Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:20, реферат
Средний школьный возраст (от 9–11 до 14–15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество – период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании.
1. Общая характеристика подросткового и юношеского возраста 3
2. Особенности диагностики подростков и юношей 8
3. Основные принципы проведения диагностики 11
4. Изучение особенностей познавательной сферы подростка 15
5. Изучение особенностей развития личности подростка 16
Заключение 18
Список использованных источников 20
СОДЕРЖАНИЕ
Средний школьный возраст (от 9–11 до 14–15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество – период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании.
В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции:
1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);
2) овзросляющая (акселерация,
некоторая самостоятельность,
Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте – от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.
Переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 15-16 летний возраст. Это время падает на 9 класс, если иметь в виду 11-летнюю общеобразовательную школу.
Возраст ранней юности, к которому относятся старшеклассники, не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества. По образному выражению американского ученого Масгрейва, «юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Паровую машину построил Уатт в 1765 г., а юношу - Руссо в 1762 г. Изобретя юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем, как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону»2.
Давая характеристику психологии раннего юношеского возраста, надо иметь в виду дополнительные обстоятельства. У каждого поколения есть общие характеристики, присущие самой юности. Однако удельный вес этих характеристик у различных поколений может меняться. Так, например, сегодня в ранней юности, как правило, завершается физический рост человека. Так было не всегда. Еще в конце 19 века люди росли до 23-25 лет. Наш век стал свидетелем явления резкого убыстрения физического развития людей, которое немецкий ученый Кох назвал акселерацией.
Развитие мотивационно-потребностной сферы в юношестве. Одной из возрастообразующих характеристик является проблема человеческих потребностей. Эта проблема сложна и многозначна. И в отношении юношества можно условно выделить 2 основные потребности: это потребность в общении (которая уже рассматривалась в этом параграфе) и потребность в уединении.
Развитие личности можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны это процесс уподобления себя в чем-то другим людям в процессе общения, а с другой - отличение себя от других в результате процесса обособления. Общение и обособление протекают в тесном единстве между собой. Потребность в обособлении, которая отчетливо проявляется в юношеском возрасте, находит свое конкретное выражение как в общении (в обособлении в составе той или иной группы), так и в уединении3.
Говоря об обособлении личности в ранней юности, надо иметь в виду несколько его уровней: первый - обособление старшеклассников в составе своей возрастной группы; второй - обособление в составе довольно широких общностей - коллективов сверстников; третий - обособление в рамках групп сверстников, приятельских и дружеских, четвертый - обособление личности внутри коллективов и групп4.
Потребность в уединении социальна по своему содержанию и в норме не имеет ничего общего с проявлением индивидуализма. Уединение выполняет в процессе развития старшеклассника несколько функций. В ранней юности происходит интенсивное познание богатств, накопленных мировой культурой. Определенная часть этого познания может быть эффективна лишь в уединении: и восприятие знаний, и осмысление их, и построение логических схем.
Познать себя можно лишь в общении с окружающими, но разобраться в себе, осмыслить себя - в уединении. В связи с этим нельзя не вспомнить, что некоторые племена включали в обряд инициации длительное одиночество. В юности доставляет особое удовольствие погрузиться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки.
Функция уединения состоит и в осмыслении различий личностных позиций. Восприятие юноши окружающими и восприятие им самого себя, а также восприятие явлений действительности им и его партнерами по общению могут значительно разниться между собой. Это связано с тем, что видение одного и того же явления разными людьми зависит от их прошлого опыта. В уединении старшеклассник имеет возможность осмыслить эти различия, осознать разницу своих и других норм восприятия, оценок и поведения5.
Третья функция уединения связана с процессами творчества. В ранней юности необычайно многообразны творческие потенции личности. Уединение дает возможность реализовать многие из них: музыкальные, художественные, литературные, отчасти технические.
Уединение в ранней юности имеет коренное отличие от уединения взрослых. Взрослые, оставаясь наедине с собой, как бы сбрасывают груз тех ролей, которые они играют в жизни, и, так им по крайней мере кажется, становятся самими собой. Юноша, наоборот, лишь в уединении и может проигрывать те многочисленные роли, которые недоступны ему в реальной жизни, представлять себя в тех образах, которые ему наиболее импонируют. Они делают это в так называемых играх-грезах и мечтах, в которых и реализуются многие функции уединения и которые «как бы карнавал, переживаемый в одиночку, с острым сознанием этой своей отъединенности»6.
В ранней юности наличие потребности в уединении - норма. Отсутствие этой потребности свидетельствует о том, что личность развивается недостаточно интенсивно для своего возраста. С другой стороны, резкое преобладание потребности в уединении - признак иногда тревожный.
Поиск смысла жизни в юношестве. Для собственно юности (в отличие от ранней юности) характерно опосредованное самосознанием развитие. Системообразующее новообразование: поиск смысла. В юности происходит формирование образа собственной жизни, поиск смысла систем «Я и мир», «Я и другие люди».
Ведущая деятельность юношества условно определяется как учебно-профессиональная, хотя Д.Б.Эльконин не распространял свою концепцию дальше подросткового возраста. В зрелых возрастах содержание ведущей деятельности меняется. Но для юношества представляется возможным определить в качестве ведущей деятельности все формы актуализации (от бытовой до творчества). Для юности характерен предел возможностей, вкладывание всех сил, энтузиазм, активная деятельность. Одновременно, для юношества типичной является «активная бездеятельность» - созерцание7.
Поиск смысла жизни связан со стремлением найти опору в мире вечности и бесконечности. Потребность найти свою сущность, потребность обрести ее в общении. Часто юношеству сопутствует приобретение взрослого друга - кем-то освещаемый путь. Через другого реализуется счастливая возможность обрести себя. Поиск смысла сопровождается формированием исторической памяти, становлением социального, коллективного индивида.
В юности происходит становление себя во времени, открытие смертности. Развитие в юношестве осуществляется по линии противоречия между индивидуальностью и коллективностью, между «хочу» и «надо». Противоречия разворачиваются на разных уровнях: Я и Она; Я и семья; Я и друзья; Я и общество. Характер развития личности в юношестве определяется уровнем сформированности регуляторных образований (самосознание, самооценка, образ Я, саморегуляция, ценностные ориентации).
Результатом развития потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, становления индивидуальности, формирования мировоззрения в юношеском возрасте и поиска смысла становится зрелая, развитая личность.
Подростковый и ранний юношеский возраст - это период раскрытия природных способностей, особых талантов и положительных черт характера человека. Принято считать периодами возрастного развития детей: от 11-12 до 15-17 лет - подростковым возрастом, от 15 до 21 лет - юношеским возрастом8. Разграничения отличий между подростковым и юношеским возрастами настолько мала, что целесообразно условно объединить их в один возрастной период.
Педагог-психолог общеобразовательного учреждения оказывает психологическое сопровождение обучающихся в школе детей всех возрастов в режиме реального времени. Следует обратить особое более пристальное внимание к тем подросткам, которые не испытывают желание обучаться, и ко всему почему порой активно противодействуют этому: мешают другим школьникам получать знания, нарушают процесс обучения своим недопустимым поведением, поскольку педагог вынужден отвлекаться на них на уроке.
Педагогам необходимо своевременно выявлять детей с неустойчивым поведением и передавать информацию руководителю учреждения, который оформит заявку в соответствии с требованиями действующего Законодательства специалисту педагогу-психологу на проведение консультации для решения вопроса о необходимости сопровождения ребёнка в процессе оказания психологической помощи в его развитии9.
Для каждого возраста
установлены и определенны
Каждый возрастной период развития имеет возрастные кризисы с переходными периодами от одного возрастного этапа к другому. Специально выделяется биологический, социальный и психологический возраст. В эти периоды возраста резко и качественно изменяются какие-то черты его личности, в тоже время поведение может оставаться "детским" или наоборот характеризует его как вполне взрослого человека.
С потерей детского мироощущения у человека появляется
чувство тревожности и психологического
дискомфорта. Поэтому педагоги-психологи
прежде всего обращают внимание на психологический
возраст подростка.
Психологический возраст - характеристика
степени адаптивности человека к условиям
социума в соответствии с уровнем интеллекта,
способностью к научению, двигательными
навыками, чувствами, установками, мотивами
и пр10.
Важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развивать у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования. Как же это делать?
1. Педагогу-психологу
школы необходимо знать как
ведёт себя уроке подросток,
чтобы сделать своё
2. Для этого педагог-психолог
посещает уроки средних и
*аппаратурные методы определения свойств нервной системы;
*Опросник "Анамнестическая
схема показателей свойств
*Опросник Айзенка;
*Опросник структура темперамента В.М.Русалова;
*Опросник ЧХТ (черты характера и темперамента);
*Тепинг-тест (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям);
*Опросник структуры темперамента Я.Стреляу;
*Опросник САН (самочувствие-
Успешность обучения
во многом зависит от мотивации обучения,
от того личностного смысла, который
имеет обучение для подростка.
Основное условие всякого обучения — наличие стремления
к приобретению знаний и изменению себя.
Иногда, в реальной школьной жизни, приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.
3. Основные принципы проведения диагностики
В зависимости от целей проведения различают теоретико-экспериментальное и прикладное направление психодиагностических исследований. Первое из указанных направлений связано с задачами изучения природы способностей, выявления факторов, влияющих на ее развитие и реализацию, а также взаимосвязей между характеризующими ее параметрами. Второе направление ориентировано на решение прикладных задач выявления способностей.
Тесты — это стандартизованные и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Тесты состоят из заданий, на которые испытуемый должен дать правильный ответ. В опросниках правильных или неправильных ответов не существует.
Различают тесты для одномерного исследования способностей, направленные на оценку уровня развития одной способности, важной для успешного выполнения работы (распределение внимания, пространственное воображение и др.), и многофакторные методы, представляющие собой набор тестов, дающих оценку способностей по ряду показателей (например, многофакторная оценка интеллекта)12.