Детская тревожность и пути её устранения в дошкольном, младшем, школьном и подростковом возрастах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей разных периодов.

Содержание

Введение
Глава 1
Период младенчества (период развития до года)
Преддошкольный возраст (период от года до трех лет)
Младший дошкольный возраст (период от 3 лет до 4 лет)
Старший дошкольный возраст (период с 4 до 7 лет)
Мледшешкольный возраст (период с 7 до 10 лет)
Подростковый возраст (период с 10 до 16 лет)
Глава 2 Психологические методы лечения тревоги
2.1 Значение игр для дошкольников
2.2 Как помочь тревожному ребёнку
2.3 Работа с родителями тревожного ребенка.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по возрастной психологии.docx

— 106.47 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ  ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Красноярский  филиал 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

«Детская  тревожность и пути её устранения в дошкольном, младшем, школьном и подростковом возрастах 

                Руководитель:

                _________ Л.А. Новопашина

                (подпись)

                ____________

                (оценка, дата)

                Разработал:

                Студент группы ПС/О 09

                _________ Осипова Ю.М.

                (подпись)

                ____________

                (дата) 
                 

               Красноярск 2011

 

            Оглавление

Введение

Глава 1

    1. Период младенчества (период развития до года)
    2. Преддошкольный возраст (период от года до трех лет) 
    3. Младший дошкольный возраст (период от 3 лет до 4 лет)
    4. Старший дошкольный возраст (период с 4 до 7 лет)
    5. Мледшешкольный возраст (период с 7 до 10 лет)
    6. Подростковый возраст (период с 10 до 16 лет)

Глава 2 Психологические методы лечения тревоги

2.1 Значение игр для дошкольников

2.2 Как помочь тревожному ребёнку

2.3 Работа с  родителями тревожного ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Введение

      Актуальность  исследования. К проблеме тревожности обращались многие психологи и педагоги, ей посвящены научные работы и исследования. На нее неустанно обращают внимание воспитатели и учителя. Но количество тревожных детей не уменьшается, а даже в некоторых случаях повышается. Многие педагоги, зная о данной проблеме, не придают ей по-прежнему особого значения, но для многих детей состояние тревожности сказывается и на здоровье, и на процессе формирования личности. И как результат - различные невротические расстройства. Поэтому важно вовремя заметить и предотвратить эти негативные проявления.

      Проблеме  тревожности посвящено большое  количество работ: в психологии, физиологии, биохимии, психиатрии, социологии и  философии. (З.Фрейд, Прихожан А.М, Басов А.В., Савина Е.И., Захаров А.И., Лаврентьева Н.Н. и др.)

      Тревожный ребенок постоянно находится  в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления  характера, эта черта приводит к  формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными  сомнениями, не способен на серьезные  жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Поэтому данная проблема требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей.

      В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение  и закрепление тревожности связано  с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями “Я-концепции”, отношение к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

Цель  исследования – изучение проблемы тревожности у детей разных периодов.

Объект  исследования – тревожность у детей разных возрастов.

Предмет исследования – причины возникновения и пути  устранения тревожности у детей разных возрастов.

Гипотеза  исследования – я предполагаю, что для устранения тревожности у детей необходимо усовершенствовать детско-родительские отношения, а это возможно при условии:

а) создания обстановки эмоционального комфорта и  психологического благополучия ребенка  в семье;

б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;

в) комплексного использования средств и методов  психолого-педагогической коррекции  в системе детско-родительских отношений.

Метод исследования:

1.Выявить  теоретические основы проблемы  влияния родительских отношений  на развитие и устранение тревожности  у детей.

2.Отобрать  диагностические методики, направленные  на выявление тревожности у  детей в системе родительских  отношений.

Методологическая  основа:

Методологической  основой являются теоретические  концепции ведущих отечественных  психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие.

Глава 1 
 

  1. 1 Период младенчества ( период развития до года)
 

      Ребенок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своем  появлении. Вспомним короля Лира: «Родясь на свет, мы плачем — Грустно нам к комедии дурацкой приступаться». Не драматизируя излишне это событие, отметим все же, что процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорож денности. Новорожденный младенец страдает от тревоги преследования, которую пробуждают процесс рождения и утрата внутриутробного состояния. Затянувшиеся или чем-либо осложненные роды усиливают эту тревогу. Другой аспект данной ситуации опасности заключается в давящей на ребенка необходимости адаптироваться к совершенно новым условиям. Эти чувства в определенной мере смягчаются ощущениями тепла, поддержки и спокойствия, а также ощущением удовлетворения от принятия пищи и сосания груди. Опыт такого рода, кульминацией которого является первое прикладывание к груди, согласно нашим представлениям, становится основой отношения к "хорошей " матери. Создается впечатление, что подобного рода удовлетворение, получаемое ребенком, направлено еще и на возмещение утраты внутриутробного состояния. Начиная с этого первого опыта кормления, и в течение дальнейшего развития утрата и возвращение объекта, к которому испытывается любовь (хорошей груди), продолжает оставаться одной из наиболее существенных составляющих эмоциональной жизни младенца. Отношение младенца к его первому объекту, матери, с самого начала развития тесно связано с отношением ребенка к еде. Следовательно, изучение базовых паттернов установок в отношении пищи представляется наилучшим подходом к проблеме понимания маленьких детей.

      С самого начала постнатального периода  жизни младенец переживает тревогу, исходящую от внутренних и внешних источников. Мелани Кляйн в течение многих лет придерживалась мнения, что работа инстинкта смерти дает начало страху уничтожения, и это является первопричиной тревоги преследования. Первый внешний источник тревоги может быть обнаружен в переживании рождения. Этот опыт, который, согласно Фрейду, формирует паттерны для  всех позднейших ситуаций тревоги, непременно должен повлиять на первые отношения младенца с внешним миром.

      Впервые выделил и акцентировал состояние  беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал  данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

Страхи  до года. Известны рефлекторные (инстинктивные) реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение  большого предмета. В дальнейшем шумы и резкие изменения в окружающей среде вызывают реакции, напоминающие страх . Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 месяцев, поскольку он требует определенного когнитивного и перцептуального развития, включая некоторое предвидение уже однажды испытанной опасности . Беспокойство (тревогу) во второй половине первого года жизни связал с опасностью отделения от объекта (матери) как источника опоры, подчеркнув его дальнейшее влияние на некоторые страхи, в том числе страх одиночества, появление подобной тревоги в 7 месяцев объяснял природой привязанности ребенка к матери. Страх восьмимесячного ребёнка в ответ на появление незнакомых лиц расценивается одновременно и как знак отсутствия матери. Действительно, как показывают наши наблюдения, некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье. К 3 месяцам ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения. Как никто из других членов семьи, мать способна и успокоить ребенка нежным, ласковым голосом, поглаживанием, укачиванием. После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

 Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 месяцев жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха. Тревога в 7 месяцев - это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений. Возникающее при этом чувство одиночества порождает ожидание возвращения матери (близкого лица), что может в неблагоприятных условиях закрепляться в жизненном опыте, являясь моделью или прообразом состояния тревоги. Последняя, в свою очередь, мотивирует развитие социальных по своему происхождению страхов отчуждения, неприятия, непризнания и непонимания. Наличие подобной взаимосвязи не исключает других путей формирования указанных страхов, способных проявиться у эмоционально чувствительных детей и детей с развитым чувством ответственности в более старшем возрасте.

 Страх  посторонних, незнакомых, чужих взрослых  в 8 месяцев - это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне. Эмоционально-заостренное неприятие отличных от матери и пугающих ребенка взрослых трансформируется в последующем в угрожающие образы жестоких, бездушных и коварных сказочных чудовищ вроде Бабы Яги, Кощея, Бармалея и т. д. Все они способны отнять жизнь, нанести невосполнимый ущерб, увечье, что составляет резкий контраст с матерью, дающей жизнь, любовь, понимание и поддержку. 

    1. Преддошкольный возраст (период от года до трех лет)

Преддошколъный возраст. Изучение страхов у детей до 3 лет проведено посредством дополнительного интервью с 85 матерями. Страх незнакомых, чужих, уменьшаясь на втором году жизни, проявляется не всегда конкретным страхом некоторых людей (в 50%), будь это нелепо ведущие себя взрослые или несуществующие дяди и тети, способные наказать, а то и увести непослушных детей из дома. При встрече с реальными незнакомыми людьми ребенок середины второго года жизни испытывает некоторое смущение, робость и застенчивость, что, однако, достаточно быстро проходит. Выражен в 1 год и страх врачей - у 40% детей. Это страх не только незнакомых людей, но и страх боли в результате неприятных медицинских манипуляций. Такое же количество детей боится уколов. У 50% детей выражен страх при неожиданных, громких звуках. О беспокойстве детей, когда они остаются одни (страх одиночества), можно говорить у каждого третьего ребенка, что указывает на повышенную эмоциональную чувствительность и привязанность к родителям. Одним из ранних выражений инстинкта самосохранения будет неярко звучащий, непостоянный и встречающийся у относительного меньшинства детей страх высоты в начале второго года жизни (при поднятии ребенка на руки), подобно страху глубины (при купании) в возрасте до 1 года. В 2 года страх одиночества начинает быстрее проходить у мальчиков, в то время как у девочек он сохраняется на прежнем уровне. Наиболее распространенным страхом в данном возрасте является страх наказания со стороны родителей (61% - у мальчиков и 43% - у девочек). Он обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Если страх темноты остается относительно слабо выраженным в 2 года (как и в 1 год), то страх поездов, самолетов (движущегося транспорта) возрастает, отражая основанные на инстинкте самосохранения и внушенные родителями страхи повреждения, неожиданного воздействия и боли. Получает развитие и страх животных, прежде всего у девочек - 43%, у мальчиков - 22%. Максимальным угрожающим значением в этом возрасте обладает сказочный образ Волка после ознакомления со сказками ("Красная Шапочка"), просмотра мультфильмов и историй, рассказываемых в семье. В образе Волка находят воплощение разнообразные страхи двухлетних детей: внезапного и трудно предсказуемого воздействия (нападения), боли (укуса острыми зубами) и даже в аллегорическом виде страх наказания со стороны отца, если он излишне строгий и часто угрожает применением физической силы. Страх Волка также чаще встречается у детей, лишенных общения с отцом, не способным к тому же быть наглядным примером уверенного в себе поведения и защиты от воображаемых опасностей. Нередко в представлении ребенка Волк "реализует свои замыслы" во время сна, что сопровождается двигательным расторможением, криками, пробуждением, т. е. ночным беспокойством или страхами. Итак, типичными возрастными страхами у детей обоего пола 1-3 лет жизни будут: в 1 год - страхи одиночества, незнакомых взрослых, врачей (медицинских работников), уколов и неожиданных резких звуков (шума); в 2 года - страхи наказания, животных и уколов. Страхов относительно меньше и они быстрее сходят на нет, если в семье доминирует отец, родители не ведут "войну" с упрямством, т. е. самостоятельностью детей, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой их формирующееся "я", если сами родители уверены в себе и способны помочь ребенку в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Информация о работе Детская тревожность и пути её устранения в дошкольном, младшем, школьном и подростковом возрастах