Диагностика детско-родительских отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Работа содержит 1 файл

diagnostika detsko-roditel'skih otnosheniiy.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком ... вместе.

20. Мой ребенок и я ... очень привязаны друг к другу, все свободное время ясней.

30. Наши отношения с ребенком ... мы любим друг друга.  

 

Характеристика родительской позиции  при гармоничном типе взаимодействия  

 

Наиболее  значимыми характеристиками в реальном образе ребенка для родителей из гармоничных диад являются его личностные особенности. Интересно, что в отличие от других групп большинство Родителей отмечают доброту как основное качество их ребенка. Родители также отмечают такие личностные качества ребенка, как открытость, непосредственность, наивность, добродушие. При сравнительной оценке качеств ребенка фокус образа смещается в сторону коммуникативной сферы («находит общий язык», «общительный» «со всеми играет»). В целом эмоциональный знак реального образа ребенка положительный. 

 

Диапазон  предпочтений в образе ребенка достаточно широкий, но наиболее выражены игровые  предпочтения. Чуть менее выражена категория «чтение», еще менее  — вкусовые предпочтения, любовь к  животным/растениям, просмотр телевизора. В некоторых случаях в сферу интересов родитель включает себя или другого родителя («играть с папой», «сидеть дома с мамой»). 

 

Причины негативных проявлений в поведении  ребенка (трудностей) родители из гармоничных  диад видят в особенностях развития волевой сферы («неусидчив, рассеян»), внутрисемейного взаимодействия («не слушает», «перенимает не то, что хотелось бы»), в коммуникативной сфере («скован», «не имеет близких друзей»). 

 

Родитель  склонен рассматривать себя в  контексте трудностей ребенка («просит меня, когда мне некогда», «приходится говорить ему по нескольку раз»). 

 

Предъявляемые ребенку  требования касаются его эмоциональной  сферы («перестал плакать», «расстраиваться», «переживать») и интеллектуальных занятий («писал», «читал», «занимался»). Вообще, плач упоминается родителями этой группы значительно чаще, чем в других диадах. Такие негативные эмоциональные реакции, как раздражение, злость, вообще не упоминаются.  

 

Ожидания у родителей  концентрируются вокруг здоровья («чтобы не болел», «вырос крепким») и часто носят обобщенный характер (в форме пожеланий ребенку хорошего в дальнейшей жизни). Опасения родителей также носят, скорее, обобщенный характер («в жизни будет нелегко, тяжело») или связаны со здоровьем ребенка.  

 

В образе идеального ребенка у родителей из гармоничных диад, наряду с когнитивной и физической сторонами, достаточно значимой является эмоционально-личностная («спокойный», «счастливый», «умный», «здоровый»).

Образ ребенка в  прошлом достаточно дифференцирован. В основном для родителей важно, каким было внутрисемейное взаимодействие с ребенком. Важно отметить, что почти во всех высказываниях просматривается эмоциональная включенность родителя во взаимодействие с ребенком («радовала меня», «мы много путешествовали», «все его баловали», «я пыталась лучше ее узнать»). На отрицательном полюсе высказываний в основном упоминаются эмоциональные проявления ребенка (капризы, плач, беспокойство). 

 

Среди пережитых  ребенком трудных ситуаций отмечаются разлука с родителями (до нескольких месяцев), болезнь (нахождение в больнице). Причем на том же уровне выраженности находится и показатель отсутствия трудных ситуаций у ребенка в прошлом, т.е. мы не можем говорить о каких-либо определенных тенденциях в этой области. 

 

Гармоничный тип  взаимодействия отличается тем, что образ отношений с ребенком у большинства родителей характеризуется как дружеский, и, по сравнению с другими группами, в гармоничных диадах родители чаще говорят о любви во взаимоотношениях с ребенком и эмоциональный знак высказываний по шкале «Ситуация "Мы-взаимодействия"» максимально положительный по выборке (87% положительных высказываний). Коэффициент значимости блока «Образ отношений в семье» по группе наиболее выражен (Кзнач. = 1,0).  

 

Категории ответов  по «Открытой» шкале в гармоничных диадах достаточно размыты. Интересно, что, по сравнению с другими типами диад, здесь наиболее выражена центрированность высказываний на отношениях с ребенком («он сильно привязан ко мне», «хочу поскорее увидеть его»). 

 

Пример 2. Протокол сочинения мамы Алины Щ.

«Открытая»  шкала

1. Когда я думаю о своем ребенке, то ... радуюсь, что она у меня есть.

11. Скорее всего, он/она ... общительный ребенок.

21. Я всегда замечал(а) ... что мой ребенок очень добрый и ласковый.

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста ... мой ребенок говорит по-английски.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ... она иногда стесняется и не знает, как начать играть с другими детьми.

Значимые характеристики в оценке ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка ... доброта.

23. Мой ребенок силен в ... пении и рисовании.

Позитивные особенности ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок ... сидит у меня на коленях.

13. Мне нравится в моем ребенке ... то, что она добрая и ласковая.

Идеальные ожидания

4. Я хотел(а) бы, чтобы ... вырос умным и хорошим.

14. Я всегда мечтал(а) о том, что ... чтобы она занималась танцами.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... я нашла для нее все кружки, которые запланировала (танцы, английский, рисование).

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... развиваться во всех направлениях.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... здоровье.

15. Я боюсь, что ... много чего.

25. Мне бы не хотелось, чтобы ... мы все поскорее адаптировались к нашему новому месту жительства (в данном случае респондентка переформулировала вопрос. — А.Ш.).

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... уборке своих игрушек.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... тяжело ложиться спать и тяжело вставать по утрам.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... мне приходится говорить своему ребенку одно и то же (например, убрать игрушки) и все без толку.

17. Мне не нравится в нем/ней... то, что она повторяет за мной то, что мне не нравится в себе (например, как она повышает голос, если ей что-то не нравится).

27. Думаю, что ему/ей мешает ... отсутствие каких-либо близких друзей, с которыми бы она проводила время вне садика (например, в парке).

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... она была разной.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... мы много путешествовали.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... двухнедельную разлуку со мной и двухмесячную с моим мужем.

Интересы, предпочтения ребенка

9. Моего ребенка интересует ... книжки, песенки и стишки.

19. Мой ребенок любит ... проводить время вместе с папой и мамой.

29. Он/она предпочитает ... играть с детьми немного старше себя.

Ситуация «Мы-взаимодействия»

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком ... разговариваем.

20. Мой ребенок и я ... друзья.

30. Наши отношения с ребенком ... замечательные. 

 

Характеристика родительской позиции  при дистантном типе взаимодействия  

 

В образе ребенка  при дистантном типе взаимодействия выражены следующие категории высказываний: самостоятельность, послушание, коммуникативные и личностные качества. Интересно, что среди значимых личностных характеристик ребенка всего один раз упоминается доброта. В других группах доброта упоминается значительно чаще. В рассматриваемых диадах в реальном образе ребенка наблюдается тенденция к подчеркиванию близости («я вижу в ней себя», «разговаривает со мной по душам», «рассуждает со мной о жизни») и в то же время к удовлетворенности тем, что ребенок может сам себя занять, самостоятелен («занят увлекательным делом — лучше, если самостоятельно», «всегда сам может найти себе занятие»). В коммуникативной сфере также наблюдается амбивалентность отношения к ребенку («он всех заводит», «ей трудно найти партнера по игре»). Эмоциональный знак образа реального ребенка по шкале «Значимые характеристики ребенка» выраженно-нейтральный (57%) или амбивалентный (14%), а по шкале «Сравнительная оценка ребенка» 22% отрицательных высказываний. При этом родители подробно говорят об увлечениях ребенка разнообразными занятиями. Среди предпочтений родители в основном отмечают те, где ребенок сам себя может занять: игра, рисование — по шкале «Позитивные особенности ребенка»; ТВ, игра, чтение, продуктивные виды деятельности — по шкале «Интересы, предпочтения ребенка».  

 

Среди основных причин трудностей родители называют непослушание и упрямство ребенка с акцентом на то, что родителю приходится предпринимать что-то для преодоления позиции ребенка («приходится по нескольку раз просить», «не убирает за собой», «ленится»). Те качества, которые не нравятся в ребенке, сформулированы в достаточно резкой форме (эгоизм, лень, упрямство). В отличие от других групп, нет указаний на негативные эмоциональные реакции ребенка (например, конфликтные проявления, плач). 

 

Образ ребенка в прошлом (шкала «Анамнестические данные») отражает наличие дистанции  в отношениях («был очень спокойным, до трех лет все делал сам», «раньше  было меньше хлопот», «почти никогда  не плакал», «я никогда не выделяла ее, старалась ровно относиться»). В основном родители констатируют, что в прошлом с ребенком не было проблем. 

 

Интересно отметить, что, описывая идеальный образ  ребенка, почти все родители данной группы хотят, чтобы их ребенок больше внимания уделял чтению. Почти нет  упоминания о творческих, продуктивных видах деятельности или о физических тренировках (музыка, рисование, спорт, игра и т.п.). В одном случае упоминается обучение (занятия по подготовке к школе). Идеальные ожидания родителей в основном касаются обучения в школе. Также родители часто упоминают здоровье ребенка («был здоровым и хорошо учился»). Лишь в одном случае родитель упоминает о положительных перспективах своих отношений с ребенком («всегда с ней будем друзьями»). Как тенденция - значимость внешней оценки ребенка («я ей гордилась», «мне не пришлось бы за него краснеть»). То же обнаруживает и шкала «Ситуация "Мы-взаимодействия"» («приятно, когда знакомые говорят хорошее о ребенке»).  

 

В опасениях  родителей нет определенных ярко выраженных тенденций. Родители в равной степени говорят о послушании, обучении в школе, и, что интересно, о близости («порчу своей любовью», «в трудную минуту меня не будет рядом»). Необходимо отметить, что по параметру временной направленности родители из дистантных диад более ориентированы на будущее (36% по «Открытой» шкале), чем родители из других диад. 

 

Образ отношений с ребенком описывается  родителем без превосходных степеней качественных прилагательных. Не встречаются  такие описания отношений, как, например, в гармоничной группе («замечательные», «прекрасные», «чудесные»). Родители констатируют без выраженной эмоциональной включенности, что отношения с ребенком «строятся на доверии» «характеризуются взаимопониманием», «мы хорошо относимся друг к другу». 

 

Пример 3. Протокол сочинения мамы Алеши Т.

«Открытая» шкала

1. Когда я думаю о своем ребенке, то ... счастлива, что я его родила.

11. Скорее всего, он/она ... <- - ->

21. Я всегда замечал(а) ... что он очень реагирует на несправедливые замечания и наказания.

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста ... он более подвижен.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ... он всех заводит и начинает шумные игры.

Значимые характеристики ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка ... любознательность и упрямство.

23. Мой ребенок силен в ... пока не знаю (по-моему, хорошо разбирается в музыке).

Позитивные особенности ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок ... занят увлекательным и познавательным делом (лучше, если самостоятельно).

13. Мне нравится в моем ребенке... что он правильно понимает некоторые жизненные ситуации — отношения детей к взрослым, к девочкам — одних уважать, других защищать, не обижать.

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы ... он был здоров.

14. Я всегда мечтала о том, что ... чтобы он вырос хорошим человеком, грамотным.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... он хорошо учился в школе.

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... неплохо учиться в школе.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... неусидчивость к занятиям.

15. Я боюсь, что ... он заболеет.

25. Мне бы не хотелось, чтобы ... он рос слабым, беззащитным, не дающим отпора своим недругам.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... чтению.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... сильно баловаться.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... он не убирает за собой свои вещи, игрушки.

17. Мне не нравится в нем/ней ... некоторая лень.

21. Думаю, что ему/ей мешает ... невнимательность.

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... <- - ->

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... он был очень спокойным ребенком, до трех лет делал все сам (одевался, раздевался, ел, выливал свой горшок, убирал игрушки), мне не позволял ничего за ним убирать.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... <- - ->

Интересы, предпочтения ребенка

9. Моего ребенка интересует ... конструкторы, книги.

19. Мой ребенок любит ... играть в машинки, игрушки, подвижные игры, купаться, лазать по детским тренажерам.

29. Он/она предпочитает ... любит сладкое, кататься на велосипеде, Роликах, самокате, купаться в ванной, в речке на даче.

Ситуация «Мы-взаимодействия»

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком ... занимаемся, и у него все получается, особенно, когда читаем, считаем (подготовка к школе).

20. Мой ребенок и я ... друзья.

30. Наши отношения с ребенком ... хорошие. 

 

Характеристика родительской позиции  при типе взаимодействия «Родитель-диктатор»  

 

Образ ребенка у авторитарного родителя имеет несомненное качественное своеобразие. При сравнении своего ребенка со сверстниками родители отмечают большую зрелость своего ребенка («рано повзрослела», «более ответственна», «рассудительна не по годам», «выглядит старше»). Значимой категорией для авторитарных родителей являются коммуникативные качества ребенка, причем родители оценивают их как позитивно («очень общителен», «коммуникабелен», «охотно идет на контакт»), так и негативно («плохо контактирует», «всегда уступает нагловатым детям», «недостаточно раскован»).  

Информация о работе Диагностика детско-родительских отношений