Деятельность человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Психические процессы присущи каждому человеку. Мы рассматриваем психические процессы, как форму деятельности.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
1. Психические процессы как форма деятельности……………….. 4
2. Ощущения………………………………………………………….. 5
2.1 Классификация ощущений………………………………………… 6
3. Восприятие…………………………………………………………. 7
4. Память………………………………………………………………. 7
4.1 Уровни и типы памяти……………………………………………… 8
5 Воображение………………………………………………………… 9
5.1 Виды воображения………………………………………………….. 9
6 Мышление…………………………………………………………… 10
7 Речь………………………………………………………………….. 11
8 Внимание……………………………………………………………. 12
8.1 Свойства внимания…………………………………………………. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….. 15

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 41.38 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
1. Психические процессы как форма деятельности……………….. 4
2. Ощущения………………………………………………………….. 5
2.1 Классификация ощущений………………………………………… 6
3. Восприятие…………………………………………………………. 7
4. Память………………………………………………………………. 7
4.1 Уровни и  типы памяти……………………………………………… 8
5 Воображение………………………………………………………… 9
5.1 Виды воображения………………………………………………….. 9
6 Мышление………………………………………………………… 10
7 Речь………………………………………………………………….. 11
8 Внимание……………………………………………………………. 12
8.1 Свойства внимания…………………………………………………. 12
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….. 14
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….. 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

      Психические процессы присущи  каждому человеку. Мы рассматриваем  психические процессы, как форму  деятельности.

      Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление  и речь. Они являются важнейшими  компонентами человеческой деятельности. Но что мы понимаем под деятельностью?  Под действием мы понимаем  понятие, характеризующее функцию  субъекта в пространстве, его  взаимодействие с объектом. Мы  знаем, что деятельность побуждается  потребностью. Направлена она на  предмет ее удовлетворения.

      Психические процессы не просто  участвуют в деятельности, но  они развиваются в ней. Все  психические процессы взаимосвязаны  между собой, и представляют  единое целое. При отсутствии  какого либо из психических  процессов (речи, мышления и т.  п.) человек становится неполноценным.  Деятельность формирует психические  процессы. Любая деятельность - это  соединение внутренних и внешних  поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической  деятельности отдельно. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Психические процессы как форма  деятельности
 

      Психические процессы - общее название  ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения,  речи. Все они участвуют в познании  действительности и регуляции  деятельности, в формировании знаний, навыков умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое  использование средств деятельности  основывается на работе психических  процессов, особенно мышления. Психические  процессы взаимосвязаны: не будь  понятия, не было бы и представления  и воображения. Представление  необходимо для создания новых  образов. Осмысление информации  способствует ее запоминанию.  Внимание включается в познавательные  процессы, повышает их эффективность:  ощущения становятся более отчетливыми,  восприятие более точным, улучшаются  память, мышление. Тесно связаны  между собой мышление и речь. Понятие существует благодаря  слову. Речевое оформление мысли  центрирует ее и уточняет. Мышление  и речь влияет на протекание  ощущений, восприятия, памяти и других  процессов: восприятие становится  осмысленным и контролируемым, память - логической и управляемой, воображение  - более глубоким, творческим.

      Всякое действие человека исходит  из тех или иных мотивов  направляется на определенную  цель; оно разрешает ту или  иную задачу и выражает определенное  отношение человека к окружающему.  Оно вбирает в себя, таким образом,  всю работу сознания и всю  полноту непосредственного переживания.  Каждое самое простое человеческое  действие - реальное физическое действие  человека - является неизбежно вместе  с тем и каким-то психологическим  актом, более или менее насыщенным  переживанием, выражающим отношение  действующего к другим людям.  Стоит только попытаться обособить  переживание от действия и  всего того, что составляет его  внутреннее содержание, - мотивов,  целей, ради которых человек  действует, задач, которые его  действия определяют, отношения  человека к обстоятельствам, из  которых рождаются его действия, - чтобы переживание неизбежно  исчезло вовсе. 

    Объяснение  деятельности требует раскрытия  и учета типологических закономерностей. С другой стороны, анализ человеческой деятельности, показывает, что самая  осознанность им неосознанности того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в  ходе самой деятельности. В ходе деятельности действие осознается, когда  частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и  прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого  действия, направленного на более  общую цель: по мере того как более  мелкие частные задачи приобретают  относительную самостоятельность, действия, на них нацеленные, осознаются; по мере того как они вбираются  в более обширные задачи, действия, на них направленные, выключаются  из сознания, переходя в подсознательное. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношений - между задачами и способами их осуществления; - которые складываются в самом процессе деятельности. Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство.

    Единство  сознания и поведения, внутреннего  и внешнего бытия человека раскрываются для нас в самом их содержании. Таким образом, единство сознания и  деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и тоже отношение  к объекту обуславливает и  сознание и поведение, одно - в идеальном, другое - в материальном плане. Этим в самой основе своей преодолевается основной картезианский дуализм (1; с. 21-24).

      Психические процессы, как уже  было сказано выше включают  в себя: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля.

     

    2. Ощущение 

      Ощущение - это познавательный психический  процесс, отражение отдельных  признаков и свойств предметов,  явлений, непосредственно воздействующих  на органы чувств. Ощущение - предпосылка  для создания образов, их познания. Ощущение - это, во-первых, начальный  момент сенсомоторной реакции;  во-вторых, результат сознательной  деятельности, дифференциации, выделения  отдельных чувственных качеств  внутри восприятия.

      Ощущения разнообразны и включают  следующие виды: зрительные. Обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные,  вибрационные. Все ощущения имеют  некоторые особенности. Во-первых, наличие определенных границ  и возможностей. Ощущения - пороговые.  Нижний - абсолютный порог. Ощущение  характеризует минимальную воздействия.  Существует также порог различения  близких между собой воздействий  и верхний (абсолютный) порог,  измеряемый такой максимальной  силой воздействия, при которой  еще сохраняются ощущения. Пороги  характеризуют уровень развития  чувствительности: чем он ниже, тем  выше чувствительность.

      Во-вторых, адаптация - изменение  чувствительности в процессе  приспособления к действующему  воздействию. Дынные состояния  легко пронаблюдать, например, при  переходе из темного помещения  в светлое, и наоборот. Сильные  воздействия понижают чувствительность. Так, нормальная чувствительность  слухового анализатора после  резких звуков восстанавливается  через несколько минут и даже  часов.

      В-третьих, взаимовлияние ощущений, например, слуховые влияют на  зрительные, и наоборот, болевые  на двигательные и т. д. 

      Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются  с помощью физкультуры и спорта. Различение близких звуков может  улучшить слуховые ощущения.

     

    2.1 Классификация ощущений 

      Ощущения могут быть нескольких  видов.

      Органическая чувствительность  доставляет нам разнообразные  ощущения, отражающие жизнь организма.  Органические ощущения связаны  с органическими потребностями  и вызываются в значительной  мере нарушениями автоматического  протекания процессов во внутренних  органах. К органическим ощущениям  относятся ощущения голода, жажды,  ощущения идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой систем, а также смутные, трудно дифференцируемые  ощущения.

      Кинестетические ощущения всегда  в той или иной мере участвуют  в выработке навыков.

      Ощущение прикосновения и давления  в такой абстрактной изолированности,  в какой они выступают при  типичном для традиционной психофизиологии  определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчиненную роль в познании объективной действительности. Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве.

    Тесно связаны между собой обоняние и вкус, являющиеся разновидностями  химической чувствительности. Обонятельные ощущения возникают при проникновении  в нос вместе с вдыхаемым воздухом молекул различных веществ. В  силу той роли, которую обоняние играет в нашей вегетативной нервной  системе, обоняние может оказывать  влияние на пороги чувствительности различных органов чувств.

    Вкусовые  ощущения, как и обонятельные, обусловлены  химическими свойствами вещей. Можно  выделить 4 основных качества вкусовых ощущений - соленые, кислые, сладкие, горькие. Вкусовые ощущения возникают при  воздействии на вкусовые области  растворимых и способных к  диффузии веществ.

    Слуховые  ощущения являются отражением воздействия  на слуховые рецепторы звуковых волн.

      Роль зрительных ощущений в  познании мира особенно велика. Зрительные ощущения вызываются  воздействием на глаз света,  всегда обладая тем или иным  цветовым качеством. Зрение дает  нам отражение всего многообразия  свойств объективной действительности (1; с.177-178, 184-194, 197-203, 209, 215).  
 
 

  1. Восприятие
 

      Восприятие - это непосредственное  отражение предметов, явлений  или процессов окружающего мира. Это субъективный образ предмета, процесса или явления, непосредственно  воздействующего на анализатор  или систему анализаторов. Иногда  термином восприятие обозначается  так же система действий, направленных  на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская  деятельность наблюдения (3; с. 55; 6; с. 33).

      Восприятие предметов и людей,  с которыми человеку приходится иметь дело, условий в которых протекает его деятельность, составляет необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает; он часто активно вбирает установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета; воспринимая, он, таким образом, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом. Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и сознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество, как свойство определенного предмета.

Информация о работе Деятельность человека