Деятельность. Психологическая характеристика

Автор: m*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

Содержание

Деятельность. Психологическая характеристика………………………….…3
Структура деятельности………………………………………………………..7
Освоение деятельности. Навыки и умения…………………………………....9
Виды деятельности………………………………………………………….….12
Заключение………………………………………………………………………...…..14
Список литературы………………………………………………………………...….15

Работа содержит 1 файл

псих.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
  • Простые. Несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания.
  • Сложные. Усвоенные автоматизированные двигательные, перцептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

 а) двигательный. Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

 б) перцептивный. Автоматизированное чувственное отражение  свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося  ранее предмета.

 в) интеллектуальный. Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее проблемы.

 Навыки  образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических  повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так  и качественные показатели работы. Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия.

 Этапы формирования навыка

  • Аналитический. Вычленение отдельных элементов действия и овладение ими.
  • Синтетический. Объединение элементов в целостное действие.
  • Автоматизация. Упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости.

 Успешность  овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и  от других причин объективного и субъективного характера.

 Поскольку в структуру действий и различных  видов деятельности входит множество  навыков, они обычно взаимодействуют  друг с другом, образуя сложные  системы. Характер их взаимодействия может  быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного влияния..

 Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля.

 Умение  – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

 Умения  образуются в результате координации  навыков, их объединения в системы  с помощью действий, которые находятся  над сознательным контролем. Через  регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.

 Одно  из основных качеств умений заключается  в том, что человек в состоянии  изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат. 

 Умения  опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.

 Большое значение в формировании всех типов  умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация  навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 4.Основные виды деятельности. 

 Возникновение и развитие различных видов деятельности человека представляет собой сложный и длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

 Игра  – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного  опыта, фиксированного в социально  закрепленных способах осуществления  предметных действий.

 Выделяют  несколько типов игр.

 Нередко в жизни встречаются смешанные  типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

 Типы игр

  • Индивидуальные. Игрой занят один человек.
  • Групповые. В игру включены несколько индивидов.
  • Предметные. Связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
  • Сюжетные. Разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях и т.д.
  • Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
 

 Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом. 
 
 
 
 

 Учение  складывается из следующих компонентов:

  • усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);
  • овладения приемами и операциями, из которых складываются основные виды деятельности (навыки);
  • овладения способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).

 Учение  может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных  учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

 Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд.

 Труд  – это деятельность, направленная на создание общественно полезного  продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

 Направленный  в соответствии со своей установкой на создание определенного результата, труд, вместе с тем, и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.

 В труде  существенна не только его техника, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее сложную технику, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда определенную роль играют знания и навыки. Без знаний и навыков невозможен никакой труд. 
 
 

 Заключение. 

 Деятельность  человека – это сложное и многообразное  явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической  структуры человека: физиологический, психический и социальный. Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

 Деятельность  характеризует сознательную сторону  личности человека (в отличие от поведения). Например, если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек — актёр, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.

 Деятельность можно разделить на этапы:

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

 Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

 Психологией деятельности активно занимались А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. 
 
 
 

 Список  литературы 

 
  1. Гамезо  М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
 
 
  1. Климов  Е.А. Психология профессионального  самоопределения: Учеб. пособие для  вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
 
 
  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
 
 
  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.
 
 
  1. Петровский  А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для  вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
 
 
  1. Глуханюк  Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая  психология:  Учебное пособие  для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:  Деловая книга, 2005. 368 с.

Информация о работе Деятельность. Психологическая характеристика