Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.
Диагностика межличностных
отношений в классе
Правильно оценить
отношения между учениками в
классе, прогнозировать их реакции
друг на друга, понять, кто более
популярен среди одноклассников, а кого
они избегают — вот далеко не весь перечень
проблем, с которыми сталкивается учитель,
работающий с классом. Такое пристальное
внимание к проблемам отношений между
ребятами в классе можно объяснить целым
рядом причин.
Во-первых, коллектив
школьного класса выступает важным
«условием» развития личности каждого
из ребят. Именно отношения с другими
людьми не только помогают человеку понять
самого себя, осознать причины своих
поступков, разобраться в своих
чувствах, но и, что еще важнее, отношения
с другими формируют личность,
во многом определяют ее особенности.
Следовательно, для каждого школьника
его отношения с
Второй важный момент,
который объясняет наше обращение
к этим проблемам, связан с тем, что
в практике каждого учителя существуют
ситуации, когда он имеет дело не
с одним отдельным учеником, а
с классом как единым целым. А
в этом случае перед педагогом
встает задача взглянуть на класс
как на социально-психологическую
общность, что требует от него некоторой
ориентировки в психологических
особенностях класса как малой группы.
Одной из таких важнейших особенностей
является специфика межличностных
отношений в классе.
Еще одна причина, побудившая
нас остановиться на социально-психологической
характеристике школьного класса, связана
с тем, что в педагогике существует
распространенное мнение о важной положительной
роли коллектива в воспитании личности
ребенка. В целом соглашаясь с
этим положением, хотелось бы отметить,
что, с одной стороны, это воздействие
не всегда бывает позитивным, а с
другой — мало констатировать, что
коллектив влияет, необходимо понять,
от чего зависит это влияние и
как оно осуществляется.
Таким образом, говоря
о диагностике межличностных
отношений в классе, мы имеем в
виду общую социально-
Психологическая структура
школьного класса
В психологии малой
группы принято выделять две основные
структуры отношений в
ФОРМАЛЬНУЮ (официальную)
и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную). Формальная
структура представляет собой соотношение
позиций членов группы друг относительно
друга, заданное извне, не зависящее
от членов данной конкретной группы и
примерно одинаковое для всех групп
этого типа. Так, например, в коллективе
учителей формальной структурой будет
то штатное расписание, которое существует
в школе. Элементом формальной структуры
в школьном классе может быть позиция
старосты, какие-то другие должности»,
которые в конкретной школе или
классе придуманы для организации
обучения или для внеклассных
дел.
Неформальная структура
— это стихийно возникающая в
процессе жизнедеятельности группы
система отношений ее членов друг
к другу. Неформальная структура
может быть чисто эмоциональной,
т. е. отражать, кто кому в группе
симпатичен, а кто кому не нравится.
В основе неформальной структуры
могут лежать и другие критерии (например,
отношение к общему делу или какие-то
другие важные для группы моменты).
Существенно то, что неформальная
структура всегда является результатом
взаимодействия конкретных людей, включенных
в определенный коллектив.
Формальная и неформальная
структуры, как правило, не совпадают.
Если в группах взрослых людей
обе эти структуры отношений
обычно в приблизительно равной степени
значимы, то в детских коллективах
неформальные связи почти всегда
важнее для ребят. В школьном классе
формальная структура почти отсутствует,
зато неформальные отношения играют
очень большую роль. Как уже
говорилось, неформальная структура
отношений есть результат опыта
взаимодействия членов группы друг с
другом. Естественно, что неформальная
структура не возникает одномоментно
с возникновением группы, а формируется
постепенно. Ниже мы остановимся на вопросе
о механизмах становления структуры в
группе — о механизмах ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ.
А сначала разберемся
более подробно с неформальной структурой
отношений. Каждый член группы обладает
определенным местом в системе отношений
членов сообщества друг с другом. Эта
позиция может быть названа СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕ
Итак, для оценки
положения ребенка в классе, как
правило, вполне достаточно бывает отнести
его к одной из выделенных четырех
категорий. Если ученик обладает статусом
«звезды» или предпочитаемого в
классе, то можно быть уверенным, что
особых проблем с одноклассниками у него
нет. В случае, если ребенок отвергается
сверстниками, то наверняка испытывает
серьезные проблемы в общении, переживает
конфликты с товарищами, что неизбежно
сказывается на его психическом состоянии.
Статус изолированного может весьма по-разному
переживаться ребенком, однако мы можем
с высокой долей вероятности предположить
наличие каких-либо психологических сложностей
у этого ученика.
Для характеристики
отношений в классе существенно
и определение статуса каждого
ученика, а также и общей статусной
структуры, т. е. сколько в коллективе
неблагополучных детей (отвергаемых
товарищами или же живущих изолированно
от них), сколько «звезд» и как
сильно отличается их круг общения
от связей среднепопулярных. Необходимо
отметить, что существуют серьезные возрастные
различия в характере отношений между
учащимися в разных классах. Ниже мы вернемся
к анализу этих возрастных особенностей.
Для определения
статусной структуры школьного
класса (как, впрочем, и многих других
групп) часто используют СОЦИОМЕТРИЧЕСКУЮ
МЕТОДИ-
КУ. Есть много разнообразных
пособий по социометрии, где можно
познакомиться с подробностями
ее проведения и обработки результатов.
Так что мы остановимся лишь на
самых общих моментах. Что собой
представляет социометрическая методика?
Это один или несколько вопросов, в которых
ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников
он хотел бы выполнять какую-либо работу,
заниматься каким-то делом, иметь какие-то
отношения. Ответом на этот вопрос являются
фамилии одноклассников. Например: «Напиши,
пожалуйста, с кем из одноклассников ты
хотел бы сидеть за одной партой?» или
«С кем из одноклассников ты пошел бы в
трудный поход?». Очень важно при формулировке
вопросов учитывать реальные интересы
ребят и правильно прогнозировать, почему
они будут выбирать для определенного
вида деятельности тех или иных партнеров.
Эти вопросы в социальной психологии называются
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМИ КРИТЕРИЯМИ, или критериями
социометрического выбора. Они должны
быть значимыми для ребят, чтобы их взаимные
оценки были не случайны, а имели под собой
некоторое содержание.
Кроме проблемы формулировки
значимых для школьников вопросов при
проведении социометрии существует
еще, как минимум, одна трудность. Речь
идет о том, что если эту процедуру
проводит учитель, то ребята редко бывают
откровенны. Учащиеся старших классов
свою неискренность даже почти не
скрывают, а малыши не всегда сами осознают,
что им не очень хочется раскрывать
свои «секреты» учителю. Но, на наш
взгляд, в этом нет большой беды,
так как в большинстве случаев
педагогу совершенно не нужно проводить
социометрическое обследование в полном
объеме. Это действительно задача
скорее для школьного психолога.
Учитель имеет такой большой опыт общения
со своим классом в повседнвной школьной
жизни, что всю необходимую информацию
нужно только суметь извлечь из этого
опыта. Так, например, учитель может распределить
учащихся своего класса по описанным выше
четырем категориям, не проводя специального
опроса. Для этого нужно следить, не подменяется
ли при этом ваше понимание отношений
ребят друг к другу вашими собственными
оценками ребят. И для контроля стоит
обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить
ваши представления с его представлениями.
Специального внимания
требует вопрос о позиции лидера
школьного класса. Сначала разведем
понятия «ЛИДЕР» и «ЗВЕЗДА», которые
довольно часто смешивают между
собой. «Звезда» — это такой член
класса, который является наиболее
привлекательным для всех одноклассников.
Часто это внешне симпатичные, веселые
дети, легко вступающие в контакт с другими
людьми, и общение с которыми почти всем
приносит радость и удовольствие. Т. е.
«звезда» относится к эмоциональной сфере
отношений, сфере симпатий и антипатий
между ребятами. Феномен лидерства более
сложный и глубокий. Если «звезды» общения
возникают почти сразу после образования
класса, лидер выдвигается значительно
позже и представляет собой результат
групповой динамики, накопления опыта
совместных дел и опыта отношений. Трудно
представить себе класс, в котором бы не
было ярких ребят, общение с которыми желанно
для всех одноклассников, однако довольно
много классов, в которых отсутствуют
лидеры. Итак, что же такое лидер? Социально-психологический
лидер — это такой член группы, который
обладает наиболее сильным влиянием на
одноклассников, является для них олицетворением
их класса, носителем основных ценностей
этого коллектива. «Звезду» в классе очень
легко вычислить, при первом знакомстве
с классом почти сразу же выделяются
ребята, к которым тянется большинство.
Однако они совсем не обязательно обладают
значительным влиянием, чаще это совсем
не так. Увидеть же, кто определяет решения
в классе, бывает непросто. При внешнем
наблюдении взрослые часто ошибаются
при оценке влиятельности ребят в среде
сверстников. Главная причина этих ошибок
состоит в том, что педагоги (или другие
взрослые) часто подменяют мнение ребят
своим собственным, а критерии оценки
у одноклассников и их учителей, как правило,
сильно расходятся. Существует процедура,
близкая социометрической, для определения
лидера класса. Это вопросы, направленные
на ранжирование одноклассников по критериям
их вклада в те или иные виды совместной
деятельности. В отличие от социометрических
вопросов, в которых отвечающий оценивает
степень своей собственной симпатии или
антипатии, при ранжировании каждый член
класса оценивает, кто из одноклассников
является наиболее влиятельным в той или
иной ситуации.
Наличие лидера в
классе может существенно облегчить
учителю взаимодействие с этим коллективом,
а может, наоборот, серьезно усложнить
отношения. Воздействие на группу через
лидера является одним из наиболее
эффективных каналов влияния. Ведь
ребята сами выдвинули данного
Перейдем от проблемы
индивидуального статуса
Второй вариант
— складывающаяся структура. В классе
существует группировка, в которую
входит небольшое число ребят, а
остальные одноклассники
Третий тип возможной
структуры школьного класса —
наличие в классе двух или более
конкурирующих группировок
Приведенные примеры
структур отношений в классе не требуют
специальных приемов
Возрастные аспекты
социально-психологической
Взаимоотношения со
сверстниками в коллективе — проблема
значимая во всех возрастах. Однако в
разное время ровесник занимает различное
место в жизни ребенка, а следовательно,
его влияние, роль коллектива меняется,
становясь то более, то менее значимым.
Существуют данные о том, что интерес к
сверстникам, потребность в общении с
ними возникает примерно в пятилетнем
возрасте (это не означает, что до этого
возраста ребенок может совсем обходиться
без контактов с другими детьми). Не останавливаясь
подробно на дошкольном детстве, отметим,
что отношения в группах дошкольников
очень подвижны, неустойчивы, их структура
носит ситуативный характер. Статус ребенка
в группе легко меняется и определяется
в основном отношением к нему взрослых
(воспитателей в детском саду, родителей).
Критерии взаимных оценок детей случайны
и часто внешние: новая игрушка, принесенная
в садик, успешно выполненное задание
и похвала воспитателя и т. п. Большое значение
в это время имеет физическая сила ребенка.
Информация о работе Диагностика межличностных отношений в классе