Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 14:18, контрольная работа
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.
Введение
1.1 Особенности подросткового возраста, границы, этапы развития
1.2 Половое созревание, как важнейший фактор развития подростка
1.3 Физические и социопсихологические особенности подросткового возраста
II) 2.1 Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
2.2 Внешний вид подросткa.
III) 1.1 Психическое здоровье подростков.
Содержание
Введение
1.2 Половое созревание, как важнейший фактор развития подростка
1.3 Физические
и социопсихологические
II) 2.1 Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте
2.2 Внешний вид подросткa.
III) 1.1 Психическое
здоровье подростков.
Введение
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Для переходного возраста характерна переориентация подростка с родителями, учителями и вообще старших ровесников, более или менее равных себе по положению. Подросткам свойственно тяготение к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия.
Каждый
возраст хорош по-своему. И в то же время,
в каждом возрасте есть свои особенности,
есть свои сложности. Не исключением является
и подростковый возраст. Это самый долгий
переходный период, который характеризуется
рядом физических изменений. В это время
происходит интенсивное развитие личности,
ее второе рождение.
I) 1.1 Особенности подросткового
возраста, границы, этапы
развития
Подростковый возраст - это тот период жизни, когда у человека формируются нормы и способы построения общения. И помогает этому общественно полезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной, - а главное, свободный переход от одной ее формы к другой. Однако приходится признать, что организация школьной жизни не удовлетворяет пока требованиям этой ведущей деятельности подросткового возраста. Поэтому именно в данном направлении необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это тем более важно, поскольку основные психологические новообразования подростков - сознательная регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения - формируются в развитых формах общественно полезной деятельности.
Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит именно у подростков. Поэтому от характера и организации их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем.
Подростковый возраст - пора жизни, когда особенно волнуют общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие контуры жизненной позиции. Но для окончательного ее определения у подростка нет еще необходимого гражданского опыта, четкой ориентации в социальных отношениях. У старшеклассников уже есть для этого все предпосылки - их возраст внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Не случайно основным психологическим новообразованием старшего школьника является самосознание.
У индивида, прошедшего все периоды становления личности, возникают и закрепляются качества, лежащие в основе его мировоззрения и нравственности и необходимые для последующей активной производственной и гражданской деятельности.
Граница подросткового возраста в медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному: то как 11 —14 лет, то как 14—18 лет, то как 12—20 лет и т. д. С позиций подростковой психиатрии, к этому возрасту наиболее рационально относить весь период полового созревания — от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической самостоятельности — 18 лет.
С
психологической точки зрения, период
полового созревания делят на две
части негативную и позитивную стадии.
В первой из них (до 15 лет) подросток
противопоставляет себя другим, особенно
старшим, всюду противоречит, не подчиняется
установленным правилам и порядкам. В
позитивной стадии (с 16 лет) выступает
противоположная тенденция к социализации,
приобщению к духовным ценностям своего
времени, выработке жизненных правил.
1.2
Половое созревание,
как важнейший фактор
развития подростка
Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам. Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их. Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц. Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы. У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.
У
части подростков в начальный
период полового созревания также возникают
проблемы с запоминанием больших
объемов информации. В этот период
идет становление половой
1.3 Физические и
социопсихологические
особенности подросткового
возраста
Подростковый возраст как переходный период.
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения. Переходным подростковый возраст является также в социопсихологическом отношении. Именно на этот период падает формирование характера, т. е. основы личности. В это же время выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты — способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Этот возраст неслучайно называют "трудным". Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.
Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.
С
моей точки зрения, суть подросткового
комплекса составляют свойственные
этому возрасту определенные психологические
особенности, поведенческие модели,
специфически-подростковые поведенческие
реакции на воздействия окружающей
социальной среды. К ним относятся
реакции эмансипации, группирования со
сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция)
и реакции, обусловленные формирующимся
сексуальным влечением.
II) 2.1 Детские поведенческие
реакции в подростковом
возрасте
Эти
реакции у детей были описаны
рядом французских психиатров - G. Heuyer,
J. Dublineau, H. Joli, L. Michaux. В нашей стране Г.Е.Сухарева
(1959), О.В.Кербиков (1961) и В.В.Ковалев (1973)
использовали их для понимания нарушений
поведения в детском возрасте. В определенной
мере эти детские реакции сохраняют свою
роль у подростков. К этим реакциям относятся
следующие: реакция отказа, реакция оппозиции,
реакция имитации, отрицательная имитация,
реакция компенсации, реакция гиперкомпенсации.
2.2
Внешний вид подростка,
душевное состояние
подростка
Внешний
вид подростка - еще один источник
конфликта. Меняется походка, манеры, внешний
облик. Ещё совсем недавно свободно,
легко двигавшийся мальчик
Внутренне происходит следующее:
У
подростка появляется своя позиция.
Он считает себя уже достаточно взрослым
и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители)
относились к нему, как к равному, взрослому.
Но при этом его не смутит, что прав он
требует больше, чем берет на себя обязанностей.
И отвечать за что-то подросток вовсе не
желает, разве что на словах. Стремление
к самостоятельности выражается в том,
что контроль и помощь отвергаются. Ведущей
деятельностью в этом возрасте является
коммуникативная. Общаясь, в первую очередь,
со своими сверстниками, подросток получает
необходимые знания о жизни. Очень важным
для подростка является мнение
о нем группы, к которой он принадлежит.
Сам факт принадлежности к определенной
группе придает ему дополнительную уверенность
в себе. Положение подростка в группе,
те качества, которые он приобретает в
коллективе существенным образом влияют
на его поведенческие мотивы. Более всего
особенности личностного развития подростка
проявляются в общении со сверстниками.
Любой подросток мечтает о закадычном
друге. При чем о таком, которому можно
было бы доверять "на все 100", как самому
себе, который будет предан и верен, несмотря
ни на что. В друге ищут сходства, понимания,
принятия. Друг удовлетворяет потребность
в самопонимании. Практически, друг является
аналогом психотерапевта. Дружат чаще
всего с подростком того же пола, социального
статуса, таких же способностей (правда,
иногда друзья подбираются по контрасту,
как бы в дополнение своим недостающим
чертам). Дружба носит избирательный характер,
измена не прощается. А вместе с подростковым
максимализмом дружеские отношения носят
своеобразный характер: с одной стороны
- потребность в единственно-преданном
друге, с другой - частая смена друзей.
Нужно
дать возможность подростку
III) 1.1 Психическое здоровье подростка.
Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, высокий уровень развития высших психических функций.
Нарушения в развитии психических способностей человека мешают удовлетворению его потребностей в познании, деятельности, общении, т.к. тормозят взаимодействие человека с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцирует депривационную ситуацию.
Психологическое здоровье характеризуется высоким уровнем личностного здоровья, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Он определяется в ценностях, смыслах жизни, отношения с которой становятся гармоничными, но не статичными: новые проблемы вызывают интерес, новые переживания, их решение – накопление нового опыта и дальнейшее развитие личности, которое ведет к более глубокому постижению смысла жизни.
Характеристики и предпосылки психологического здоровья глубоко рассматриваются в трудах авторов различных концепций внутри гуманистической психологии.
Обозначим некоторые черты портрета психологически здорового человека, с точки зрения представителей гуманистической психологии. Здоровый человек ориентированна гармонизацию отношений с собственной внутренней сущностью, доверяет ей как определяющему жизненному принципу (А. Маслоу, К. Роджерс), его отличает преданность некоторому делу, любимой работе, а так же творческое восприятие реальности, склонность ко всему подходить творчески (А. Маслоу, Э.Фромм), он стремится к созданию конструктивных, подлинных взаимоотношений с окружающими (К. Роджерс, Э. Шостром).
Информация о работе Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте