Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.
Итак, уже в дошкольном
возрасте у детей существует потребность
быть включенным в группу сверстников,
ощущать свою принадлежность к коллективу
равных ему. И хотя решающую роль в
определении той позиции, которую
занимает ребенок в группе, играет
взрослый, но место сверстников достаточно
значимо.
Общая тенденция
взаимоотношений детей с
В подростковом возрасте
картина меняется. В ходе развития
взаимоотношений подростков происходит
изменение требований к сверстникам,
они приобретают нравственно-
Итак, подростковый
возраст характеризуется тем, что
ведущую позицию во взаимоотношениях
с окружающими занимает сверстник.
Коллектив ровесников становится центром
внутреннего мира, интересов подростка.
По сравнению с младшей школой
подростковые коллективы значительно
лучше структурированы, сложившаяся
система отношений более
Лидер подросткового
коллектива (если он там есть)имеет
очень большое влияние, его все слушаются,
он обладает решающим голосом при решении
любых проблем в классе. Он выступает для
одноклассников как бы олицетворением
их коллектива, нарушение интересов и
законов которого является очень серьезным
проступком.
В юношеском возрасте
коллектив сверстников
Что касается характера
структуры отношений в
Резюмируя все выше
сказанное, можно отметить, что социально-психологическая
структура школьного класса с годами становится
более дифференцированной, устойчивой
и что факторы, определяющие статус школьника
в классе, становятся более содержательными
и связанными с жизнедеятельностью данного
коллектива. Нужно отметить также, что
развитая структура отношений присуща
не каждому школьному коллективу. Мы уже
отмечали, развитая система отношений
в группе — результат ее становления как
психологической общности. Следовательно,
чтобы верно понять характер отношений
между ребятами в классе, нужно оценить
и динамический аспект функционирования
класса как группы
Результаты диагностики
При изучении структуры
и организации класса я использовал
несколько методов: социометрию, наблюдение
и беседы с учениками и учителями.
Социометрия. Социометрическая
процедура может проводиться
в двух формах параметрическая и
непараметрическая. На мой взгляд, при
изучении социометрии в этом классе
предпочтительнее параметрическая
процедура, которая позволит легче
проанализировать связи, снизить вероятность
случайного выбора. Величиной социометрического
ограничения было 4 выбора. Каждый ученик
класса должен указать свое отношение
к одноклассникам по выделенному
критерию. Кого из класса Вы хотели бы
пригласить вместе, встретить Новый
год? Кого из класса Вы не хотели бы пригласить
на встречу Нового года? Социметрия
показала, что наибольшее число голосов
(7 из 23 человек) получили двое Дима Степаненко
и Андрей Павлов. Исходя, из наблюдений
бесед мне представляется, что авторитет
их основан на большей эрудиции среди
других учеников и наличием у них организаторских
способностей при проведении различных
конкурсов, соревнований и игр, в которых
они принимают активное участие. Принимают
решения на равных, соперничества между
ними не выявил. Дружба их объединяет с
начальных классов в случае необходимости,
готовы помочь друг другу. Выбирали их
как мальчики, так и девочки.
Наименьшее число
положительных голосов из класса
набрал один ученик (2 из 23 учеников). Главной
причиной этого, на мой взгляд, является
то обстоятельство, что класс сформировался
в этом году. Уровень антипатий
среди одноклассников является одним
из низких (2 из 23 школьников). Для улучшения
социального статуса необходимо
найти и развивать ту сферу
деятельности, в которой может
достичь максимального успеха. Успехи
надо поощрять и делать их достоянием
гласности, привлекать внимание одноклассников.
Отрицательные оценки давать аргументировано,
объяснять все промахи и
Наибольшее число
отрицательных выборов получили
три ученика. Социметрия не позволяет
установить мотивы отвержения, поэтому
предполагаю что попали в число отвергаемых
из-за трудностей в освоении учебного
материала. Возможно, родители уделяли
внимание преимущественно формированию
у них практических навыков, усвоению
правил поведения с окружающими, но не
стимулировали познавательные интересы.
Однако сейчас стали требовать хорошей
успеваемости как проявления соответствия
школьным нормам, а в качестве примера
и ориентира ставят отличников класса,
что порой вызывает неприязнь к рим. Доброжелательное
отношение к ним со стороны учителей с
учетом индивидуальных особенностей может
помочь преодолеть возникающие трудности,
повысить свой уровень развития. Им необходимо
помочь найти приемлемую социальную нишу
в классе, наладить хорошие взаимоотношения
с одноклассниками. Педагоги должны поощрять
их старательность и добросовестность,
подчеркивая перед другими школьниками
их положительные качества. Нужно привлечь
к участию в практических и коллективных
видах деятельности (поливать цветы, раздавать
тетради и т.д.). Целесообразно использовать
возможности для повышения их социального
статуса и улучшения атмосферы в классе.
Важно что бы они ощущали полезность своей
деятельности, получали одобрение со стороны
окружающих.
Немалую роль в успешной
адаптации играют личностные особенности.
Умение контактировать с другими
людьми. Способность определять для
себя оптимальную позицию, так как
школьное обучение носит, прежде всего,
коллективный характер. Несформированность
таких особенностей или наличие отрицательных
личностных качеств порождают проблемы
общения, когда ученики активно отвергаются
либо просто игнорируются. В итоге отмечается
глубокое переживание психологического
дискомфорта, имеющее отчетливо дезадаптирующее
значение.
Не менее чревата
негативными последствиями
Литература
1. Руденко А.В.Учебное
пособие по педагогической
2. Петровский А.В.
личность, деятельность, коллектив. - М.:
Политиздат, 1982
3. Шмелев А.Г.Основы психодиагностики – М.; Феникс,1996
Информация о работе Диагностика межличностных отношений в классе