Предметом деятельности
называется то, с чем она непосредственно
имеет дело. Так, например, предметом
познавательной деятельности является
всякого рода информация, предметом
учебной деятельности - знания, умения
и навыки, предметом трудовой
деятельности - создаваемый материальный
продукт.
Всякая деятельность
имеет определенную структуру.
В ней обычно выделяют действия
и операции как основные составляющие
деятельности. Действием называют
часть деятельности, имеющую вполне
самостоятельную, осознанную человеком
цель. Например, действием, включенным
в структуру познавательной деятельности,
можно назвать получение книги, ее чтение;
действиями, входящими в состав трудовой
деятельности, можно считать знакомство
с задачей, поиск необходимых инструментов
и материалов, разработку проекта, технологии
изготовления предмета и т.п.; действиями,
связанными с творчеством, являются формулировка
замысла, поэтапная его реализация в продукте
творческой работы.
Операцией называют способ осуществления
действия. Сколько есть различных
способов выполнения действия, столько
можно выделить различных операций.
Характер операции зависит от условий
выполнения действия, от имеющихся
у человека умений и навыков, от наличных
инструментов и средств осуществления
действия. Разные люди, к примеру, запоминают
информацию и пишут по-разному. Это
значит, что действие по написанию
текста или запоминанию материала
они осуществляют при помощи различных
операций. Предпочитаемые человеком
операции характеризуют его индивидуальный
стиль деятельности.
В качестве средств
осуществления деятельности для
человека выступают те инструменты,
которыми он пользуется, выполняя
те или иные действия и операции.
Развитие средств деятельности
ведет к ее совершенствованию,
в результате чего деятельность
становится более продуктивной
и качественной.
Мотивация деятельности
в ходе ее развития не остается
неизменной. Так, например, у трудовой
или творческой деятельности
со временем могут появиться
другие мотивы, а прежние отойти
на второй план. Иногда действие,
ранее включенное в состав
деятельности, может выделиться
из нее и приобрести самостоятельный
статус, превратиться в деятельность
с собственным мотивом. В этом
случае мы отмечаем факт рождения
новой деятельности.
С возрастом по мере
развития человека происходит
изменение мотивации его деятельности.
Если человек изменяется как
личность, то мотивы его деятельности
преобразуются. Прогрессивное развитие
человека характеризуется движением
мотивов в сторону их все
большего одухотворения (от органических
к материальным, от материальных к социальным,
от социальных к творческим, от творческих
к нравственным).
Всякая человеческая
деятельность имеет внешние и
внутренние компоненты. К внутренним
относятся анатомо-физиологические структуры
и процессы, участвующие в управлении
деятельностью со стороны центральной
нервной системы, а также психологические
процессы и состояния, включенные в регуляцию
деятельности. К внешним компонентам можно
отнести разнообразные движения, связанные
практическим выполнением деятельности.
Соотношение внутренних
и внешних компонентов деятельности
не является постоянным. По мере
развития и преобразования деятельности
осуществляется систематический
переход внешних компонентов
во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией
и автоматизацией. При возникновении каких-либо
затруднений в деятельности, при ее восстановлении,
связанном с нарушениями внутренних компонентов,
происходит обратный переход - экстериоризация:
сокращенные, автоматизированные компоненты
деятельности разворачиваются, проявляются
вовне, внутренние вновь становятся внешними,
сознательно контролируемыми.
II. ВИДЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У современного
человека имеется множество различных
видов деятельности, число которых примерно
соответствует количеству имеющихся потребностей
(с учетом полимотивированности деятельности).
Для того чтобы представить и описать
все эти виды деятельности, необходимо
перечислить наиболее важные для данного
человека потребности. Но такая задача
на практике представляется непростой,
так как число разнообразных потребностей
велико и они индивидуально варьируют.
Проще определить основные
параметры, в соответствии с
которыми можно описывать систему
человеческих потребностей, и далее,
пользуясь ими, давать характеристики
видов деятельности, присущих конкретному
человеку. Таких параметров три:
сила, количество и качество потребностей.
Под силой потребности
имеется в виду значение соответствующей
потребности для человека, ее
актуальность, частота возникновения
и побудительный потенциал. Более
сильная потребность является
более значимой, возникает чаще,
доминирует над другими потребностями
и заставляет человека вести
себя таким образом, чтобы в
первую очередь была удовлетворена
именно данная потребность.
Количество - это число
разнообразных потребностей, имеющихся
у человека и время от времени
становящихся для него актуальными.
Есть люди, у которых число
потребностей относительно невелико,
и они вполне успешно справляются
с их систематическим удовлетворением,
получая удовольствие от жизни.
Но есть такие, которые имеют множество
различных, порой противоречащих друг
другу, несовместимых потребностей. Актуализация
таких потребностей требует одновременного
включения человека в различные виды деятельности,
причем нередко возникают конфликты между
разнонаправленными потребностями и ощущается
дефицит времени, необходимого для их
удовлетворения. Такие люди обычно жалуются
на нехватку времени и испытывают неудовлетворение
от жизни, в частности от того, что вовремя
не успевают делать все дела.
Под своеобразием потребности
имеются в виду предметы и
объекты, с помощью которых
та или иная потребность может
быть достаточно полно удовлетворена
у данного человека, а также
предпочитаемый способ удовлетворения
этой и других потребностей. Например,
познавательная потребность одного
человека может быть удовлетворена
в результате систематического
просмотра только развлекательных
передач по телевидению. Другому
для полного удовлетворения аналогичной
потребности мало чтения газет,
книг, прослушивания радио и просмотра
телепередач. Третьему помимо
перечисленного необходимо систематическое
общение с людьми - носителями
полезной информации познавательного
характера, а также включение
в интересную самостоятельную
творческо-поисковую работу.
В соответствии с
описанными параметрами, характеризующими
систему человеческих потребностей,
можно индивидуально представить
и описать совокупность деятельностей,
характерных для отдельно взятого
человека и для групп людей.
В этом случае по каждому
из названных параметров и по разнообразию
их сочетаний можно составить и предложить
классификации видов человеческой деятельности.
Но есть и другой
путь: обобщить и выделить основные
виды деятельности, свойственные
всем людям. Они будут соответствовать
общим потребностям, которые можно
обнаружить практически у всех
без исключения людей, а точнее
- видам социальной человеческой
активности, в которые неизбежно
включается каждый человек в
процессе своего индивидуального
развития. Это - общение, игра, учение
и труд. Их следует рассматривать
в качестве основных видов
деятельности людей.
Общение - первый вид
деятельности, возникающий в процессе
индивидуального развития человека,
за ним следуют игра, учение
и труд. Все эти виды деятельности
носят развивающий характер, т.е.
при включении и активном участии
в них ребенка происходит его
интеллектуальное и личностное
развитие.
Общение рассматривается
как вид деятельности, направленной
на обмен информацией между
общающимися людьми. Оно также
преследует цели установления
взаимопонимания, добрых личных
и деловых отношений, оказания
взаимопомощи и учебно-воспитательного
влияния людей друг на друга.
Общение может быть непосредственным
и опосредствованным, вербальным
и невербальным. При непосредственном
общении люди находятся в прямых
контактах друг с другом, знают
и видят друг друга, прямо
обмениваются вербальной или
невербальной информацией, не
пользуясь для этого никакими
вспомогательными средствами. При
опосредствованном общении прямых
контактов между людьми нет.
Они осуществляют обмен информацией
или через других людей, или
через средства записи и воспроизведения
информации (книги, газеты, радио,
телевидение, телефон, факс и
т.п.).
Игра - это такой вид
деятельности, результатом которого
не становится производство какого-либо
материального или идеального
продукта (за исключением деловых
и конструкторских игр взрослых
людей и детей). Игры часто имеют
характер развлечения, преследуют
цель получения отдыха. Иногда
игры служат средством символической
разрядки напряженностей, возникших
под влиянием актуальных потребностей
человека, которые он не в состоянии
ослабить иным путем.
Существует несколько
типов игр: индивидуальные и
групповые, предметные и сюжетные,
ролевые и игры с правилами.
Индивидуальные игры представляют
собой род деятельности, когда
игрой занят один человек, групповые
- включают несколько индивидов.
Предметные игры связаны с
включением в игровую деятельность
человека каких-либо предметов.
Сюжетные игры разворачиваются
по определенному сценарию, воспроизводя
его в основных деталях. Ролевые
игры допускают поведение человека,
ограниченное определенной ролью,
которую в игре он берет
на себя. Наконец, игры с правилами
регулируются определенной системой
правил поведения их участников.
Нередко в жизни встречаются
смешанные типы игр: предметно-ролевые,
сюжетно-ролевые, сюжетные игры
с правилами и т.п. Отношения,
складывающиеся между людьми
в игре, как правило, носят искусственный
характер в том смысле этого
слова, что окружающими они не принимаются
всерьез и не являются основаниями для
выводов о человеке. Игровое поведение
и игровые отношения мало влияют на реальные
взаимоотношения людей, по крайней мере
среди взрослых.
Тем не менее игры имеют
большое значение в жизни людей. Для детей
игры имеют по преимуществу развивающее
значение, а у взрослых служат средством
общения, разрядки. Некоторые формы игровой
деятельности приобретают характер ритуалов,
учебно-тренировочных занятий, спортивных
увлечений.
Учение выступает как
вид деятельности, целью которого
является приобретение человеком
знаний, умений и навыков. Учение
может быть организованным и
осуществляться в специальных
образовательных учреждениях. Оно
может быть неорганизованным
и происходить попутно, в других
видах деятельности как их
побочный, дополнительный результат.
У взрослых людей учение может
приобретать характер самообразования.
Особенности учебной деятельности
состоят в том, что она прямо
служит средством психологического
развития индивида.
Особое место в системе
человеческой деятельности занимает
труд. Именно благодаря труду
человек построил современное
общество, создал предметы материальной
и духовной культуры, преобразовал
условия своей жизни таким
образом, что открыл для себя
перспективы дальнейшего, практически
неограниченного развития. С трудом
прежде всего связано созда¬ние и совершенствование
орудий труда. Они в свою очередь явились
фактором повышения производительности
труда, развития науки, промышленного
производства, технического и художественного
творчества.
Когда говорят о
развитии человеческой деятельности,
то имеют в виду следующие
аспекты прогрессивного преобразования
деятельности:
1. Филогенетическое развитие
системы деятельности человека.
2. Включение человека
в различные виды деятельности
в процессе его индивидуального
развития (онтогенез).
3. Изменения, происходящие
внутри отдельных видов деятельности
по мере их развития.
4. Дифференциацию деятельностей,
в процессе которой из одних
деятельностей рождаются другие
за счет обособления и превращения
отдельных действий в самостоятельные
виды деятельности.
Филогенетическое преобразование
системы человеческих деятельностей
совпадает по существу с историей
социально-экономического развития
человечества. Интеграция и дифференциация
общественных структур сопровождались
появлением у людей новых видов
деятельности. То же самое происходило
по мере роста экономики, развития
кооперации и разделения труда.
Люди новых поколений, включаясь
в жизнь современного им общества,
усваивали и развивали те виды
деятельности, которые характерны
для данного общества.
Этот процесс интеграции
растущего индивида в действующую
систему деятельностей называется
социализацией, и ее поэтапное
осуществление предполагает постепенное
вовлечение ребенка в общение,
игру, учение и труд - те четыре
основные вида деятельности, которые были
кратко описаны выше. При этом каждый из
названных видов деятельности сначала
усваивается в самом элементарном виде,
а затем усложняется и совершенствуется.
Общение взрослого с окружающими людьми
так же мало похоже на общение младенца
или младшего школьника, как трудовая
деятельность взрослых людей на детскую
игру.
В процессе развития
деятельности происходят ее внутренние
преобразования. Во-первых, деятельность
обогащается новым предметным
содержанием. Ее объектом и
соответственно средством удовлетворения
связанных с ней потребностей
становятся новые предметы материальной
и духовной культуры. Во-вторых, у
деятельности появляются новые
средства реализации, которые ускоряют
ее течение и совершенствуют
результаты. Так, например, усвоение
нового языка расширяет возможности
для записи и воспроизводства
информации; знакомство с высшей
математикой улучшает способность
к количественным расчетам. В-третьих,
в процессе развития деятельности
происходит автоматизация отдельных
операций и других компонентов
деятельности, они превращаются
в умения и навыки. Наконец,
в-четвертых, в результате развития
деятельности из нее могут
выделяться, обособляться и дальше
самостоятельно развиваться новые
виды деятельности. Этот механизм
развития деятельности описан
А.Н.Леонтьевым и получил название
сдвига мотива на цель.