Детская и возрастная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

В психологии, главным образом детской и возрастной, под онтогенезом понимают отрезок жизни индивида от рождения до наступления зрелости. Мы рассмотрим первоначальные этапы развития ребенка, период от рождения до трех лет.
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым.

Содержание

Введение
1. Биогенетические теории психического развития 5
1.1. Биогенетические и социогенетические концепции 5
1.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития 8
1.3. Психоаналитические теории детского развития 10
1.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 14
1.5. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 15
2. Социальная ситуация психического развития и ведущая деятельность в раннем детстве. Развитие познавательной сферы и речи в раннем детстве. Основные психологические новообразования в раннем возрасте. Кризис трех лет 16
2.1. Основные характеристики возраста 16
2.2. Развитие психических функций в раннем возрасте 21
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.docx

— 50.83 Кб (Скачать)

План

 

Введение

1. Биогенетические теории психического развития      5

1.1. Биогенетические и социогенетические концепции     5

1.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития    8

1.3. Психоаналитические теории детского развития      10

1.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона     14

1.5. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона     15

2. Социальная ситуация  психического развития и ведущая  деятельность в раннем детстве.  Развитие познавательной сферы  и речи в раннем детстве.  Основные психологические новообразования  в раннем возрасте. Кризис трех лет   16

2.1. Основные характеристики возраста        16

2.2. Развитие психических функций в раннем возрасте     21

Заключение            24

Список литературы           26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В психологии, главным образом  детской и возрастной, под онтогенезом  понимают отрезок жизни индивида от рождения до наступления зрелости. Мы рассмотрим первоначальные этапы  развития ребенка, период от рождения до трех лет.

Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. А вот  следующий этап психологическое  отделение от матери, наступает уже  в раннем детстве.

Раннее детство - это особый период в жизни ребенка. В это  время происходит стремительное  психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего  формирования и становления ребенка  как личность. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Некоторые психологи считают  серединой психического развития человека, возраст трех лет. Кажется, еще вчера  ваш малыш был милым и послушным, а вы, уже немного отдохнув от бессонных ночей, начали ощущать  всю радость материнства (или  отцовства), как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как  подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в  тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или  даже указать на то, что нужно  делать. Приблизительно к трем годам, начинают приобретать человеческие свойства: память, восприятие, воображение  и внимание ребенка. Но главное заключается  в том, что в данном возрасте ребенок  овладевает тем умением, которое  существенным образом влияет на его  последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Именно в  раннем возрасте ребенок впервые  открывает, для себя тот замечательный  факт, что все в мире людей имеет  свое название. Через речевое общение  с взрослыми он приобретает в  десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью  всех данных ему от природы органов  чувств. Для ребенка речь является не только незаменимым средством  общения, но также играет важнейшую  роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря речевому взаимодействию с взрослыми, ребенок из биологического существа, превращается, по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода в личность, появляются личные действия и сознание "Я сам", проявление "Я" ребенка.

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биогенетические теории  психического развития.

1.1. Биогенетические и социогенетические концепции

 

Сторонники биогенетической  концепции развития полагают, что  основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают  генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др.

Первым шагом на пути возникновения  биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному  закону. В дальнейшем любая крупная  психологическая концепция всегда была связана с поиском законов  детского развития.

Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический  закон, согласно которому животное и  человек во время внутриутробного  развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в  филогенезе. Этот процесс был перенесен  на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846–1924) считал, что ребенок в  своем развитии кратко повторяет  развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в  результате чего были выделены следующие  стадии развития: пещерная, когда ребенок  роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что  развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное  искусство в истории человечества. 

Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости  в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.

Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849–1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог В. Келер (1887–1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект.

3. Фрейда (1856–1939), в качестве  основного принципа развития  всего живого выдвинул принцип  удовольствия. Он связывал этапы  инстинкта, дрессуры и интеллекта  не только с созреванием мозга  и усложнением отношений с  окружающей средой, но и с развитием  аффективных состояний – переживанием  удовольствия и связанного с  ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития – этапе инстинкта – благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое «функциональное удовольствие», являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.

В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.

Еще в XVII в. английский философ  Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок  рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором  можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его  хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.

Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма. Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е. главный акцент делается на значении подкрепления.

Н. Миллер и американский психолог К.Л. Халл (1884–1952) – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.

На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в  социогенетических теориях в  качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития

 

Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975–1938), который был специалистом в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения  биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка  рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и  среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит в том, чтобы установить, как возникают приобретенные  формы поведения и какое влияние на них оказывает наследственность и окружающая среда.

В это же время в психологии существовали две теоретические  концепции, эмпиризм («человек – чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи). Штерн полагал, что если есть основания для существования  этих двух противоположных точек  зрения, то истина заключается в  их соединении. Он считал, что психическое  развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее  значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому может служить  следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов  инстинкта игры.

В. Штерн был сторонником  концепции рекапитуляции и говорил, что ребенок в первые месяцы младенческого  периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным  рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает  стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания  предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; новый этап – поступление в школу – сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с простым содержанием античного и ветхозаветного миров, средние классы – с христианской культурой, а годы зрелости – с культурой нового времени.

Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что  «яблоко от яблони недалеко падает»  и «с кем поведешься, от того и  наберешься».

Австрийский психолог 3. Фрейд  создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между  инстинктивной сферой душевной жизни  человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается  с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии находятся  под контролем «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» – это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» – инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального  аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д.Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы – обязательно надо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, а не проблемы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Психоаналитические теории детского развития

 

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был  воспринят как средство получения  психологических фактов, которые  легли в основу новой психологической  системы.

3. Фрейд, анализируя свободные  ассоциации пациентов, пришел  к выводу, что болезни взрослого  человека сводятся к переживаниям  детства. Основу теоретической  концепции психоанализа составляет  открытие бессознательного и  сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п.

В модели личности Фрейд  выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих  и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны  с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.

Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.

Информация о работе Детская и возрастная психология