Диагностика конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Идет урок математики в 7 классе. Учительница опытная, большой стаж работы. Она предлагает учащимся решить задачу из учебника. Заметив, что один ученик не начинает выполнять работу, она его резко спросила: «А ты почему не работаешь?»
Родители этого мальчика пьют, нервная система его неуравновешенна. Воспитывает ребенка бабушка.
На вопрос учителя он ответил грубостью. Учитель потребовала, чтобы он вышел из класса. В ответ снова грубость и невыполнение «приказа». Ребята притихли, ждали разрешения конфликта и, конечно, не занимались заданием. Учительница выбежала из класса, пошла к директору и потребовала немедленного удаления грубияна из класса. Когда в класс зашел директор, мальчик выбежал из класса, а затем из школы.

Работа содержит 1 файл

конфликтология.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательной учреждение высшего  профессионального образования

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт  экономики, управления и права

Экономический факультет  
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конфликтология»

НА ТЕМУ 

«Диагностика конфликта» 
 

                     Работу  выполнил:

                     студент 2 курса, 22 группы

                     3,5 года обучения,

                     экономического  факультета

                     заочного  отделения 

                     специальности

                     «государственное  и 

                     муниципальное управление» 

                     И.А. Волчановская

                     Работу  проверила:

                  И.В. Морозова

                                         
 

Москва 2010 г.

     Наша  ситуация (из опыта работы коллег)

     Идет  урок математики в 7 классе. Учительница  опытная, большой стаж работы. Она  предлагает учащимся решить задачу из учебника. Заметив, что один ученик не начинает выполнять работу, она его резко спросила: «А ты почему не работаешь?»

     Родители  этого мальчика пьют, нервная система  его неуравновешенна. Воспитывает  ребенка бабушка.

     На  вопрос учителя он ответил грубостью. Учитель потребовала, чтобы он вышел из класса. В ответ снова грубость и невыполнение «приказа». Ребята притихли, ждали разрешения конфликта и, конечно, не занимались заданием. Учительница выбежала из класса, пошла к директору и потребовала немедленного удаления грубияна из класса. Когда в класс зашел директор, мальчик выбежал из класса, а затем из школы.

     Данный  конфликт относится к производственным–

     « учитель – ученик». По виду его, скорее всего, можно отнести к когнитивным, так как ученик видит в отношениях и эмоциях учителя агрессивность

     Анализ  конфликтной ситуации:

       Большая доля вины в возникновении и обострении конфликта лежит на учительнице, которая не учла индивидуальных особенностей ребенка, плохо знала его семейные условия. Резкий тон и настойчивость требования вызвали его на ответную грубость (импульсивность поступка, переходящего в аффективное действие). Это способствовало быстрому развитию и обострению конфликта.

     Учительнице надо было оставить ребенка в покое  и продолжать работу в классе, а  после урока провести с ним индивидуальную беседу. Проявляется одна из ведущих причин конфликтов «учитель-ученик» - индивидуальное своеобразие личности обеих оппонентов.

     Таким образом, причиной конфликта оказались:  характер общения учителя с мальчиком (приказной тон), утомление учителя; конфликт усилился в силу неуравновешенной нервной системы ученика. 

Какие же профилактические меры могут быть приняты  для предотвращения повторения подобных ситуаций? 

      Прежде всего правильное, с позиций интересов группы и личности, разрешение конфликтных ситуаций, возникавших ранее: разбор и разъяснение их истоков, обоснованное доказательство степени вины конфликтующих; участие в ликвидации его последствий; побуждение к самоанализу и осознанию последствий конфликтного поведения инициаторов конфликта.

     При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как  сказать (эмоциональное сопровождение  разговора), когда сказать, чтобы  достигнуть цели обращенной к ребенку  речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).

     За  последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась  культура общения между учителями  и учениками. Причину этого они  видят в снижении культуры общения  в быту, в семье, и в итоге в школе.

     Как правило, грубое, резкое замечание учителя  вызывает ответную грубость со стороны  ученика, а заканчивается такое  «общение» заявлением учителя: «Выйди из класса!».

     Ученик  редко ответит  грубостью на спокойное, доброжелательное обращение  к нему учителя (без сарказма и злой иронии), в этом случае он или виновато молчит, или оправдывается, а иногда заплачет, извинится перед учителем.

     При разговоре с учеником по поводу его поступка учителю уместно  проявить искренний  интерес к личности ребенка, а не торопиться дать оценку поступку и выражать свое возмущение, негодование по поводу его поведения, угрожать наказанием, упрекать за непослушание.  В этом случае ученик займет оборонительную позицию по отношению к учителю, «закроется» для общения или ответит грубостью, а общение сведется к обмену «словесными ударами».

     Когда же учитель видит  не только ученика, нарушившего  дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего  в беду, которому грозит наказание, и  проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.

     Сближению позиций учителя и ученика, переводу конфликта в конструктивное русло,  взаимопониманию помогут некоторые приемы, которые не всегда используются учителями.

     Постарайтесь  называть ученика  по имени, даже тогда, когда вы сердитесь на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, объединит с учеником. Следует учитывать, что именно подростки не так часто слышат свое имя. В школе к ним чаще обращаются по фамилии.

     В общении учителя  с учениками большое  значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи, и если, как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации, то при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослого.

     При восприятии слов он вначале реагирует  на интонацию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик и монотонная речь учителя лишают воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты криком, либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, и это порождает безразличие, как бы четко и правильно ни произносились слова и фразы. 

     Учителю так же надо уметь  слушать ученика  и услышать его. Результативность речи учителя во многом зависит от его умения слушать, «настроиться на волну» ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание («Ладно, все понятно, иди!»), хотя он так и не сказал главного для него. Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.

     Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в  глазах ученика статус и учителя  и взрослого, если начинает упрекать ученика за его неблагополучную  семью, за поведение его родителей. 

     Важным  средством предупреждения и успешного  разрешения конфликтов может быть прием  «возврат эмоций».

     Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных  эмоций и откликнуться на переживания ребенка.

     Учитель вместе  с учениками  «проживает» каждый возрастной период становления  их личности, сопереживает по поводу их неудач, радуется успехам, огорчается за срывы в поведении  и работе, великодушно  прощает – все это не снижает авторитет учителя в глазах учеников, а эмоционально сближает их позиции, порождает сопереживание и взаимопонимание, помогает избавиться от стереотипов в отношениях с учениками. Без этого немыслимо педагогическое сотрудничество, когда учитель может увидеть хорошее в «отпетом» ученике, выразить надежду на его исправление.

     Ученики ценят хорошие отношения с  теми учителями, которые могут разделить  их радости и огорчения. При таких  отношениях бывают и конфликты, но разрешать  их значительно проще, отношения  не доходят до конфронтации.

     При разрешении конфликтов учителя считают  наказание с помощью оценок одним  из основных средств воздействия. Они  полагают, что этим будет достигнуто неповторение поступка, что это устрашит ученика.

       Одним из методов наказания, часто применяемых в последнее время, становится вызов родителей, упреки им за все проступки ученика и выставление низких оценок за поведение – но этого необходимо избегать.  

     Меры  по урегулированию должны быть своевременными и основываться на выяснении истинных причин конфликта;

     Недопустимо применение силы и жёстких мер  по урегулированию, необходимым элементом  является дипломатия и выдержка арбитра  или посредника;

     Нежелательно  применение шаблонных мер алгоритма  урегулирования без учета типологии  конфликта и особенностей конфликтующих сторон.

     Для разрешения конфликта, когда отношения  между учителями  и учениками принимают  характер противостояния, иногда приглашают «третьего».

     При выборе «третьего» следует учесть, что он должен иметь возможность  включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику и глубоко понять причины конфликта.

     Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком.

     В данной ситуации конфликт был урегулирован рпи помощи посредника, так называемого  «третьего лица», в роли которого выступил социальный педагог. Социолог хорошо знал ситуацию в семье, так  как уже не первый год занимался  их проблемами и ребёнок был с ним в доверительных отношениях. Точка зрения Дарендорфа оказалась верной – посредничество часто оказывается весьма эффективным инструментом регулирования конфликтов. 
 

     Основным  звеном при разрешении педагогической ситуации считается проведение ее психологического анализа, изучение конфликтной ситуации.

     Анализ  помогает учителю избежать субъективизма  в оценке поведения учеников. При  разборе поступка, оценке поведения  часто виноватым оказывается  тот ученик, кто менее симпатичен учителю, а поэтому учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а «трудный» ученик всегда остается виновным.

     Психологический анализ дает возможность увидеть  положительное в поступках «плохого»  ученика и «пакость» в поведении  образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию, найти «точки роста» личности даже очень «трудного» ребенка.

     Грамотно  проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные  пути предупреждения или погашения  конфликта.

     Психологи разработали несколько вариантов  опорных схем для проведения анализа ситуаций. Вот один из них:

     -   описание ситуации и ее участники;

     - определение в ситуации момента,  когда учитель мог бы предупредить  ее переход в конфликт;

Информация о работе Диагностика конфликта