Деятельность и психические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:24, практическая работа

Описание работы

Деятельное происхождение высших психических функций
Высшие культурные психические функции отличаются от натуральных тем, что включают в свою структуру психотехническое действие. Именно это, а не оценка по параметру социальности и культурности, задает их понятие (А.А.Пузырей, 1968).

Работа содержит 1 файл

Деятельность и психические процессы.docx

— 54.65 Кб (Скачать)

Еще один момент состоит  в том, что коллектив преподавателей должен научить студента учиться и приучить его к систематическому обучению. Если выпускник этого не умеет, если это не вошло в плоть и кровь его жизни, в привычку, он не сможет выполнять свою профессиональную деятельность на требуемом уровне. То есть роль преподавателя как субъекта передачи знаний и субъекта формирования компетенций требует ещ¸ выполнения им функции формирования компетенции студента в области постоянного и непрерывного обучения, самообразования. Тем более что в постиндустриальную эпоху в обществе, основанном на знаниях, способность выпускника к постоянному и непрерывному пополнению знаний и компетенций более важна, чем те конкретные знания и компетенции, которые приобретаются им в каждый данный момент времени. 

Вторая  роль современного преподавателя связана с его научной и научно-методической деятельностью, повышением квалификации и руководством научно-исследовательской работой студентов. Она соотносится со вторыми разделами указанных выше двух утвержд¸нных внутривузовских документов. Сегодня ни один преподаватель не может находиться в стороне от научного поиска, результаты которого должны, в свою очередь, входить в образовательную практику и служить совершенствованию процессов передачи знаний и формирования компетенций. Данная роль преподавателя высшей школы отражает его предназначение как субъекта формирования новых знаний, как субъекта процесса научного поиска, и в рамках этой роли он выполняет многообразные функции, связанные с получением научных результатов, подготовкой их к опубликованию в виде статей, сообщений, монографий, повышением своей научной и педагогической квалификации, а также с руководством научной работой своих учеников (студентов, а затем аспирантов, докторантов).  
Третья роль современного преподавателя высшей школы проистекает из необходимости формировать у выпускников не только профессиональные, но и социально-личностные компетенции, готовить их не только как специалистов своего дела, но и как активных участников гражданского общества, обладающих необходимыми социальными, гражданскими, коммуникативными, интеллектуальными и другими характеристиками, обеспечивать их реальную подготовленность к трудоустройству и будущей карьере. 

Четвертая роль преподавателя, которого мы выделяем, определяется теми требованиями, которые диктует современное общество относительно уровня подготовленности выпускника к ведению профессиональной деятельности, к решению различных практических задач в относящейся к ней сфере, к проектной работе. То есть фактически здесь имеется в виду реальная способность выпускника использовать приобретенные знания и компетенции на практике для достижения наивысших результатов. Ведь реальная компетентность профессионала формируется в деятельности, когда в процессе е¸ осуществления практически используются и применяются знания и компетенции. 

Мы выделяем еще  одну, пятую, роль преподавателя высшей школы, которая порождена процессами глобализации и интернационализации и которая будет все более востребованной в XXI веке. Это – роль преподавателя как субъекта глобализации и интернационализации, субъекта международного образовательного и научного сотрудничества. Все, что делается профессорско-преподавательским составом, должно осуществляться сегодня с прицелом на международные стандарты качества, и вся деятельность его должна быть проникнута интернационализацией. Это относится и к международной мобильности преподавателей (то есть к их периодической работе либо участию в стажировках в зарубежных вузах и организациях), и к их зарубежным научным публикациям, и – в особенности – к продвижению ими передовых достижений российской высшей школы за рубеж. 

Ни в коем случае не может быть исключена роль, которую  мы выделяем в качестве шестой – роль каждого преподавателя как звена целостного профессорско-преподавательского коллектива, звена не изолированного, а взаимно интегрированного со всеми иными звеньями. Значимость этой роли возрастает, поскольку действительные результаты процесса подготовки выпускников, как и формирования новых научных знаний в высшей школе могут быть достигнуты только в случае, когда весь коллектив работает на единый результат. А это достигается тогда, когда не на словах, а на деле все преподаватели всех кафедр и факультетов разделяют общую миссию и цели университета, базируют свою деятельность на общих, коллективно признанных принципах и когда они способны эффективно взаимодействовать друг с другом для достижения общего результата. То есть возрастает значимость роли преподавателя как члена единой команды, работающей на единый результат, что предполагает преодоление межфакультетских, межкафедральных, межотраслевых и т.д. барьеров. 

И еще одна роль, которую мы выделяем здесь в качестве седьмой по счету, имеет сегодня актуальность и значимость. Если шестая роль означает, что во всей деятельности преподавательского состава должно присутствовать общесистемное начало, то седьмая роль проистекает из того обстоятельства, что во всей деятельности должно присутствовать и развиваться также и инновационное начало. Деятельность каждого члена профессорско-преподавательского коллектива должна быть пронизана инновационностью, то есть базироваться на творчестве. Всеобщее творчество и есть основа непреходящего успеха действительно инновационного университета. Но творить свободно и качественно тоже, оказывается, нужно научиться. 

 

3. Психологические  основы инженерного творчества  студентов

По определению  ЮНЕСКО инженер — это такой  работник, который умеет творчески  использовать научные знания, проектировать  и строить промышленные предприятия, машины и оборудование, разрабатывать (применять) производственные методы, используя различные инструменты (отдельно или в различных комплектах), конструировать эти инструменты, пользоваться ими, хорошо зная принципы их действия и предугадывая их «поведение» в  определенных условиях.

Обращает на себя внимание условие творчески использовать знания. Есть немало понятий, интуитивно нами принимаемых, над которыми мы даже не задумываемся. Все знают, что такое  время, пространство. Но никто не может  дать им строгого определения. Это понятия  априорные, принимаемые на веру. Творчество — тоже понятие всем знакомое. Но что можно считать творчеством? Ответ не так прост, как кажется. Попробуйте дать ему определение…

БСЭ определяет творчество как деятельность, порождающую нечто  качественно новое, никогда ранее  не бывшее. Новизна, оригинальность продукта, результата – необходимый признак  творчества. Но еще не достаточный. Мы говорим об инженерном, техническом  творчестве. Чаще всего это связывается  с открытиями и изобретениями. Изобретение  – всегда новое.

Но все это так или иначе касается инженерного, профессионального, «взрослого» творчества. А может ли оно быть присуще деятельности студента, тем более школьника? В институте вы не раз услышите мнение, что сначала надо овладеть основами наук, освоить инженерные приемы, вот тогда можно говорить о творчестве. Не раз это будут говорить на младших курсах. А на старших – будут удивляться почему у вас такая лень мысли, нежелание блеснуть оригинальным решением в курсовом и дипломном проекте? А дело все в том, что творческий характер человеческого мышления не в силах отменить ни учебный график, ни самый уважаемый профессор. Творчество для нас естественно как дыхание. Дело лишь в глубине этого процесса, в значимости его продуктов. Учение – это всегда совершение уже кем-то совершенных открытий. Это всегда процесс творчества. Есть расхожее, но неверное мнение, что учитель передает ученику какую-то сумму знаний и получается слепок, копия знаний учителя в памяти ученика. Это невозможно. Информация, сообщаемая учителем, всегда преломляется через личный опыт ученика, какие-либо непонятые места домысливают через фильтр его «представлений». В результате получается знание, лишь в общих чертах отвечающее знаниям обучающего. Но о том, как эффективнее обучаться, мы еще поговорим, а пока попробуем опуститься в глубины психологии творчества, попытаемся разобраться в его механизме.

В философском, обобщенном, освобожденном от частностей смысле процесс творчества часто изображается так (Б.М.Кедров):

Обращает на себя точка разрыва, психолого-познавательный барьер (ППБ), который мы преодолеваем в виде таинственно возникшей  догадки, озарения, инсайта. «И случай, бог изобретатель…» (А.С.Пушкин).


Информация о работе Деятельность и психические процессы