Детская и возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

В психологии, главным образом детской и возрастной, под онтогенезом понимают отрезок жизни индивида от рождения до наступления зрелости. Мы рассмотрим первоначальные этапы развития ребенка, период от рождения до трех лет.
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым.

Содержание

Введение
1. Биогенетические теории психического развития 5
1.1. Биогенетические и социогенетические концепции 5
1.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития 8
1.3. Психоаналитические теории детского развития 10
1.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 14
1.5. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 15
2. Социальная ситуация психического развития и ведущая деятельность в раннем детстве. Развитие познавательной сферы и речи в раннем детстве. Основные психологические новообразования в раннем возрасте. Кризис трех лет 16
2.1. Основные характеристики возраста 16
2.2. Развитие психических функций в раннем возрасте 21
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.docx

— 50.83 Кб (Скачать)

 

 

 

2.2. Развитие психических функций в раннем возрасте

 

Дошкольное детство -- важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

Речь. В дошкольном детстве  в основном завершается долгий и  сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством  общения и мышления ребенка. Развивается  звуковая сторона речи. Младшие дошкольники  начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный  состав речи. Как и в предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный  запас оказывается больше, у других -- меньше, это зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года -- 1000 слов, в 6 лет -- 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает языковую действительность. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения -- монологи, рассказы. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все что угодно, и рассказать обо всем на свете. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать -- думать вслух. Память. Дошкольное детство -- возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет специфические особенности. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. Кроме того, появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто персептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий), оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция -- влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия -- наблюдение, рассматривание, поиск. Мышление. Основная линия развития мышления -- переход наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем -- к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта.

Особенности речевого развития. Все процессы развития в раннем детстве  тесно связаны с развитием  речи. Данный период детского развития является наиболее благоприятным для  развития именно этой психической функции. "Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, - не просто количественное накопление словаря. Это  сложнейший нервно-психологический  процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с  взрослым".

Факторы, влияющие на развитие речи. На развитие речи оказывает влияние  огромное количество факторов. Это  влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать  следующее. Врожденные способности, сильное  желание общаться с окружающими  и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать  детям в освоении функций и  закономерностей родного языка. Особое значение в период раннего  детства для развития ребенка  имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким человеком  в его жизни. "Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И.С. Кон, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина, Р.В. Овчаров, Г.Г. Филиппова и др.), выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния  на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его  познавательную активность. В работах  большинства исследователей главный  акцент делается на эмоциональную сферу  матери". Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной  зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Существует прямая взаимосвязь между вербальным интеллектом матери, в частности, способностью к обобщению, и пассивным  словарем ребенка. Способность к  обобщению матери также положительно корректирует с экспертной оценкой  воспитателя и общим баллом обследования речевого развития.

Девочки обнаруживают более  раннее речевое развитие по сравнению  с мальчиками (начинают "гулить" и "лепетать" в более раннем возрасте). Однако подобное опережение заметно, в первую очередь, в младенческом возрасте, затем темп развития сравнивается. Образование и профессия матери выступают факторами речевого развития ребенка. Порядковый номер рождения ребенка взаимосвязан с развитием речи, например, активным словарем. Первенцы обнаруживают больший запас слов в активном словаре. Наличие речевых нарушений у родственников больше всего влияет на активный словарь ребенка. Таким образом, формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка - сложнейший нервно-психологический процесс, осуществляющийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с взрослыми.

 

Заключение

 

Значение проблемы эмоций едва ли нуждаются в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека - внутренне, психологически действенными они становятся лишь в  том случае, если им удаётся проникнуть в сферу его эмоциональных  отношений, переломиться и закрепиться  в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё влияние в различных  ситуациях жизнедеятельности.

Такая универсальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, надёжным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой  степени их изученности.

Как известно, детство человека - самое продолжительное по отношению  ко всем остальным представителям живых  существ на Земле. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная характеристика каждого этапа и  представление о продолжительности  детства.

Кризисы трехлетнего возраста имеют большое значение для дальнейшего  развития ребёнка. Поэтому очень  важно, чтобы взрослые с пониманием, и терпением относились к ребёнку  в это время. Для этого рекомендуется  избегать крайностей в общении с  ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать  стиль поведения со всеми членами  семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить  ему, что у его родителей и  других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в  решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребенку  выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать  к ней (если её нет). Но при этом ребёнок  должен всегда чувствовать поддержку  и одобрение значимого для  него взрослого. Нужно помнить, что  запрет и повышение голоса - самые  неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.

Когда ребёнок станет чуть - чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему  поручения, связанные с общением c другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка с взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.

В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений.

Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство  от простой настойчивости, так как  причины этих явлений разные: в  первом случае - социальные, во втором - аффективные.

Кризис трех лет протекает  как кризис социальных отношений  ребенка.

психический детство кризис эмоция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. М., 2009. С. 65.

2. Бархаев, Б. П. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. 2010 - [ЭР]: рабочий ученик / Б. П. Бархаев. - http://lib/library

3. Бархаев, Б. П. Онтогенез психических процессов и личности человека. 2010 - [ЭР]: рабочий учебник - http://lib/library

4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник / И. В. Шаповаленко. - М.: Гарадарики, 2009г.

5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2010г.

6. Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 2009г.

7. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет. 2009 г.

8. Захаров А. И. Психотерапия детского возраста. - М., 2009г.

9. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. К. Формирование личностиребенка в дошкольном возрасте / Психологические основы формированияличности. Под ред. И. В. Дубровиной, Н. II. Толстых. М., 2010г.


Информация о работе Детская и возрастная психология