Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 19:38, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить методы межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
Задачи курсовой работы:
Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме использования детского рисунка как метода изучения межличностных отношений в группе
Изучить преимущества и недостатки основных методов детской психологии, используемых для изучения межличностных отношений в группе.
Изучить преимущества и недостатки рисунка как метода исследования межличностных отношений в группе.
Сравнить эффективность основных методов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Игра как средство изучения особенностей детского общения……………...5
2. Изучение межличностных отношений в группе при помощи детского рисунка…………………………………………………………………………….9
3. Исследование использования детского рисунка для изучения межличностных отношений в группе…………………………………………..27
3.1. Цель, задачи исследования. Характеристика групп испытуемых……………………………………………………………….27
3.2. Проведение исследования. Анализ результатов…………………..28
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Игра как
средство изучения
2. Изучение межличностных
отношений в группе при помощи
детского рисунка……………………………………………………………
3. Исследование
использования детского
3.1. Цель, задачи
исследования. Характеристика групп
испытуемых……………………………………………………
3.2. Проведение исследования. Анализ результатов…………………..28
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат. Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности анализ детского рисунка. Этот метод основан на принципе единства сознания и деятельности: что переживает ребенок, чувствует, как относится к другим, можно увидеть из его рисунков. К тому же у рисунка много положительных сторон: процесс рисования оказывает растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, прост в применении.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы межличностных отношений в группе.
Цель курсовой работы - изучить методы межличностных отношений детей в дошкольном возрасте.
Задачи курсовой работы:
Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме использования детского рисунка как метода изучения межличностных отношений в группе
Изучить преимущества и недостатки основных методов детской психологии, используемых для изучения межличностных отношений в группе.
Изучить преимущества и недостатки рисунка как метода исследования межличностных отношений в группе.
Сравнить эффективность основных методов.
Методы исследования: теоретический, изучение и анализ литературы, цитирование, систематизация и классификация, экспериментальный.
1. Игра как средство изучения особенностей детского общения
Наиболее явственно
особенности стратегии
В нашем опыте
система игровых ситуаций была исполь-зована
для изучения стратегии поведения
детей-лидеров десятилетнего
В классе, с которым работала автор в качестве предметника и классного руководителя со второго класса (это экспериментальная школа с предметным обучением в на-чальных классах), она руководила «Клубом любознатель-ных». На занятиях клуба использовались различные игро-вые формы: защита фантастических проектов, конкурс «киностудий» (показ тематических рисованных фильмов), импровизации на тему сказок и т. д.
Хоментаускас Г. Т. « Использование детских рисунков для исследования семейных отношений ». Вопросы психологии. 2006 г. № 1В начале обучения в четвертом классе были организо-ваны следующие игровые занятия. Все ученики распреде-лялись на группы по 4 - 6 человек. Каждая группа, полу-чив название сказки, должна была распределить роли и показать сказку, как угодно изменяя сюжет.
Вот как это происходило в группе, где находился один из универсальных лидеров класса Лева -- мальчик высоко-го интеллектуального развития, остроумный, обладающий великолепной реакцией. Эта группа для игры получила сказку «Красная Шапочка». Лева предложил сыграть эту сказку «наоборот». Предложение было встречено с энтузи-азмом: принцип «наоборот» десятилетним детям представляется очень оригинальным. Итак, Лева своим предложе-нием сразу обеспечил себе роль режиссера. Но он, оказы-вается, смотрел намного дальше, на несколько «ходов» вперед. «Пусть в сказке все будет наоборот. Пусть Крас-ной Шапочкой будет тот, кто абсолютно непохож на нее». Этим предложением он закрепил за собой и главную роль, так как изо всей группы (три мальчика, две девочки) именно он -- высокий мальчик спортивного вида -- менее всего походил на Красную Шапочку, и все единодушно вы-двинули его на главную роль. Далее, реализуя условие «наоборот», ему ничего не стоило навязать сюжет: жил-был бедный волк в лесу, который всего боялся. Он попал в капкан. Храбрая девочка Красная Шапочка спасает вол-ка и ведет его к своей бабушке, где он и поселяется сто-рожить избушку. Так сказку и сыграли.
В следующей серии игр автор не только распределила сказки, но и сама закрепила за всеми участниками роли, а также точно обозначила сцены, которые надо в сказке изобразить, предельно ограничив возможности их выбора самими детьми (в целях эксперимента).
Данной группе была дана сказка «Морозко», Леве -- роль собачки Жучки, назначена последовательность сцен: первая сцена «В избе», вторая сцена «В лесу», третья сце-на «Возвращение из леса».
Эта группа была вызвана первой для показа (в первой же серии проводилась жеребьевка групп). Все действующие лица заняли свои места и объяснили, что они делают: Дед сидит, читает газету, Падчерица подметает пол, Ма-чеха готовит обед, Дочка глядит в окно, Жучка караулит дом у двери.
Мачеха (энергичная девочка с быстрой, развитой речью) говорит: «Дед, пошли Падчерицу в лес, дрова кон-чились».
Дед -- мальчик интеллектуальный, начитанный, разви-тый, но с замедленной реакцией. Пока Дед поворачивал голову в сторону Мачехи, Жучка опередила его: «Тяв-тяв, Мачеха, в лесу холодно, у Падчерицы обуви нет, иди сама в лес».
Между Мачехой и Жучкой начинается бурный диалог, из которого Жучка выходит победительницей. По ее на-стоянию все идут в лес. В лесу их ждал Морозко -- такой же универсальный лидер класса, как и Лева. Но так как Жучка уже захватила инициативу в первом действии, сформировав у действующих лиц установку на себя как на лидера, то Морозко не сумел даже на главной роли перехватить эту инициативу. В финале по настоянию Жучки Морозко замораживает Мачеху и одаривает Падчерицу.
Так игровые ситуации позволили выявить особенности стратегии поведения лидеров в детском возрасте. Уже в этот период дети могут обеспечить себе лидерские пози-ции, овладев любой игровой ситуацией, где действуют та-кие средства самоутверждения: развитая речь, способность предвидеть реакции партнеров на несколько ходов впе-ред, быстрая реакция в диалоге.
Свой опыт взаимоотношений дети выявляют в свобод-ных ролевых играх. Анастази В. « Психологическое тестирование » ч. 2, М- 2002 г.Большой материал дают сюжетные игры в куклы. У психологов есть даже специальный тест, который так и называется -- «Тест игры в куклы». Он проводится так.
В игровой комнате
детского учреждения образуется ку-кольный
дом. В реалистической обстановке, соответству-ющей
убранству современной
Проигрывая сюжеты «В семье» дети за своих кукол го-ворят различные монологи, в которых отражаются реаль-ные переживания детей. Вот некоторые примеры их вы-сказываний, которые зафиксированы психологами: «Я люб-лю свою младшую сестренку», «У меня никудышный брат», «Моя мама самая красивая!», «Моя мама хорошая, толь-ко нервная!», «Если бы мой брат никогда не родился», «Я никому не даю в обиду свою сестру», «Моя мама -- коро-лева!», «Моя мама -- баба-яга!».
Группа детского сада -- это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликт-ные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это связано с развитием представле-ний детей о нормах морали.
2. Изучение межличностных отношений в группе при помощи детского рисунка.
Широко рисуночные методики известны за рубежом. Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами:
1.Процесс рисования
оказывает исключительное
2. Рисунки удобны
в применении: во-первых, ребенок
как бы сам фиксирует свои
действия при помощи карандаша,
3. Рисуночные
методики - высокоинформативное средство
познания личности ребенка,
4. Процесс рисования особенно при изображении значимых для ребенка ситуаций, обладает психотерапевтическом действии. В рисунке ребенок как бы избавляется от личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуаций. Практическое использование рисуночных методик требует детального изучения опыта их применения и главное критического осмысливания принципов интерпретаций рисунков. Проблемой интерпретаций рисунков занимались У. Вольф, У. Холс, Л. Корман, Р. Бернс, С. Кауфман.
В различных рисуночных методиках: последовательность рисования, пространственное расположение, состав, отличие между графическими презентациями в форме, пропорциях, деталях, и прежде всего в величине. Анализируется также и процесс рисования: паузы, стирание, комментарии. Интерпретации опираются на различные теоретические предпосылки, эмпирический материал исследования.
Если интерпретировать последовательность, то ребенок начинает рисовать с более значимого лица и заканчивает менее значимым. Пространственное изображение является показателем эмоциональной близости, отсутствие какого-либо члена говорит о стремлении избавится от эмоционально неприемлемого человека. Несоответствия отношения величин в рисунке реальному положению вещей указывает на то, что величина детерминирована в большей мере психическими факторами, чем факторами реальности. Изображение других больше себя, говорит о восприятии их доминантности. Рисование большим себя - чувство своей доминантности.
Значительное
место в интерпретационных
Степанов утверждает, что предложенные К.Маховером категории интерпретации рисунка могут быть использованы в практике. Однако он подчеркивает, что таким образом возможно выявление неких общих тенденций, но не постановка точного психологического диапазона.
Интерпретация
особенностей фигур. Голова на рисунке
расценивается как сфера
Шея - орган символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Шея появляется в детских рисунках не сразу. Сначала ребенок рисует голову, приклеенную к туловищу, потому что в их жизни еще не заняло прочного места та функция, которую на рисунке символизирует шея.
Плечи и их размеры - признак физический силы и потребности во власти. Чрезмерно крупные плечи отражает ощущение большой силы, маленькие - малоценности, ничтожности, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи - свидетельство чрезмерной тревожности.