полученных данных.

Принцип оптимального количества тестов означает выполнение требования необходимости и достаточности информации и преследует цель максимально снизить временные затраты на проведение тестирования без снижения его качества. Практика показывает, что при использовании нескольких небольших тестов можно ожидать большей достоверности, чем при использовании одного-двух «больших».

Оптимальность подбора  тестов необходимо сочетать с оптимальной последовательностью их предъявления. Целью является снижение влияния фактора утомления на результаты тестирования. Оптимальная последовательность предъявления тестов достигается предъявлением первыми тестов интеллекта и чередованием разных по форме тестов (например, вслед за тестами интеллекта предлагается опросник, затем рисуночный тест, затем снова опросник, после него Тест цветовых отношений, затем снова опросник). Следует учитывать также, что использование одних компьютерных методик очень утомляет испытуемого14.

Первый шаг — тестирование и (или) получение информации о личностных особенностях испытуемого в специально организованной беседе. Так, например, информацию о развитии у испытуемого вербального мышления можно получить, предложив ему выполнить некоторые субтесты Теста структуры темперамента Амтхауэра или анализируя его речь (последовательность изложения, связность речи, словарный запас и т.п.).

Второй шаг — обработка результатов тестирования, для которой предусмотрены стандартные компьютерные или бланковые методы.

Третий шаг (один из наиболее сложных) — интерпретация результатов.

Четвертый шаг — построение прогнозов, разработка рекомендаций по развитию ПВК и снижению влияния негативных качеств.

Пятый шаг — написание заключения по результатам диагностики.

Перечисленные блоки  нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими.

 

 

 

4. Изучение особенностей познавательной сферы подростка

 

Восприятие у человека является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обусловливают и особенности его сохранения.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может  быть полностью организовано и контролируемо  подростком. 
Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

К числу индивидуальных особенностей относятся индивидуальные различия в функционировании памяти. Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. 
По мере развития подростка, содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Необходимо также знать  особенности речевого развития подростка.

 

 

5. Изучение особенностей развития личности подростка

 

Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». 
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». 
Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, и может приводить к страху от плохой оценки окружающими.

Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно, вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности. Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками.

Стремление жить по своим  идеалам, выработка этих образцов поведения  может приводить к столкновениям  взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость  и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе. У многих подростков отмечаются акцентуации характера — определенное заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизацию и наркоманизацию).

Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические  особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации  к социальной среде.

Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». 
В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением. 
Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение.

У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс:

*реакция эмансипации,  которая представляет собой тип  поведения, посредством которого  подросток старается высвободиться  из-под опеки взрослых. Крайняя степень выраженности этой реакции — бродяжничество;

*реакция группирования  со сверстниками проявляется  в повышенном интересе к общению  со сверстниками, ориентации на  выработку групповых норм и  ценностей, формирование собственной  субкультуры;

*реакция увлечения  (хобби), в ней отражается как  веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.

Определенные осложнения возникают у подростка в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии. Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятия решения.

При выборе профессии  проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.

Индивидуальные стили  принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Коррекции требуют импульсные и инертные решения.

 

Заключение

 

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».

Л. С. Выготский центральным  и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.

Возраст характеризуется  перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым  смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего – личностной сферы, самосознания.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что наверное, самый тяжелый период в жизни человека – это подростковый возраст. В это время ребенок становиться личностью, у него появляются принципы, идет переоценка ценностей. Подростку очень сложно понять себя в это время и ему очень важна помощь и поддержка близких ему людей. Естественно, что самые родные люди – это родители. И именно им необходимо всячески поддерживать подростка. Очень часто родителю не придают большого внимания своему чаду, считают, что все это временно и ребенок может справиться сам. Это и есть одна из самых больших ошибок взрослых. В этой статье я попытаюсь раскрыть основные ошибки в поведении родителей по отношению к детям, и рассмотреть возможные варианты решения.

Самое главное в этот период дать подростку как можно больше свободы, развивать все его идеи и начинания, так как в это время он считает, что все дела ему по плечу, и кстати правильно делает, ведь в подростковом возрасте можно научиться практически всему! Даже если идеи вашего отпрыска кажутся Вам безумными или глупыми (конечно в рамках разумного), попытайтесь не показывать это ему. Если это действительно нелепо подросток сам это поймет.

Старайтесь никогда  не повышать голос в разговоре  с ребенком, даже если он, по-вашему, мнению это заслуживает, подросток поймет это как выражение агрессии по отношению к нему. Конечно, никому не хотелось бы, чтобы ребенок увлекался вредными привычками, поэтому постарайтесь просто поговорить с ним на эти темы, желательно чтобы возраст ребенка был около 13-14 лет, так как именно в этот период дети могут попасть в «плохую» компанию. Разговаривайте спокойным голосом, с минимум эмоций, покажите, что вы относитесь к подростку, как к равному себе, если ваше чадо поймет, что вы ему полностью доверяете, будьте уверены он никогда не поступит, как «маленький».

Старайтесь, помочь ребенку  пережить этот период. Будьте всегда рядом, чтобы подросток знал, что если произойдет какая-нибудь неприятность у него есть человек, который всегда поймет и поможет.

Главное, о чем должен помнить психолог, приступая к диагностике, — психологическая диагностика, в которой не заложена возможность развития исследуемых функций, бессмысленна, если не безнравственна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Залунина Л. М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. – СПб.: Питер, 2007. – 144 с.
  2. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
  3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2007. - 464с.
  4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2006. – 456 с.
  5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М: Педобщество, 2007. –460 c.
  6. Реан А. А. Психология подростка. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 480 с.
  7. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. - Рн/Д: Феникс, 2008. - 384 с.
  8. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М.: Академический Проект, 2007. - 349 с.

Информация о работе Диагностика подростков и юношей