Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:33, контрольная работа
В психологии, главным образом детской и возрастной, под онтогенезом понимают отрезок жизни индивида от рождения до наступления зрелости. Мы рассмотрим первоначальные этапы развития ребенка, период от рождения до трех лет.
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым.
Введение
1. Биогенетические теории психического развития 5
1.1. Биогенетические и социогенетические концепции 5
1.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития 8
1.3. Психоаналитические теории детского развития 10
1.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 14
1.5. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 15
2. Социальная ситуация психического развития и ведущая деятельность в раннем детстве. Развитие познавательной сферы и речи в раннем детстве. Основные психологические новообразования в раннем возрасте. Кризис трех лет 16
2.1. Основные характеристики возраста 16
2.2. Развитие психических функций в раннем возрасте 21
Заключение 24
Список литературы 26
План
Введение
1. Биогенетические теории психического развития 5
1.1. Биогенетические и социогенетические концепции 5
1.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития 8
1.3. Психоаналитические теории детского развития 10
1.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 14
1.5. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 15
2. Социальная ситуация
психического развития и
2.1. Основные характеристики возраста 16
2.2. Развитие психических функций в раннем возрасте 21
Заключение 24
Список литературы 26
Введение
В психологии, главным образом детской и возрастной, под онтогенезом понимают отрезок жизни индивида от рождения до наступления зрелости. Мы рассмотрим первоначальные этапы развития ребенка, период от рождения до трех лет.
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. А вот следующий этап психологическое отделение от матери, наступает уже в раннем детстве.
Раннее детство - это особый
период в жизни ребенка. В это
время происходит стремительное
психическое и физическое развитие,
закладывается основа для дальнейшего
формирования и становления ребенка
как личность. Основными достижениями
раннего детства, которые определяют
развитие психики ребенка, являются:
овладение телом, овладение речью,
развитие предметной деятельности. Преобразования,
которые претерпевает ребенок за
первые три года, очень значительны.
Некоторые психологи считают
серединой психического развития человека,
возраст трех лет. Кажется, еще вчера
ваш малыш был милым и
1. Биогенетические теории психического развития.
1.1. Биогенетические и социогенетические концепции
Сторонники биогенетической
концепции развития полагают, что
основные психические свойства личности
заложены в самой природе человека
(биологическом начале), определяющей
его жизненную судьбу. Они считают
генетически
Первым шагом на пути возникновения
биогенетических концепций была
теория Ч. Дарвина о том, что развитие
– генезис – подчиняется
Немецкий естествоиспытатель
Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог
И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический
закон, согласно которому животное и
человек во время внутриутробного
развития кратко повторяют те стадии,
которые проходит данный вид в
филогенезе. Этот процесс был перенесен
на процесс онтогенетического
Теории психического развития,
связанные с идеей
Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849–1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог В. Келер (1887–1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект.
3. Фрейда (1856–1939), в качестве
основного принципа развития
всего живого выдвинул принцип
удовольствия. Он связывал этапы
инстинкта, дрессуры и
В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.
Еще в XVII в. английский философ Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.
Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма. Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.
Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е. главный акцент делается на значении подкрепления.
Н. Миллер и американский психолог К.Л. Халл (1884–1952) – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.
На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается.
1.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития
Теорию конвергенции, или,
как ее еще называют, теорию двух
факторов, разработал немецкий психолог
В. Штерн (1975–1938), который был специалистом
в области дифференциальной психологии,
рассматривающей
В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, эмпиризм («человек – чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи). Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.
В. Штерн был сторонником
концепции рекапитуляции и
Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься».
Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии находятся под контролем «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» – это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» – инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.
Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д.Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы – обязательно надо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, а не проблемы развития.
1.3. Психоаналитические теории детского развития
Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.
3. Фрейд, анализируя свободные
ассоциации пациентов, пришел
к выводу, что болезни взрослого
человека сводятся к
В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.
В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.
Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.