Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:33, контрольная работа
В психологии, главным образом детской и возрастной, под онтогенезом понимают отрезок жизни индивида от рождения до наступления зрелости. Мы рассмотрим первоначальные этапы развития ребенка, период от рождения до трех лет.
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым.
Введение
1. Биогенетические теории психического развития 5
1.1. Биогенетические и социогенетические концепции 5
1.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития 8
1.3. Психоаналитические теории детского развития 10
1.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 14
1.5. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 15
2. Социальная ситуация психического развития и ведущая деятельность в раннем детстве. Развитие познавательной сферы и речи в раннем детстве. Основные психологические новообразования в раннем возрасте. Кризис трех лет 16
2.1. Основные характеристики возраста 16
2.2. Развитие психических функций в раннем возрасте 21
Заключение 24
Список литературы 26
2.2. Развитие психических функций в раннем возрасте
Дошкольное детство -- важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.
Речь. В дошкольном детстве
в основном завершается долгий и
сложный процесс овладения
Особенности речевого развития. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является наиболее благоприятным для развития именно этой психической функции. "Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, - не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с взрослым".
Факторы, влияющие на развитие
речи. На развитие речи оказывает влияние
огромное количество факторов. Это
влияние может быть как положительным,
так и негативным. Что касается
степени влияния наследственных
и средовых факторов на развитие речи,
с уверенностью можно сказать
следующее. Врожденные способности, сильное
желание общаться с окружающими
и богатство языка и социальной
среды объединяются, чтобы содействовать
детям в освоении функций и
закономерностей родного языка.
Особое значение в период раннего
детства для развития ребенка
имеет его взаимодействие с матерью,
как с самым близким человеком
в его жизни. "Многие исследователи,
занимающиеся проблемами материнства
(И.С. Кон, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина, Р.В.
Овчаров, Г.Г. Филиппова и др.), выделяют
характерные особенности такого
общения и механизмы его
Девочки обнаруживают более раннее речевое развитие по сравнению с мальчиками (начинают "гулить" и "лепетать" в более раннем возрасте). Однако подобное опережение заметно, в первую очередь, в младенческом возрасте, затем темп развития сравнивается. Образование и профессия матери выступают факторами речевого развития ребенка. Порядковый номер рождения ребенка взаимосвязан с развитием речи, например, активным словарем. Первенцы обнаруживают больший запас слов в активном словаре. Наличие речевых нарушений у родственников больше всего влияет на активный словарь ребенка. Таким образом, формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка - сложнейший нервно-психологический процесс, осуществляющийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с взрослыми.
Заключение
Значение проблемы эмоций едва ли нуждаются в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека - внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, переломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.
Такая универсальная значимость
эмоций должна являться, казалось бы, надёжным
залогом как повышенного
Как известно, детство человека
- самое продолжительное по отношению
ко всем остальным представителям живых
существ на Земле. По мере развития
науки о ребенке изменялись качественная
характеристика каждого этапа и
представление о
Кризисы трехлетнего возраста имеют большое значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием, и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.
Когда ребёнок станет чуть - чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением c другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка с взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.
В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений.
Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.
Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка.
психический детство кризис эмоция
Список литературы
1. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. М., 2009. С. 65.
2. Бархаев, Б. П. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. 2010 - [ЭР]: рабочий ученик / Б. П. Бархаев. - http://lib/library
3. Бархаев, Б. П. Онтогенез психических процессов и личности человека. 2010 - [ЭР]: рабочий учебник - http://lib/library
4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник / И. В. Шаповаленко. - М.: Гарадарики, 2009г.
5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2010г.
6. Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 2009г.
7. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет. 2009 г.
8. Захаров А. И. Психотерапия детского возраста. - М., 2009г.
9. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. К. Формирование личностиребенка в дошкольном возрасте / Психологические основы формированияличности. Под ред. И. В. Дубровиной, Н. II. Толстых. М., 2010г.