Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:45, контрольная работа
В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Мир взрослых людей, мир их отношений так интересуют ребенка, что в своем изучении этого мира он не может ограничиться только его созерцанием.
1. Введение____________________________________________3
2. Особенности предметной деятельности__________________4
3. Развитие сюжетно-ролевой игры________________________5
4. Развитие рисования и конструирования__________________8
1. Рисование______________________________________9
2. Конструктивная деятельность_____________________12
5. Управление действиями_______________________________16
6. Литература___________________________________________19
государственное обоазовательное учреждение среднего профессионального образования «Ангарский педагогический колледж» |
Деятельность в младшем и среднем дошкольном возрасте |
По дисциплине «Психология» |
Выполнила: студентка заочного отделения 2 курса гр. 122 по специальности 050704 «Дошкольное образование»
Проверила:
2008
Содержание
В
самом начале дошкольного возраста
социальная ситуация совместной деятельности
ребенка со взрослым распадается. Отделение
от взрослого создает новую
В первые годы дошкольного детства предметная деятельность уступает ведущее место игре. Игра, рисование, конструирование (а также сходные с рисованием и конструированием другие виды продуктивной деятельности – аппликация, лепка) окончательно оформляются как самостоятельные виды деятельности.
Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Ребенок этого возраста уже знаком с употреблением основных предметов, применяемых в домашнем обиходе, - одежды, посуды, мебели и пр., однако техника их использования еще достаточно несовершенна. То же самое касается употребления лопатки, совка, карандаша, кисточки, т.е. простейших орудий. Совершенствование технической формы действий с предметами продолжается: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках, копать, правильно пользоваться карандашом. Такие действия усваиваются успешнее, если включены в привлекающие дошкольника виды деятельности. Он гораздо охотнее застегивает пуговицы на кукольном платье, чем на собственном, учится держать карандаш в процессе рисования и т.п. Действия с простыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь ребенка привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. Он пытается разобраться в их устройстве и назначении: задает вопросы взрослым, а если это возможно, прибегает к самостоятельному экспериментированию. Иногда оно заканчивается плачевно: все разбирается и ломается, но в целом это – показатель растущей любознательности ребенка, его интереса к окружающим вещам. Таким образом, предметная деятельность, видоизменяясь, дает начало любознательности, которая очень важна для умственного развития.
С
другой стороны, предметные действия начинают
усваиваться и выполняться в
связи с элементарным самообслуживанием,
помощью взрослым в выполнении бытовых
обязанностей. Таким образом, постепенно
происходит переход предметной деятельности
в бытовую и закладываются основы для
последующего усвоения трудовых действий.
В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что малыш стремится подражать взрослым во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.
Игра имеет определенную тему. Дети играют в «семью», «поликлинику», «магазин» и пр. Все это – разные темы игр. Большей частью тема игры берется из окружающей действительности, часто и на волшебные темы.
В соответствии с темой строится сюжет игры – то, что изображается в игре. Сюжеты игр включают обычно определенную последовательность событий. Игры на одну и ту же тему могут иметь разные сюжеты. Они разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора. Естественно, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, у старшего они более разнообразны. Наряду с увеличением сюжетов увеличивается и длительность игр. Так, продолжительность игры у детей трех-четырех лет составляет всего 10-15 минут, у 4-х-5-летних доходит до 40-50 минут. Воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами становится основным содержанием игры младших дошкольников. Здесь содержание игры сводится исключительно к действиям с предметами.
Игровой сюжет, как и игровая роль, чаще всего не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадет ему в руки. Основные конфликты между детьми возникают из-за обладания предметом, с которым можно производить действие. Поэтому очень часто на машине едут одновременно два шофера, обед готовят несколько мам. Отсюда частая смена ролей, связанная с переходом от одного предмета к другому. В сюжетных играх дошкольников среднего возраста основным содержанием становятся отношения между людьми.
Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием ролевой игры является то, что ребенок выделяет как основной предмет деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание. Так, младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых.
Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль – мамы, капитана, продавца, врача и пр. Как правило, в играх бывает несколько ролей. Когда ребенок играет один, он берет на себя одну роль, а другие распределяет между игрушками. Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, исходя из нее, начинает придумывать сюжет игры.
По
мнению Д.Б.Эльконина, игра относится
к символико-моделирующему типу
деятельности, в котором операционно-
В игре ребенок использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы-заместители. Взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию помогают предметы-атрибуты. Они как бы обеспечивают внешние условия для реализации роли, облегчая малышу ролевое поведение. Ребенку легче выполнять роль врача, когда он в белом халате и белой шапочке.
Предметы-заместители
появляются в проблемной ситуации:
что делать, когда «дети» хотят
есть, а ложки нет? С помощью
взрослого ребенок находит
Когда
играют двое и больше детей, они вступают
друг с другом в ролевые отношения,
которые определяются ролями и выражаются
в игровых действиях, обращенных друг
к другу. Кроме этого, в совместной
игре проявляются реальные отношения
между играющими детьми. Они договариваются
о сюжете, о распределении ролей, обсуждают
возникающие вопросы и конфликты, нередко
делают друг другу замечания. Когда дети
не могут договориться между собой, то
совместная игра распадается. Поэтому
большое значение имеет руководство игрой
со стороны взрослого. Постепенно организация
и руководство играми переходят к самим
детям.
Сюжетно-ролевая
игра не является единственной формой
деятельности, влияющей на развитие личности
дошкольника. Большое значение в
этом плане играют продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование
и пр.). по мнению Д.Б.Эльконина, характерная
их черта состоит в том, что они имеют замысел,
который реализуется в известных условиях
при использовании известных материалов
и с помощью известных орудий. По своей
психологической структуре эти виды деятельности
сходны с серьезными продуктивными деятельностями.
Некоторые психологи их называют творческими.
IV.1. Рисование
Большая часть рисунков детей трех-четырех лет – изображения отдельных предметов. Развитие детского рисования происходит под влиянием обучения и знакомства с предметами на собственном опыте. Как правило, к началу дошкольного детства ребенок уже имеет некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако, эти изображения имеют с предметами лишь самое отдаленное сходство. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Кроме того, ребенок изображает только те особенности предметов, которые кажутся ему важными, опуская многие другие.
Графическая форма, в которой дети изображают предметы обусловлена, прежде всего, тремя моментами: имеющимися в распоряжении ребенка графическими образами, зрительным впечатлением от предмета и двигательно-осязательным опытом, приобретаемым в процессе действия с ним. Кроме того, ребенок передает в рисунке не только впечатление от предмета, но и свое понимание предмета, свое знание о нем. Рисунок ребенка изменяется в зависимости от того, что он делает с предметами, как знакомится с ними, на что обращает внимание. Рисуя предметы, он руководствуется своеобразной логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое представление о действительности и отношение к ней. Таким образом, в рисунке присутствует обобщение, но образное.
Постепенно
ребенок приходит к пониманию
того, что одно лишь обозначение
предмета, без его сходства с оригиналом,
не может удовлетворять
Информация о работе Деятельность в младшем и среднем дошкольном возрасте