Девиантное поведение подростков

Автор: C*****@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект — подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

Содержание

Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

дев поведение подростка.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

  Подростки, демонстрирующие выраженные нонконформистские  тенденциине удовлетворены сложившимися отношениями с матерью (r= - 0,91 при  р≤0,05) и, соответственно, не воспринимают ее как авторитет (r= - 0,76 при р≤0,05).

  По  результатам сравнительного анализа  в группе девиантных подростков уровни контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности  взаимоотношениями с матерью  статистически значимо ниже среднего уровня, заданного методикой (см. табл. 2.3).

  Выводы  по второй главе.

  В эмпирическом исследовании приняли  участие 60 учащихся 6-8 классов ГУО "Боровлянская ОСШ". Методы эмпирического исследования: методика диагностики склонности к  отклоняющемуся поведению СОП А.Н. Орла, Опросник взаимодействия родитель-ребенок ВРР. В констатирующем эксперименте были использованы методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона, непарный t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

  Согласно  данным диагностики уровней склонности к отклоняющемуся поведению большинство подростков, чьи семьи находятся в социально опасном положении демонстрируют девиации в поведении.

  10% благополучных подростков дисциплинированы  и редко перечат взрослым, 36,67% отстаивают свою точку зрения  без проявления агрессии, подчиняются обоснованным требованиям взрослых, изредка их нарушая. 53,33% периодически нарушают дисциплину, не выполняют требования взрослых, 33,33% иногда прогуливают уроки (против 10% подростков категории СОП). Склонностью к систематическому нарушению дисциплины, непосещению занятий и не выполнению требований взрослых отличаются 63,34% подростков из неблагополучных семей, 20% характеризуются выраженностью нонконформистских тенденций и постоянным нарушением норм и правил, 6,67% подростков категории СОП игнорируют нормы и правила, постоянно нарушают дисциплину, систематически прогуливают уроки.

  Согласно  данным диагностики взаимоотношений  родитель-ребенок в целом по выборке  подростки, удовлетворены сложившимися отношениями с матерью (среднее = 12,; медиана = 12; мультимодальное распределение). Тем не менее, 70% девиантных и 3,33% благополучных подростков считают сложившиеся взаимоотношения с матерью неудовлетворительными и нуждающимися в коррекции. Идеальными свои отношения с матерью склонны считать 33,3% подростков из благополучных семей (против 0% из числа девиантных подростков). Мать не является авторитетом для 90% девиантных подростков и для 20% подростков из благополучных семей.

  Согласно  данным корреляционного анализа  существуют статистические значимые взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и особенностей взаимодействия родитель-ребенок. чем выше уровень принятия ребенка матерью, тем в меньшей степени подросток склонен к нарушению норм и правил, тем ниже уровень готовности к реализации саморазрушающего поведения, тенденции к соматизации тревоги и склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. Эмоциональная близостью подростка с матерью нехарактерна для подростков склонных к нарушению норм и правил, равно как и демонстрирующим элементы аутодеструктивного поведения.

  По  результатам сравнительного анализа  в группе девиантных подростков уровни контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности  взаимоотношениями с матерью  статистически значимо ниже среднего уровня, заданного методикой.

  Таким образом, можно сделать вывод  о том, что гипотеза подтвердилась. 

  Заключение

  девиантный  подросток гиперопека безнадзорность

  Деформация  личности под влиянием семьи, ее психологической  неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости.

  Актуальность  темы исследования связана с возрастающим интересом психологов, социологов, педагогов к вопросу о причинах возникновения девиаций в поведении человека вообще и подростка в частности. Особое значение в этой ситуации приобретает семья, как социальный институт, способный оказать подростку помощь и поддержку на ответственном этапе развития. Однако кризисные явления в обществе затронули также семью. Падение уровня жизни большинства населения, идеологический вакуум, нравственный релятивизм общества привели к определенным психологическим последствиям: большое число семей нуждается в помощи специалистов- психологов, педагогов, медиков, наркологов, юристов, направленной на организацию помощи и поддержки подросткам с девиантным и делинквентным поведением. Для того, чтобы такая помощь могла быть эффективной, она должна быть обеспечена научными данными о процессах, происходящих в семье между подростком и родителями.

  Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием  детей большинство семей от составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстранение - равнодушный, попустительски-снисходительный и др. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.

  В эмпирическом исследовании, с целью  выявления особенностей взаимоотношения  девиантных подростков с родителями, приняли участие 60 школьников.

  Согласно  данным диагностики уровней склонности к отклоняющемуся поведению большинство подростков, чьи семьи находятся в социально опасном положении демонстрируют девиации в поведении. Также большинство девиантных подростков считают сложившиеся взаимоотношения с матерью неудовлетворительными и нуждающимися в коррекции, для них мать не является авторитетом.

  Согласно  данным корреляционного анализа  существуют статистические значимые взаимосвязи  склонности к отклоняющемуся поведению  и особенностей взаимодействия родитель-ребенок: чем выше уровень принятия ребенка матерью, тем в меньшей степени подросток склонен к нарушению норм и правил, тем ниже уровень готовности к реализации саморазрушающего поведения, тенденции к соматизации тревоги и склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. Эмоциональная близостью подростка с матерью нехарактерна для подростков склонных к нарушению норм и правил, равно как и демонстрирующим элементы аутодеструктивного поведения.

  По  результатам сравнительного анализа  в группе девиантных подростков уровни контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности взаимоотношениями с матерью статистически значимо ниже среднего уровня, заданного методикой.

  Таким образом, можно сделать вывод  о том, что гипотеза подтвердилась. 

  Список использованной литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет  познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 1998. – 170 с.

  2. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения  человека в социуме / Э. Аронсон.  – М.: Прайм-Еврознак, 2002. – 558 с.

  3. Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости  детей и подростков./ Ю.Д. Бабаева,  Н.С. Лейтес. – М.: Издательский  центр "Академия", 1996. – 336 с.

  4. Беличева, С.А. Основы превнтивной  психологии / С.А. Беличева. – М.: РИЦК  Социальное здоровье России, 1994. – 221 с.

  5. Березин, В.Ф. Психическая адаптация  и тревога / В.Ф. Березин // Психические  состояния / Сост. и общая редакция  Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

  6. Бобнева, М.И. Социальные нормы  и регуляция поведения / М.И.  Бобнева. – М.: Наука, 1987. – 309 с.

  7. Большой психологический словарь  / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.  Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005. – 666 с.

  8. Вингендер, И. Социально-психологические  аспекты девиаций в Венгрии  / Вингендер // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С.5–15.

  9. Воспитание трудного ребенка:  Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред.  М.И. Рожкова. – М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

  10. Гилинский, Я. Социология девиантного  поведения / Я. Гилинский. – СПб.: СПбФ РАН, 1999. – С. 12–27.

  11. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы  социальной защиты / Под ред. В.А.  Никитина. – М., 1996. – 147 с.

  12. Дети с отклонениями в поведении  / Под ред. И.А. Невского. – М.: Наука, 1987. – 182 с.

  13. Зернов Д.Н. Критическим очерк  анатомических оснований криминологической  теории Ломброзо// Криминология. - М., 1991. - С.52.

  14. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология  отклоняющегося поведения. Учебное  пособие / Е.В. Змановская –  М.: Издательский центр Академия, 2004. – 288 с.

  15. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная  работа с трудными учащимися  / Л.М. Зюбин. – М.: Высш. Школа, 1982. – 191 с.

  16. Иванов, В.Н. Девиантное поведение:  причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2. – С. 61–74.

  17. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного  поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.

  18. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы  и отклонения/ Ю.А. Клейберг. –  М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.

  19. Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения / А.Г. Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 1968. – 136 с.

  20. Кон И.С. Психология ранней  юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

  21. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение  у подростка. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с.

  22. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.

  23. Кузнецов, В.Г. О сопоставлении  результатов обследования делинквентных  подростков методами ПДО и  УНП / В.Г. Кузнецов // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. – Л., 1981. – С.54–55.

  24. Кунигель, Т.В. Тренинг "Активизация  внутренних ресурсов подростка"./ Т.В. Кунигель. – СПб.: Издательство "Речь", 2006. – 101 с.

  25. Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 445 с.

  26. Ландова, Л.А., Социологическая теория  девиантного поведения / Л.А. Ландова,  М.Ф. Шурупова // Социально-политический  журнал. – 1993. – № 4. – С. 87–125.

  27. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. – М.: Академический Проект, 2006. – 224 с.

  28. Марковская И.М. Опросник для  изучения взаимодействия родителей  с детьми // Семейная психология  и семейная терапия. 1999. № 2. –  С. 94 – 108

  29. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования /А.Д. Наследов – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

  30. Осипова, О.С. Девиантное поведение:  благо или зло? / О.С. Осипова  // Социс. – 1998. - №9. – С. 106–109.

  31. Основы математической статистики  в психологии: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Литвинова, Н.П. Радчикова. – Минск: БГПУ, 2006. – 87 с.

  32. Патаки, Ф. Некоторые проблемы  отклоняющегося (девиантного) поведения  / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 1997. – № 4. –  С. 92-102.

Информация о работе Девиантное поведение подростков