Дети сироты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Немало детей уже с самого раннего детства сталкиваются с недетскими трудностями, среди которых особую тревогу вызывает сиротство. Исследование психологов показывают, что «сенсорный голод» - дефицит эмоционального общения даже самых идеальных детских домах неизбежен.

Содержание

Введение
Глава 1.Термин сиротство положение детей сирот в современной России
1.1. Термин сиротство
1.2. Положение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России.
Глава 2. Исследование различных воздействий взрослого на особенности социального развития детей сирот дошкольного возроста
2.1 Влияние неблагоприятных социально-психологических факторов
2.2 Особенности социализации воспитанников детского дома

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 47.17 Кб (Скачать)

развитие. Авторы выделяют следующие  негативные черты общественного  воспитания:

1) неправильная организация  общения взрослых с детьми, неадекватность  тех его форм, которые доминируют  в сиротских учреждениях:

– сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;

– дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;

– наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения, высокая частота сменяемости этих взрослых;

– групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности – пошаговое планирование и санкционирование поведения детей взрослыми;

– положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками;

2) недостаточная психолого-педагогическая  подготовленность воспитателей;

3) недостатки программ  воспитания и обучения, не компенсирующих  дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;

4) бедность конкретно-чувственного  опыта детей, обусловленная чрезмерной  суженностью окружающей их среды: малого числа и однообразия предметов, с которыми они действуют;

5) постоянное нахождение  детей в условиях коллектива.

Зачастую атмосфера сиротских  учреждений холодна, формальна, насыщена чувствами тревоги, страха и агрессии. Активность детей и возможность принимать решения, практически исключены. Личность подавляется. Деформация личности, происходящая на этом фоне, со временем закрепляется.

Как показывают исследования М.А. Калининой и М.Е. Проселковой, воспитанники детских домов в большинстве своем с трудом усваивают программу массовой школы, не проявляют активности в овладении профессиональными знаниями. Они плохо воспринимают общепринятые этические нормы поведения, неустойчивы к криминальным установкам среды и легко вовлекаются в правонарушения.

Нахождение ребенка в  стационаре любого типа влечет за собой  обеднение среды, что приводит к сенсорной депривации; уменьшение коммуникаций с окружающими – к социальной депривации; уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом – к эмоциональной депривации; жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации.

Во многих отечественных  исследованиях высказывается идея формирования особого типа личности у ребенка детского дома. Авторы описывают формирование личности с недоразвитием внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения.

Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией – тенденция к излишне бурному реагированию, обиде.

Для детей из закрытых учреждений специфичен особый тип общения как  со взрослыми, так и со сверстниками. Ученые указывают на гипертрофированную потребность в общении с взрослыми. Зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и создает специфический тип общения с взрослым, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, склонности переложить всю ответственность на окружающих.

Ограничение общения и  деятельности детей – сирот преимущественно  искусственной социальной средой детского дома приводит к тому, что у них  не развиваются в должной мере навыки жизнедеятельности в обычной  социальной среде сверстников и  взрослых (недостаточно формируется  инициативность).

Дефицит адекватного общения  приводит к тому, что у ребенка  закрепляется негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям. Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам и в процессе общения оказываются не способными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими людьми.

Особая проблема в условиях детского дома связана с феноменом  «мы». Здесь у детей возникает  своеобразная идентификация друг с  другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» – чувство, отражающее причастность именно к своей семье. В жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту – одни правила для своих, а совершенно другие для «чужих».

Таким детям присущ особый социальный статус «ничейности» – никто ими не интересуется, по существу они никому не нужны, что порождает состояние незащищенности, неуверенности в себе, в своем будущем. Официальные категорические нормативы, с одной стороны, положительны: дисциплина, организация жизнедеятельности, с другой – отрицательны: ограничивается возможность личностного выбора в поведении, удовлетворение потребности в самореализации. Отмечается дефицит общения воспитанников с взрослыми, минимум индивидуальных контактов. Все это затрудняет осознание своего «Я», своей уникальности, замедляет развитие эмоциональной сферы, познавательной деятельности.

Феномен «общественной собственности» затрудняет формирование адекватного  отношения к себе и другим, т.к. вещи и предметы имеют для детей не столько определенную потребительскую ценность, сколько помогают им подтвердить свою самость, материализовать свое «Я».

Лишение индивидуальности, обезличивание порождается особой коммунальной организацией быта. Жизнь ребенка в детском доме основана на зависимости воспитанника от персонала. Это проявляется в невозможности получить объективную и достоверную информацию, принимать решения о своем будущем, поскольку считается, что ребенок не способен самостоятельно решать вопросы, касающиеся собственного благополучия.

Специфические особенности  самосознания личности ребёнка-сироты состоят в том, что воспитанники детских домов зачастую не знают  и не принимают себя как личность, вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий, они, как правило, претендуют на признание в своей среде через физическую силу, агрессию, асоциальные формы поведения. У детей не развивается ответственное отношение к собственному времени жизни, для них характерно проживание по групповому, нравственному нормативу, ориентация на групповую совесть и поруку, что откладывает отпечаток на самосознание детей.

Не последнее место  в жизнедеятельности воспитанников  детского дома занимает проблема жёсткой  регламентации и контроля извне. Процесс саморегуляции затруднён, внешнее поведение не заменяется постепенно на внутренний самоконтроль, что затрудняет развитие автономности, инициативности, освоение социально-ролевых позиций.

Одна из важнейших проблем  выпускников детских домов –  это процесс перехода от опеки к независимости. Они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, взаимодействия с другими людьми, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими. После выпуска из детского дома бывшие воспитанники продолжают сохранять социальные связи преимущественно в своей среде, роль сироты часто реализуется в течение всей жизни. Очень часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставляют себя им.

Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений  социализации в детском доме должно стать создание условий, способствующих успешной социализации детей-сирот через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений.

Для воспитательного процесса детского дома необходимо использование  таких форм и методов работы, которые  были бы направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включение их в эту деятельность, самореализацию, самоутверждение в ней и через нее в обществе, что в конечном итоге обеспечивает социализацию личности .

Приоритетной идеей воспитания в детском доме является идея воспитания социально-активной личности. Поэтому  для совершенствования воспитательной работы необходимо, активно искать, адаптировать, разрабатывать, внедрять такие программы, технологии и методы, которые ориентированы на развитие межличностного, межгруппового общения, социальную адаптацию и социализацию, личностное саморазвитие и самосовершенствование каждого воспитанника.

Социализация – процесс  становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом социальных ценностей  и опыта, культуры, присущих данному  обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализированность в наиболее общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Существует также подход к социализированности как усвоению личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития.

Мы будем понимать под  социализированностью соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально – психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации.

Но в результате ряда причин социализация воспитанников детского дома может быть затруднена. Это  и жесткая регламентация времени, и формальная организация среды  детского дома, коммунальная организация  быта, ограниченность неформального  внешнего общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дети сироты