Диагностика подростков и юношей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Средний школьный возраст (от 9–11 до 14–15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество – период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании.

Содержание

1. Общая характеристика подросткового и юношеского возраста 3
2. Особенности диагностики подростков и юношей 8
3. Основные принципы проведения диагностики 11
4. Изучение особенностей познавательной сферы подростка 15
5. Изучение особенностей развития личности подростка 16
Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

диагностика подростков и юношей.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика подросткового и юношеского возраста

 

Средний школьный возраст (от 9–11 до 14–15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество – период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании.

В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции:

1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);

2) овзросляющая (акселерация,  некоторая самостоятельность, субъективное  ощущение взрослости и т.п.)1.

Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов  развития в подростковом возрасте –  от школьников, с детским обликом  и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к  некоторым сторонам взрослой жизни.

Переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 15-16 летний возраст. Это время падает на 9 класс, если иметь в виду 11-летнюю общеобразовательную школу.

Возраст ранней юности, к которому относятся старшеклассники, не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества. По образному выражению американского ученого Масгрейва, «юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Паровую машину построил Уатт в 1765 г., а юношу - Руссо в 1762 г. Изобретя юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем, как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону»2.

Давая характеристику психологии раннего юношеского возраста, надо иметь в виду дополнительные обстоятельства. У каждого поколения есть общие характеристики, присущие самой юности. Однако удельный вес этих характеристик у различных поколений может меняться. Так, например, сегодня в ранней юности, как правило, завершается физический рост человека. Так было не всегда. Еще в конце 19 века люди росли до 23-25 лет. Наш век стал свидетелем явления резкого убыстрения физического развития людей, которое немецкий ученый Кох назвал акселерацией.

Развитие мотивационно-потребностной сферы в юношестве. Одной из возрастообразующих характеристик является проблема человеческих потребностей. Эта проблема сложна и многозначна. И в отношении юношества можно условно выделить 2 основные потребности: это потребность в общении (которая уже рассматривалась в этом параграфе) и потребность в уединении.

Развитие личности можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны это процесс уподобления себя в чем-то другим людям в процессе общения, а с другой - отличение себя от других в результате процесса обособления. Общение и обособление протекают в тесном единстве между собой. Потребность в обособлении, которая отчетливо проявляется в юношеском возрасте, находит свое конкретное выражение как в общении (в обособлении в составе той или иной группы), так и в уединении3.

Говоря об обособлении личности в ранней юности, надо иметь в виду несколько его уровней: первый - обособление старшеклассников в составе своей возрастной группы; второй - обособление в составе довольно широких общностей - коллективов сверстников; третий - обособление в рамках групп сверстников, приятельских и дружеских, четвертый - обособление личности внутри коллективов и групп4.

Потребность в уединении социальна по своему содержанию и в норме не имеет ничего общего с проявлением индивидуализма. Уединение выполняет в процессе развития старшеклассника несколько функций. В ранней юности происходит интенсивное познание богатств, накопленных мировой культурой. Определенная часть этого познания может быть эффективна лишь в уединении: и восприятие знаний, и осмысление их, и построение логических схем.

Познать себя можно лишь в общении с окружающими, но разобраться в себе, осмыслить себя - в уединении. В связи с этим нельзя не вспомнить, что некоторые племена включали в обряд инициации длительное одиночество. В юности доставляет особое удовольствие погрузиться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки.

Функция уединения состоит и в осмыслении различий личностных позиций. Восприятие юноши окружающими и восприятие им самого себя, а также восприятие явлений действительности им и его партнерами по общению могут значительно разниться между собой. Это связано с тем, что видение одного и того же явления разными людьми зависит от их прошлого опыта. В уединении старшеклассник имеет возможность осмыслить эти различия, осознать разницу своих и других норм восприятия, оценок и поведения5.

Третья функция уединения связана с процессами творчества. В ранней юности необычайно многообразны творческие потенции личности. Уединение дает возможность реализовать многие из них: музыкальные, художественные, литературные, отчасти технические.

Уединение в ранней юности имеет коренное отличие от уединения взрослых. Взрослые, оставаясь наедине с собой, как бы сбрасывают груз тех ролей, которые они играют в жизни, и, так им по крайней мере кажется, становятся самими собой. Юноша, наоборот, лишь в уединении и может проигрывать те многочисленные роли, которые недоступны ему в реальной жизни, представлять себя в тех образах, которые ему наиболее импонируют. Они делают это в так называемых играх-грезах и мечтах, в которых и реализуются многие функции уединения и которые «как бы карнавал, переживаемый в одиночку, с острым сознанием этой своей отъединенности»6.

В ранней юности наличие потребности в уединении - норма. Отсутствие этой потребности свидетельствует о том, что личность развивается недостаточно интенсивно для своего возраста. С другой стороны, резкое преобладание потребности в уединении - признак иногда тревожный.

Поиск смысла жизни в юношестве. Для собственно юности (в отличие от ранней юности) характерно опосредованное самосознанием развитие. Системообразующее новообразование: поиск смысла. В юности происходит формирование образа собственной жизни, поиск смысла систем «Я и мир», «Я и другие люди».

Ведущая деятельность юношества условно определяется как учебно-профессиональная, хотя Д.Б.Эльконин не распространял свою концепцию дальше подросткового возраста. В зрелых возрастах содержание ведущей деятельности меняется. Но для юношества представляется возможным определить в качестве ведущей деятельности все формы актуализации (от бытовой до творчества). Для юности характерен предел возможностей, вкладывание всех сил, энтузиазм, активная деятельность. Одновременно, для юношества типичной является «активная бездеятельность» - созерцание7.

Поиск смысла жизни связан со стремлением найти опору в мире вечности и бесконечности. Потребность найти свою сущность, потребность обрести ее в общении. Часто юношеству сопутствует приобретение взрослого друга - кем-то освещаемый путь. Через другого реализуется счастливая возможность обрести себя. Поиск смысла сопровождается формированием исторической памяти, становлением социального, коллективного индивида.

В юности происходит становление себя во времени, открытие смертности. Развитие в юношестве осуществляется по линии противоречия между индивидуальностью и коллективностью, между «хочу» и «надо». Противоречия разворачиваются на разных уровнях: Я и Она; Я и семья; Я и друзья; Я и общество. Характер развития личности в юношестве определяется уровнем сформированности регуляторных образований (самосознание, самооценка, образ Я, саморегуляция, ценностные ориентации).

Результатом развития потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, становления индивидуальности, формирования мировоззрения в юношеском возрасте и поиска смысла становится зрелая, развитая личность.

 

 

 

  1. Особенности диагностики подростков и юношей

 

Подростковый и ранний юношеский возраст - это период раскрытия природных способностей, особых талантов и положительных черт характера человека. Принято считать периодами возрастного развития детей: от 11-12 до 15-17 лет - подростковым возрастом, от 15 до 21 лет - юношеским возрастом8. Разграничения отличий между подростковым и юношеским возрастами настолько мала, что целесообразно условно объединить их в один возрастной период.

Педагог-психолог общеобразовательного учреждения оказывает психологическое  сопровождение обучающихся в  школе детей всех возрастов в  режиме реального времени. Следует обратить особое более пристальное внимание к тем подросткам, которые не испытывают желание обучаться, и ко всему почему порой активно противодействуют этому: мешают другим школьникам получать знания, нарушают процесс обучения своим недопустимым поведением, поскольку педагог вынужден отвлекаться на них на уроке.

Педагогам необходимо своевременно выявлять детей с неустойчивым поведением и передавать информацию руководителю учреждения, который оформит заявку в соответствии с требованиями действующего Законодательства специалисту педагогу-психологу на проведение консультации для решения вопроса о необходимости сопровождения ребёнка  в процессе оказания психологической помощи в его развитии9.

Для каждого возраста установлены и определенны нормативы развития с учётом социальной ситуации: психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного.

Каждый возрастной период развития имеет возрастные кризисы  с переходными периодами от одного возрастного этапа к другому. Специально выделяется биологический, социальный и психологический возраст. В эти периоды возраста резко и качественно изменяются какие-то черты его личности, в тоже время поведение может оставаться "детским" или наоборот характеризует его как вполне взрослого человека.

С потерей детского мироощущения у человека появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта. Поэтому педагоги-психологи прежде всего обращают внимание на психологический возраст подростка. 
Психологический возраст - характеристика степени адаптивности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр10.

Важно помочь школьнику  выработать объективные критерии собственной  успешности и неуспешности, развивать  у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования. Как же это делать?

1. Педагогу-психологу  школы необходимо знать как  ведёт себя уроке подросток,  чтобы сделать своё представление  о ребенке более объемным, увидеть его как ученика, погруженного в учебную деятельность и учебные отношения.

2. Для этого педагог-психолог  посещает уроки средних и старших  классов и проводит следующие  диагностические мероприятия:

*аппаратурные методы  определения свойств нервной  системы;

*Опросник "Анамнестическая  схема показателей свойств нервной  системы";

*Опросник Айзенка;

*Опросник структура  темперамента В.М.Русалова;

*Опросник ЧХТ (черты  характера и темперамента);

*Тепинг-тест (определение  свойств нервной системы по  психомоторным показателям);

*Опросник структуры  темперамента Я.Стреляу;

*Опросник САН (самочувствие-активность-настроение)11.

Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, который  имеет обучение для подростка. 
Основное условие всякого обучения — наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя.

Иногда, в реальной школьной жизни, приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности  в обучении и даже активно противодействует обучению.

 

 

 

3. Основные принципы проведения диагностики

 

В зависимости от целей проведения различают теоретико-экспериментальное и прикладное направление психодиагностических исследований. Первое из указанных направлений связано с задачами изучения природы способностей, выявления факторов, влияющих на ее развитие и реализацию, а также взаимосвязей между характеризующими ее параметрами. Второе направление ориентировано на решение прикладных задач выявления способностей.

Тесты — это стандартизованные  и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Тесты состоят из заданий, на которые испытуемый должен дать правильный ответ. В опросниках правильных или неправильных ответов не существует.

Различают тесты для  одномерного исследования способностей, направленные на оценку уровня развития одной способности, важной для успешного  выполнения работы (распределение внимания, пространственное воображение и  др.), и многофакторные методы, представляющие собой набор тестов, дающих оценку способностей по ряду показателей (например, многофакторная оценка интеллекта)12.

Информация о работе Диагностика подростков и юношей