Деятельность человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Психические процессы присущи каждому человеку. Мы рассматриваем психические процессы, как форму деятельности.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
1. Психические процессы как форма деятельности……………….. 4
2. Ощущения………………………………………………………….. 5
2.1 Классификация ощущений………………………………………… 6
3. Восприятие…………………………………………………………. 7
4. Память………………………………………………………………. 7
4.1 Уровни и типы памяти……………………………………………… 8
5 Воображение………………………………………………………… 9
5.1 Виды воображения………………………………………………….. 9
6 Мышление…………………………………………………………… 10
7 Речь………………………………………………………………….. 11
8 Внимание……………………………………………………………. 12
8.1 Свойства внимания…………………………………………………. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….. 15

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 41.38 Кб (Скачать)

    Восприятие  не только связано с действием, с  деятельностью - и само оно специфическая  познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем  чувственных качеств предмета. Восприятие - это форма познания действительности. Форма в восприятии обладает некоторой  относительной независимостью от содержания (1; с. 225-233). 

  1. Память
 

      Память - это форма психического  отражения действительности, заключающаяся  в закреплении, сохранении и  последующем воспроизведении человеком  своего опыта (2; с. 247).

      Память обеспечивает накопление  впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения  знаний, навыков и умений и  их последующего использования.  Сохранение опыта дает возможность  для обучения человека и развития  его психики. Память служит  необходимым условием единства  психической жизни человека, единства  его личности. Физиологической основой  памяти является образование  временных нервных связей, способных  восстанавливаться, актуализироваться  под влиянием различных раздражителей  (И. Павлов). Различают основные  процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (7; с. 247).

    Запоминание начинается с запечатления, которое  первоначально совершается непроизвольно  в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цель что-либо запомнить. Многое запечатлевается  у нас непреднамеренно. Учитывая необходимость сохранения в интересах  своей практической и теоретической  деятельности, человек, как существо сознательное, начинает специально - сознательно  и преднамеренно запечатлевать  особенно для него значительный материал: запечатление тогда переходит в  сознательное запоминание и выделяется в особую сознательную целенаправленную деятельность. Основное значение приобретает  поэтому зависимости запоминания  от характера деятельности, в ходе которой оно совершается (2; с. 109-110; 7; с. 44).

    Сохранение  является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного  усвоения и включает прогообразные  процессы переработки материала. Сохранение тесно связано с забыванием (5; с.349). Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала - забывание. Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей. Многочисленные наблюдения и эксперименты показали, что забывание далеко не всегда бывает абсолютным (5; с. 104-105).

    Различают восстановление непроизвольное и произвольное. В первом случае прошлые впечатления  восстанавливаются без специальной  задачи на их актуализацию. Они всплывают  в памяти обычно по ассоциации с  наличными мыслями. Произвольное восстановление происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. Восстановление может  осуществляться прямым и непрямым способом. Особенностью восстановления является его избирательный характер (3; с. 60). Наши воспоминания обычно относятся  к ситуациям, в которых принимали  участие другие люди, хотя бы нашего окружения (1; с. 282).  

      4.1. Уровни и типы памяти 

      Отличая уровни памяти от ее  видов, мы в качестве основных  уровней можем выделить следующие: 1) Элементарные процессы, когда воспроизведенные  данные прошлого опыта не осознаются  в своем отношении к прошлому  как их воспроизведение. 2) Такое  воспроизведение прошлого опыта,  которое осознается как его  воспроизведение. На основе такого  осознания впервые становится  возможным сознательное регулирование  процессов памяти (1; с. 292).

    Память  у людей обнаруживает ряд более  или менее выраженных типологических особенностей.

      Первая дифференциация типов  связана с тем, как сенсорная  область служит наилучшей основой  для воспроизведения. Одни люди  лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи - двигательные данные. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов. Память у людей различается: 1) по быстроте запоминания, 2) по его прочности или длительности, 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию (2; с. 112). 

  1. Воображение
 

      Воображение - это универсальная  человеческая способность к построению  новых целостных образов действительности  путем переработки содержания  сложившегося чувственного, интеллектуального  и эмоционально-смыслового опыта.  Воображение - это способ овладения  человеком сферой возможного  будущего, придающий его деятельности  целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделяется  из "царства" животных. Воображение  детерминирует протекание конкретных  познавательных, эмоциональных и  других процессов, констатируя  их творческую природу, связанную  с преобразованием предметов.  Воображение - это образное конструирование  содержания понятия о предмете. В психологии различают произвольное  и непроизвольное воображение.  Иногда выделяют также воссоздающее  и творческое воображение. Особую  форму воображения образует мечта.  Она обращена к сфере более  или менее отдаленного будущего  и не предполагает немедленного  достижения реального результата, а также его полного совпадения  с образом желаемого. Вместе  с тем мечта может стать  сильным мотивирующим фактором  творческого поиска. Воображение  включено в процессы самых  различных видов человеческой  деятельности (2; с. 55-56).

    В своих высших творческих формах воображение  совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее. Мощь творческого воображения и его  уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько  воображение придерживается ограничительных  условий, от которых зависит осмысленность  и объективная значимость его  творений; 2) тем, насколько новы и  оригинальны, отличны от непосредственного  данного его порождения. Деятельность воображения естественно и закономерно  порождается преобразующим воздействием направленности личности на образы сознания, опережающие действительность. Воображение  не абстрактная функция, а закономерно  выступающая сторона сознательной деятельности. 

      5.1. Виды воображения  

      В воображении проявляются все  виды и уровни направленности  личности; они порождают и различные  уровни воображения. Различие  этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с усилиями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором - об активном воображении. Различают так же воображение воспроизводящее и творческое или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности. Роль воображения в жизни может быть весьма различной, в зависимости от того в какой мере воображение включается в реальную деятельность (1; с. 344, 346, 349-350). 

    6. Мышление 

      Мышление - это психический процесс  отражения действительности, высшая  форма творческой деятельности  человека. Мышление постольку процесс  отражения объектов, поскольку оно  есть творческое преобразование  их субъективных образов в  сознании человека, их значения  и смысла для разрешения реальных  противоречий в обстоятельствах  жизнедеятельности людей. Мышление - это есть целенаправленное использование,  развитие и приращение знаний, возможно лишь в том случае, если оно направлено на разрешение  противоречий, объективно присущих  реальному предмету мысли. 

      Мышление - это процесс целе- и  планообразования, т. е. идеального  преобразования способов предметно-чувственной  деятельности, способов целесообразного  отношения к объективной реальности, процесс, происходящий как во  время, так и до практического  изменения этих способов, своей  исторической сути (2; с. 200, 201).

      Мышление соотносит данные ощущений  и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения,  опосредования и через отношения  между непосредственно чувственно  данными свойствами вещей и  явлений, раскрывает новые, непосредственно  чувственно не данные абстрактные  их свойства. Мышление отражает  бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Задача мышления заключается  в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные  на реальных зависимостях, отделить  их от случайных совпадений  по слаженности в той или  иной частной ситуации. Специфическим  содержанием мышления является  понятие. Понятие - это опосредованное  и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его  более или менее существенных  объективных связей и отношений.

    Существует  несколько операций проводимых мыслительной деятельностью.

     1. Сравнение - сопоставление вещи, явления их свойства вскрывает  тожество и различия. Сравнение  является часто первичной формой  познания: вещи сначала познаются  путем сравнения.

     2. Похожесть и различие - основные  категории рассудочного сознания.

     3. Анализ - это мысленное расчленение  предмета, явления, ситуации и  выявление составляющих его элементов,  частей, моментов. Анализом мы вычленяем  явления из тех случайных несущественных  связей, в которых они часто  даны нам в восприятии.

     4. Синтез - восстанавливает расчлененное  анализом целое, вскрывая более  или менее существенные связи  и отношения выделенных анализом  элементов.

     5. Абстракция - это выделение, вычленение  и извлечение одной какой-нибудь  стороны.

      Другой существенной стороной  мыслительной деятельности является  обобщение. Сам процесс обобщения  представляется этой точки зрения  не как раскрытие новых свойств  и определений познаваемых мыслью  предметов, а как простой отбор  из числа тех, которые с самого  начала процесса были уже даны  субъекту в содержании чувственно  воспринимаемых свойств предмета (1; с. 377, 378, 379, 380).

     

    7. Речь 

      Проблему речи обычно ставят  в психологии в контексте: мышление  и речь. Действительно, с мышлением  речь связана особенно тесно.  Слово выражает обобщение, поскольку  оно является формой существования  понятия, формой существования  мысли. Речь - исторически сложившаяся  форма общения людей посредством  языка. Речевое общение осуществляется  по законам данного языка, который  представляет собой систему фонетических, лексических и стилистических  средств и правил общения. Речь  и язык составляют сложное  диалектическое единство. Речь существует  по правилам языка, и вместе  с тем под действием ряда  факторов она изменяет и совершенствует  язык. Речь и язык современного  человека - результат длительного  исторического развития. Будучи  средством выражения мыслей людей,  речь становится основным механизмом  их мышления. Рассматривая речь  как процесс общения людей  и как механизм мыслительной  деятельности, психология выделяет  две неразрывно связанные функции  речи - общения и мышления (2; с. 325).

      Две основные функции речи - коммуникативная  и сагнификативная, благодаря  которым речь является средством  общения и формой существования  мысли, сознания, формируются одна  через другую и функционируют  одна в другой.

      Существуют различные виды речи: речь жестов, звуковая речь, письменная  и устная, внешняя речь и речь  внутренняя (1; с. 390).

      Поскольку речь является формой  существования мысли, между речью  и мышлением существует единство. Но это единство, а не тождество.  Нельзя свести мышление к речи  и установить между ними тождество,  потому что речь существует  как речь лишь благодаря своему  отношению к мышлению. Но нельзя  и отрывать мышление и речь  друг от друга. Речь - не просто  внешняя одежда мысли, которую  она сбрасывает или одевает.  В речи мы формулируем мысль,  но, формулируя ее, мы сплошь и  рядом ее формируем. Создавая  речевую форму, мышление само  формируется. Поэтому речь не  сводится к мышлению и мышление  не сводится к речи.

      Итак: 1) между речью и мышлением  существует не тождество и  не разрыв, а единство;

     2) в единстве мышления и речи  ведущим является мышление;

Информация о работе Деятельность человека