Автор: C*****@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект — подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Заключение
Список использованной литературы
Стандартная
ошибка среднего значения – это
стандартное отклонение, деленное на
квадратный корень из объема выборки.
В диапазоне удвоенной
Дисперсия случайной величины — мера разброса данной случайной величины, т.е. её отклонения от математического ожидания. Обозначается D[X] в русской литературе и (англ. variance) в зарубежной. В статистике часто употребляется обозначение или . Квадратный корень из дисперсии называется среднеквадратичным отклонением, стандартным отклоне́нием или стандартным разбросом.
T-критерий Стьюдента (непарный) проверяет гипотезу о том, что средние значения двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг от друга. T-критерий является наиболее часто используемым методом обнаружения различия между средними двух выборок. Например, t-критерий можно использовать для сравнения средних показателей группы пациентов, принимавших определенное лекарство, с контрольной группой, где принималось безвредное лекарство. Теоретически, t-критерий может применяться, даже если размеры выборок очень небольшие, и если переменные нормально распределены (внутри групп), а дисперсии наблюдений в группах не слишком различны. Предположение о нормальности можно проверить, исследуя распределение (например, визуально с помощью гистограммы) или применяя какой-либо критерий нормальности, в данном исследовании использовался критерий Колмагорова - Смирнова. p-уровень значимости t-критерия равен вероятности ошибочно отвергнуть гипотезу о равенстве средних двух выборок, когда в действительности эта гипотеза имеет место. Иными словами, он равен вероятности ошибки принять гипотезу о неравенстве средних, когда в действительности средние равны. Чтобы применить t-критерий для независимых выборок, требуется, по крайней мере, одна независимая (группирующая) переменная (например, пол: мужчина/женщина) и одна зависимая переменная (например, тестовое значение некоторого показателя, кровяное давление, число лейкоцитов и т.д.). С помощью специальных значений независимой переменной (эти значения называются кодами, например, мужчина и женщина) данные разбиваются на две группы. Можно произвести анализ следующих данных с помощью t-критерия, сравнивающего среднее WCC для мужчин и женщин. Анализ данных с помощью t-критерия, сравнения средних и меры отклонения от среднего в группах можно производить с помощью диаграмм размаха. Эти графики позволяют визуально оценить степень зависимости между группирующей и зависимой переменными.
В статистике критерий согласия Колмогорова (также известный, как критерий согласия Колмогорова-Смирнова) используется для того, чтобы определить, подчиняются ли два эмпирических распределения одному закону, либо определить, подчиняется ли полученное распределение предполагаемой модели.
Критерий Колмогорова-Смирнова о проверке гипотезы об однородности двух эмпирических законов распределения является одним из основных и наиболее широко используемых непараметрических методов, так как достаточно чувствителен к различиям в исследуемых выборках.
Одновыборочный критерий нормальности Колмогорова-Смирнова основан на максимуме разности между кумулятивным распределением выборки и предполагаемым кумулятивным распределением. Если D статистика Колмогорова-Смирнова значима, то гипотеза о том, что соответствующее распределение нормально, должна быть отвергнута. Выводимые значения вероятности основаны на тех значениях, которые табулированы Massey (1951); они допустимы, если среднее и стандартное отклонение нормального распределения известны априори и не оцениваются из данных. Статистический анализ был проведен в программе Stat 6.0.
2.2
Особенности взаимодействия
Одним из проявлений трудновоспитуемого ребёнка является девиантное поведение. Под девиантным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых уголовным кодексом.
Девиантность обычно начинается со школьных прогулов. За этим следует приобщение к асоциальной группе сверстников, мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание карманных денег, угон велосипедов, мотоциклов, которые потом бросают где попало, с целью покататься. Реже встречаются мошенничество, лёгкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег.
Детская девиантность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины, - прежде всего недостатки воспитания.
1.
Диагностика склонности к
Согласно данным диагностики уровней склонности к отклоняющемуся поведению большинство подростков из неблагополучных семей демонстрируют девиации в поведении. Разделение группы по медиальной линии (среднее = 59,33; медиана = 59,5; мода = 56 – человек / 11,67%) практически совпало с разделением по социально-педагогическому статусу семьи (благополучные семьи и семьи категории СОП).
Данные описательной статистики по выборке приведены таблице 2.1
Таблица 2.1 Данные описательной статистики склонности к отклоняющемуся поведению по выборке
Среднее | Медиана | Мода | Частота | Дисперсия | Стандартное отклонение | Ошибка среднего | |
Установка на социально-желаемые ответы | 52,91 | 54,00 | 44,00 | 13 | 66,82 | 8,17456 | 1,055331 |
Склонность к нарушению норм и правил | 59,33 | 59,50 | 56,00 | 7 | 87,82 | 9,37119 | 1,209815 |
Склонность к аддиктивному поведению | 45,25 | 45,00 | 45,00 | 7 | 57,48 | 7,58148 | 0,978765 |
Склонность к аутодеструктивному поведению | 52,48 | 52,00 | 43,00 | 4 | 165,68 | 12,87 | 1,661714 |
Склонность к агрессивному поведению | 55,42 | 57,00 | 62,00 | 10 | 82,82 | 9,10074 | 1,174900 |
Контроль эмоциональных реакций | 52,07 | 53,00 | Multiple | 84,5 | 9,19260 | 1,186760 | |
Склонность к делинквентному поведению | 49,82 | 50,00 | 53,00 | 17 | 37,2 | 6,09944 | 0,787434 |
10%
благополучных подростков
Склонностью к систематическому нарушению дисциплины, непосещению занятий и не выполнению требований взрослых отличаются 63,34% подростков из неблагополучных семей, 20% характеризуются выраженностью нонконформистских тенденций и постоянным нарушением норм и правил, 6,67% подростков категории СОП игнорируют нормы и правила, постоянно нарушают дисциплину, систематически прогуливают уроки (см. диаграммы 1-2).
Следовательно,
на основании результатов
23,3% благополучных подростков (как и 23,33% с девиантным поведением) не склонны к проявлению агрессии, у 50% агрессивность проявляется в ответ на встречную агрессию (против 3,33% подростков категории СОП), 26,67% благополучных подростков и 16,67% неблагополучных склонны к периодическим вспышкам агрессии, чаще косвенной и вербальной, раздражении и обиде (см. диаграммы 3-4).
Диаграмма 3-4. Уровни склонности к агрессии и насилию у недевиантных и девиантных подростков
46,67% девиантных подростков склонны решать возникающие проблемы с помощью агрессии и насилия, 10% не принимают иных способов действия при попытке "защитить свои интересы.
Таким
образом, у подавляющего большинства
подростков из благополучных семей
отмечается просоциальное поведение,
в то время как у подростков
из неблагополучных семей –
2. Диагностика особенностей взаимодействия родитель-ребенок.
Согласно
данным диагностики взаимоотношений
родитель-ребенок (в связи с тем,
что многие испытуемые из неполных
семей диагностировались
Таблица 2.2 Данные описательной статистики взаимоотношений родитель-ребенок по выборке
Среднее | Медиана | Мода | Частота | Дисперсия | Стандартное отклонение | Ошибка среднего | |
Требовательность матери | 11,42 | 12,00 | 13,00 | 10 | 10,28 | 3,20641 | 0,413946 |
Строгость матери | 11,78 | 12,00 | 16,00 | 13 | 9,43 | 3,07032 | 0,396376 |
Контроль со стороны матери | 10,07 | 10,00 | 9,000 | 12 | 4,74 | 2,17744 | 0,281106 |
Эмоциональная близость с матерью | 10,7 | 10,00 | 9,000 | 13 | 8,89 | 2,98187 | 0,384957 |
Принятие ребенка матерью | 10,87 | 10,00 | 8,000 | 12 | 8,35 | 2,89047 | 0,373158 |
Сотрудничество с матерью | 9,75 | 9,00 | 9,000 | 19 | 4,05 | 2,01372 | 0,259971 |
Согласие между ребенком и матерью | 10,1 | 10,00 | 9,000 | 14 | 4,29 | 2,07242 | 0,267548 |
Последовательность матери | 10,23 | 11,00 | 12,00 | 16 | 4,18 | 2,04497 | 0,264005 |
Авторитет матери | 10,58 | 10,00 | Multiple | 10,15 | 3,18520 | 0,411207 | |
Удовлетворенность отношениями с матерью | 12,47 | 12,00 | Multiple | 20,73 | 4,55277 | 0,587760 |
Тем не менее, 70% девиантных и 3,33% подростков с просоциальным поведением считают сложившиеся взаимоотношения с матерью неудовлетворительными и нуждающимися в коррекции (см. диаграммы 5-6).
Идеальными свои отношения с матерью склонны считать 33,3% подростков из благополучных семей (против 0% из числа девиантных подростков).
Мать не является авторитетом для 90% девиантных подростков и для 20% подростков из благополучных семей.
Диаграммы 5-6. Удовлетворенность отношениями с матерью
3.
Диагностика аспектов
Согласно данным корреляционного анализа существуют статистические значимые взаимосвязи склонности к отклоняющемуся поведению и особенностей взаимодействия родитель-ребенок. чем выше уровень принятия ребенка матерью, тем в меньшей степени подросток склонен к нарушению норм и правил (r= - 0,79 при р≤0,05), тем ниже уровень готовности к реализации саморазрушающего поведения, тенденции к соматизации тревоги и склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях (r= - 0,33 при р≤0,05).
Эмоциональная близостью подростка с матерью нехарактерна для подростков склонных к нарушению норм и правил (r= - 0,80 при р≤0,05) , равно как и демонстрирующим элементы аутодеструктивного поведения (r= - 0,50 при р≤0,05).
Для семей подростков склонных к нарушению норм и правил характерны:
· Нетребовательность со стороны матери (r= - 0,33 при р≤0,05);
· Слабый уровень контроля (r= - 0,0,65 при р≤0,05);
· Низкий уровень сотрудничества (r= - 0,75 при р≤0,05);
· Непоследовательность поведенческих реакций матери или их несоответствие и лабильность (r= - 0,54 при р≤0,05).
Табл. 2.3 Данные сравнительного анализа
Среднее 1 группы | Среднее 2 группы | Значение t-критерия | Степень свободы | Уровень статистической значимости | |
Установка на социально-желаемые ответы | 56,53333 | 49,30000 | 3,7967 | 58 | 0,000353 |
Склонность к нарушению норм и правил | 51,56667 | 67,10000 | -11,5924 | 58 | 0,000000 |
Склонность к аддиктивному поведению | 45,63333 | 44,86667 | 0,3888 | 58 | 0,698831 |
Склонность к аутодеструктивному поведению | 47,23333 | 57,73333 | -3,4367 | 58 | 0,001095 |
Склонность к агрессивному поведению | 52,10000 | 58,83333 | -3,3292 | 58 | 0,001518 |
Контроль эмоциональных реакций | 49,93333 | 54,20000 | -1,8332 | 58 | 0,071903 |
Склонность к делинквентному поведению | 50,06667 | 49,56667 | 0,3151 | 58 | 0,753851 |
Требовательность матери | 12,23333 | 10,60000 | 2,0240 | 58 | 0,047585 |
Строгость матери | 11,43333 | 12,13333 | -0,8813 | 58 | 0,381778 |
Контроль со стороны матери | 11,46667 | 8,66667 | 6,4861 | 58 | 0,000000 |
Эмоциональная близость с матерью | 13,23333 | 8,16667 | 12,6515 | 58 | 0,000000 |
Принятие ребенка матерью | 13,20000 | 8,53333 | 10,6749 | 58 | 0,000000 |
Сотрудничество с матерью | 11,16667 | 8,33333 | 7,6663 | 58 | 0,000000 |
Согласие между ребенком и матерью | 11,56667 | 8,63333 | 7,7594 | 58 | 0,000000 |
Последовательность матери | 11,26667 | 9,20000 | 4,5102 | 58 | 0,000032 |
Авторитет матери | 12,93333 | 8,23333 | 8,4803 | 58 | 0,000000 |
Удовлетворенность отношениями с матерью | 15,90000 | 9,03333 | 8,9191 | 58 | 0,000000 |