Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи:
-изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;

Содержание

Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
1. Личность младшего школьника
2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка
2.1 Понятие семьи и семейных отношений
2.2 Типы семейных взаимоотношений
2.3 Роль семьи в воспитании личности ребенка
3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка
3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик
1. Методики исследования детско-родительских отношений
1.1 Метод «Цветовая социометрия»
1.2 Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
1.3 Методика «Рисунок семьи»
1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
2. Результаты проведенного исследования
2.1 Методика «Рисунок семьи»
2.2 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Детско родительские отношения и их влияние на личность ребенка.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме:

 

Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

1

Общий размер рисунка

 

2

количество членов семьи

 

3

Соответствующие размеры членов семьи

мать;

отец;

сестра;

брат;

дедушка;

бабушка и т.д.

 

4

Расстояние между членами семьи.

Наличие каких-либо признаков между ними

 

5

Наличие животных

 

6

Вид изображения:

схематическое;

реалистическое;

эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.;

метафорическое изображение в движении, в действии.

 

7

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3…).

Степень аккуратности исполнения.

 


Приложение 7

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА

 

Инструкция: внимательно прочитайте утверждения, напротив каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадет с вашим мнением, или «неверно», если не совпадет.

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они

кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.


Приложение 8

 

1 шкала: «Принятие-отвержение»

«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8

процентный ранг 0 0 0 0 0 0 0.63 3.79 12.02

«сырой» балл 9 10 11 12 13 14 15 16 17

процентный ранг 31.01 53.79 68.35 77.21 84.17 88.60 90.50 92.40 93.67

«сырой» балл 18 19 20 21 22 23 24 25 26

процентный ранг 94.30 95.50 97.46 98.10 98.73 98.73 99.36 100 100

«сырой» балл 27 28 29 30 31 32

процентный ранг 100 100 100 100 100 100

2 шкала

«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

процентный ранг 1.57 3.46 5.67 7.88 9.77 12.29 19.22 31.19 48.82 80.93

3 шкала

«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7

процентный ранг 4.74 19.53 39.06 57.96 74.97 86.63 92.93 96.65

4 шкала

«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6

процентный ранг 4.41 13.86 32.13 53.87 69.30 83.79 95.76

5 шкала

«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7

процентный ранг 14.55 45.57 70.25 84.81 93.04 96.83 99.37 100

 

1

 



Информация о работе Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка