Деятельность. Психологическая характеристика

Автор: m*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

Содержание

Деятельность. Психологическая характеристика………………………….…3
Структура деятельности………………………………………………………..7
Освоение деятельности. Навыки и умения…………………………………....9
Виды деятельности………………………………………………………….….12
Заключение………………………………………………………………………...…..14
Список литературы………………………………………………………………...….15

Работа содержит 1 файл

псих.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 

Содержание. 
 

  1. Деятельность. Психологическая характеристика………………………….…3
  2. Структура деятельности………………………………………………………..7
  3. Освоение деятельности. Навыки и умения…………………………………....9
  4. Виды деятельности………………………………………………………….….12

Заключение………………………………………………………………………...…..14

Список литературы………………………………………………………………...….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1.Деятельность. Психологическая характеристика деятельности.

 Описание  психологической многомерности  человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

 Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное  основание онтологии человека: ребенок  рождается и живет в системе реально-практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально - с матерью, затем - с близкими, впоследствии - с дальними). Усиливая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило - в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.

 Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. С. Л. Рубинштейн писал: "Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого существования в мире".

 Но  человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность - это совместная деятельность, в  ходе которой люди вступают в общение  и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания.

 Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. А потому и психологический анализ должен изначально быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.

 В обычном  словоупотреблении под деятельностью  понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: "деятельность" есть работа, занятие в какой-либо области.

 В науке  понятие "деятельность" определено недостаточно четко. Хотя в последнее время оно привлекает все более пристальное внимание психологов оно пока не получило единого и точного истолкования.

 Вокруг  этого понятия ведутся серьезные  дискуссии. Недостаточно четко определены соотношения категории "деятельность" с такими близкими понятиями, как "активность", "жизнедеятельность", "поведение", "практика". Еще в 1940 г. С. Л. Рубинштейн отмечал, что понятие "деятельность" употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Он писал, что в психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя, по существу, деятельность и активность. Но эти понятия необходимо различать.

   Можно зафиксировать, по крайней  мере, четыре различных смысла, которые  вкладываются в это понятие:

 - деятельность  как совокупность результатов  и последствий - продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом  понимании деятельность предстает  как производство;

 - деятельность  как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач,  как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова;

 - деятельность  как процесс самоизменения человека  в ходе изменения обстоятельств своей жизни;

 - деятельность  как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность - это практика.  

 Фундаментальным, основополагающим среди выделенных смыслов категории "деятельность" является практика. Именно практика является целостным и подлинно генетическим источником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта.

 Являясь универсальным, т.е. простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе, практика задает и  исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактического сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания человеческого способа существования (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого.

 Деятельности  присуща такая характеристика, как  субъектность; она реализуется как  отдельным, так и коллективным субъектом.

 Деятельность  человека всегда общественная. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия "деятельность" и "общение" тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности.

 Психологическое изучение деятельности в качестве особого  предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выгодским и  С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось  А. Н. Леонтьевым и его последователями. Именно А. Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое "вообще". Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.

 А .Н .Леонтьев исходил из различения внешней  и внутренней деятельности. Внешняя  деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

 Согласно  взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином "интериоризация".

 При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

 Существует  и обратный переход - от внутренней деятельности к внешней. Такой переход  обозначается термином "экстериоризация". Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану - примеры экстериоризации.

 А. Н. Леонтьев и его последователи  полагали, что категорию деятельности можно положить в основание всей психологии. Уточним: не категорию практики, а именно деятельности, исходной формой которой мыслилось материально-предметное преобразование или производство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.Структура деятельности. 

 Деятельность  имеет свою структуру: мотивы, способы  и приемы, цель и результат.

 Мотивы  – это те внутренние цели, которые  связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

 Мотивы  человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

 Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых  субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических  процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

 Цели  – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное  представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

 Цели  могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

 Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

 Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.

 Всякая  деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты.

 По  своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально  совершаются предметные действия и  лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

 Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

 Деятельность  осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная  единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия.  
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3.Освоение деятельности. Навыки и умения.

 При осуществлении деятельности человек  вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

 Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий –  операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного  контроля. Это слитная посредством  общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Выделяют простые и сложные навыки.

Информация о работе Деятельность. Психологическая характеристика