Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями. Коррекция эмоционального развития конфликтных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:23, реферат

Описание работы

Изменения в поведении и неуспеваемость некоторых школьников могут быть обусловлены тяжелыми психическими переживаниями. Такие переживания являются причиной нарушения хода нормального и психического развития. Нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций, носят название реактивных состояний. И они проявляются в различной степени.

Работа содержит 1 файл

Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями.docx

— 28.35 Кб (Скачать)

«Дети с реактивными состояниями  и конфликтными переживаниями. Коррекция  эмоционального развития конфликтных  детей».

Реактивные состояния у детей.   

Изменения в поведении  и неуспеваемость некоторых школьников могут быть обусловлены тяжелыми психическими переживаниями. Такие  переживания являются причиной нарушения  хода нормального и психического развития. Нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка  вследствие травмирующих его психику  ситуаций, носят название реактивных состояний. И они проявляются  в различной степени. Это зависит  от остроты и тяжести травмирующей ситуации от длительности ее воздействия, возраста ребенка, общего состояния  его здоровья и от индивидуальных особенностей личности. Реактивные состояния  могут проявиться в заикании, в  тикозных подергиваниях в различных  частях тела, страхах, недержании мочи и кала. При остро действующих  травмирующих моментах у детей нередко  наблюдаются расстройства сознания типа сумеречных, т.е. таких, когда ребенок  совершает ряд действий и поступков, о которых в дальнейшем не помнит. У некоторых детей иногда появляется состояние психомоторного возбуждения  в виде повышенной суетливости, бесцельных движений, немотивированных поступков. У других, наоборот, появляется реакция  торможения, когда дети как бы цепенеют, застывают. В младшем возрасте отмечается временное выпадение отдельных  функций, например, временная глухота, отказ от речи и т.д. У подростков же картина реактивного состояния  может принять более сложных  характер. У них иногда отмечается нарушение всей эмоционально-волевой  сферы (страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение и даже элементы бредового отношения к окружающим и т.д.). Так, например, дети, подвергающиеся длительное время различной травматизации (голод, унижение, побои, угрозы, непосильный труд, неоднократные изгнания из дома и т.д.) проявляют наиболее глубокие и стойкие психические расстройства реактивного характера. У них появляются страхи, недержание мочи и кала, вялость, заторможенность, склонность к депрессиям, подозрительность. Такие дети длительное время прячут крошки и куски хлеба, остатки пищи, плохо спят.    

В обычных условиях могут быть обстоятельства, которые  вызывают реактивные состояния у  детей, хотя и не столь грубое, но все же влияющие на их поведение  и характер. Нередко дети очень  болезненно переживают какой-нибудь свой физический недостаток (хромоту, косоглазие, близорукость, горбатость и т.п.), те или иные нервные проявления (заикание, нервные подергивания, страхи и т.п.). наличие какого-либо из этих дефектов у ребенка при неправильном отношении к нему со стороны окружающих ведет к возникновению чувства своей неполноценности, которое вызывает замкнутость, трудности в поведении, а в некоторых случаях приводит к снижению успеваемости. Такие дети требуют к себе большего внимания со стороны педагогов, им необходим правильный индивидуальный подход.

Конфликтные переживания у детей.    

В ряде случаев тяжелые  переживания приводят к образованию  у ребенка внутреннего конфликта, который также может нарушить его психическое развитие. Конфликтные  переживания всегда носят социальный характер.   

Они возникают вследствие психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или в школе. Для внутреннего конфликта характерно столкновение в сознании ребенка  противоположно окрашенных аффективных  отношений к тому или иному  близкому ему лицу или к создавшейся  ситуации. Внутренний конфликт может  возникнуть лишь в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное  место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается  для ребенка неразрешимым.   

Такой неразрешенный  конфликт, затягиваясь и становясь  хроническим, оказывает специфическое  влияние на формирование черт характера  и может тормозить умственное развитие. У детей с внутренним конфликтом создается известная  двойственность, противоречивость в  решении тех или иных вопросов, в выборе того или иного действия. Вся личность ребенка вовлекается  в переживания, связанные с конфликтом, все аффективные, т.е. эмоциональные, переживания направлены как бы в  одно русло. Поэтому круг интересов, привязанностей резко суживается.   

В возникновении  конфликтных переживаний большую  роль играют особенности структуры  личности. Приведу примеры, относящиеся  к детям с конфликтными переживаниями.    

Ученик 1 класса, назовем  его Колей, был направлен на медико-педагогическое обследование в связи с трудностями  в поведении, которые выражались в недисциплинированности, повышенной раздражительности и приступах  гнева. Во время этих приступов Коля бил стекла, рвал на себе одежду, книги, тетради, вступал в драку с  детьми.   

Коля жил с  матерью, бабушкой и младшим братом. Обстановка в семье всегда была беспокойной. Отец его пил запоем, учинял дома скандалы, драки. Мальчик рос впечатлительным  ребенком, избирательно общительным, при  чужих людях проявлял застенчивость, любил строительные игры, интересовался  животными, растениями, был несколько  неуклюж. Мать Коли разошлась со своим  мужем, но он часто приходил в семью  и устраивал скандалы. Избивал  ее. Мальчик защищал мать, плакал, а на следующий день Коля выгораживал отца и говорил ей, что она сама в этом виновата.   

Сложная семейная ситуация обусловила возникновение у Коли тяжелых конфликтных переживаний. У него образовались противоречивые эмоциональные отношения и к  отцу, и к матери. То мальчик защищает отца, то мать. В связи с этими  переживаниями характер и поведение  Коли начали меняться. Он стал раздражительным, капризным, плаксивым, стал грубить, не слушать взрослых. За это его часто  наказывали. Мальчик отвечал на наказания  вспышками гнева, бил посуду, рвал одежду и т.д. При обследовании у  Коли обнаружилась задержка в физическом развитии и общая ослабленность организма. В эмоциональном развитии выявилось следующее: с одной стороны- устойчивые интересы к познанию окружающего, любознательность, адекватные реакции на успех и неуспех и правильные тенденции к самоутверждению; с другой- ряд черт, специфических для детей с конфликтными переживаниями: напряженность, неуверенность в себе, двойственность, нерешительность, подозрительность. Кроме того, у него есть склонность к резким аффективным вспышкам, особенно в ответ на отказ выполнить те или иные его требования.    

После проведенного исследования мальчику было назначено  общеукрепляющее и специальное  мнение, направленное на снижение его  возбудимости, с педагогами школы  были подробно проанализированы все  особенности его поведения, выяснены причины, вызвавшие изменения в  его развитии. Педагог учитывал это  в своей дальнейшей работе с Колей. Матери тоже даны были советы, касающиеся того, как создать для мальчика более благоприятную домашнюю обстановку. Понимание матерью и педагогом  переживаний Коли и их готовность вместе с врачом создать для него щадящие условия, как в школе, так и дома явились наиболее существенным в преодолении трудностей, связанных  с поведением и характером ребенка. Все это позволило сгладить остроту  переживаний мальчика и снять  некоторые педагогические черты  в поведении.   

Причиной появления  трудностей в поведении и характере  детей могут быть наряду с семейными  и школьные конфликты. Приведу еще один пример. Миша, ученик 6 класса, был направлен на медико-педагогическое обследование  по причине недисциплинированности, грубости по отношению к учителям, раздражительности, аффективных вспышек и драк с детьми. До 4 класса мальчик учился хорошо, нарушений в поведении также не отмечалось. Он был очень привязан к школе, любил свою учительницу, у которой учился в начальных классах.    

Семейные условия  Миши были вполне благоприятными. В  результате некоторого ослабления надзора  со стороны взрослых мальчик в 5 классе с группой сверстников совершил ряд проступков: разбил окно в школе  во время игры в футбол; дернул за косу девочку, а когда она пожаловалась, избил ее и т.д. За тем был приведен в детскую комнату милиции, а  оттуда об этом сообщили в школу. За Мишей установилась репутация плохого  ученика. Школа нередко вызывала родителей, которые наказывали Мишу за проступки, совершенные им или  кем-то другим. Мальчику никто не верил, когда он хотел себя оправдать. Отрицательное  отношение к Мише в школе вызвало  у него конфликтные переживания. Он стал часто пропускать занятия, стал нервным, раздражительным, нерешительным, временами грубым. Мальчик часами говорил о несправедливых обвинениях, о том, что учителя злые, что  они и родители настроены против него. Стало ясно, в разрешении этого  конфликта главную роль должна сыграть  школа. Результаты проверки показали, что Мишу действительно часто  обвиняли в поступках, совершенных  другими школьниками. Разобравшись в них, мальчика оправдали, извинились перед ним. Это сыграло очень  большую роль и положило начало разрешению конфликта.   

Надо сказать, что  школьные конфликты при своевременном  и правильном их понимании изживаются детьми легче и быстрее и чаще всего не оставляют таких больших  следов, как конфликты семейные.   

Понимание педагогами этих глубоких страданий и переживаний  ребенка. Вдумчивое отношение их к природе этих переживаний, осуществление  своевременного и правильного педагогического  подхода к такому ребенку, создание дружеского, участливого и доброжелательного  отношения к нему со стороны товарищей  в классе, работа с семьей смогут предотвратить патологическое развитие личности при конфликтных переживаниях.    

Изменения характера  и нарушения поведения у детей  и подростков могут быть вызваны  не только реактивными состояниями  и тяжелыми конфликтными переживаниями, но и многими другими причинами. Среди школьников есть такие, которые  трудны в воспитательном отношении. Они доставляют много беспокойства учителям, воспитателям, нередко нарушают работу класса. Бывают предметом обсуждения на классных и общешкольных собраниях- это Бахарев Дима, Погудина Валя, Толстов Алеша, Волков Коля. Поведение этих так называемых детей- дезорганизаторов нередко бывает внешне похоже на поведение детей с другими видами патологии характера (конфликтные переживания, астении, психопатии). Но за внешним сходством здесь кроются по сути дела различные состояния. Так, иногда трудным по поведению оказывается избалованный, заласканный, чаще всего единственный в семье ребенок, который привык к тому, чтобы окружающие выполняли все его желания и капризы. Таким является Бахарев Дима. Дома этих детей ограждают от всяких обязанностей, даже от посильного для них выполнения самой легкой работы по самообслуживанию. А в школе педагоги требуют умений, которых у них нет. Изменение в отношении приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, т.к. он не подготовлен к выполнению предъявляемых к нему требований. Эта неумелость и несостоятельность образует чувство малоценности, неудовлетворенности, неуверенности, а иногда и чувство обиды и даже враждебности к окружающим. Такие дети часто становятся недисциплинированными, особенно в школьных условиях, т.к. там ребенок должен подчинять свое поведение определенным требованиям и правилам.    

Нарушение поведения  наблюдается и у детей, родители которых проявляют повышенную раздражительность, нервозность, где постоянно бывают ссоры, скандалы и пьянство. В таких  семьях дети часто бывают безнадзорными. Семья не организует их деятельность, не следит за тем, как, где и с кем  они проводят время (такими являются Волков Коля, Погудины Алеша и Валя и Толстов Алеша). Эти дети грубы, агрессивны, враждебно относятся к окружающим, что мешает им наладить контакт в школе.   

Преодоление трудностей поведения у данной категории  детей, несомненно, дело очень сложное  и успех здесь зависит, прежде всего, от педагога, глубоко понявшего  состояние такого ребенка. необходимо знать причины, вызвавшие трудности в поведении, и в соответствии с этим осуществлять правильный индивидуальный подход. В этих случаях огромное значение имеет установление подлинно глубокого эмоционального контакта с таким учеником, включение его в мир увлекательных дел и интересов детского коллектива. Педагогу необходимо проявлять больше доверия к возможностям ученика, строить работу с ним, опираясь на положительные качества его личности.   

Коррекция недостатков  поведения и характера эмоционально-волевой  сферы детей может быть весьма значительной, а иногда и полной, если создать соответствующие условия  в семье и школе.

Коррекция эмоционального развития конфликта  детей.   

Учащиеся нашей  школы не всегда способны управлять  своими эмоциями, их реакции часто  не соответствуют внешним воздействиям по силе и содержанию, узок диапазон их переживаний. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний  и отношений социально приемлемым способом. Испытывают затруднения в  понимании эмоциональных состояний  других людей. Все это затрудняет процесс социальной адаптации обучающихся с нарушениями интеллекта, а также сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональное развитие умственно-отсталых школьников, организованном с учетом их индивидуальных особенностей.   

На индивидуальных занятиях всегда должна быть атмосфера  взаимного доверия и доброжелательности. Упражнения, игры и задания подбираются  в зависимости от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы  обучающихся.   

Они должны быть направлены на  установление контакта, развитие внимания к партнеру, распознание и регуляцию эмоционального состояния, формирование умения адекватно реагировать на состояние другого человека.    

Перед групповыми занятиями  с обучающимися необходимо проводить  упражнения, способствующие эмоциональной  подготовке  к дальнейшей работе, создающие положительный настрой. Для снятия эмоционального напряжения и физической усталости используются различные релаксационные упражнения.

Релаксационное  упражнение «Аэростат».

Для снятия внутреннего  напряжения, скованности ведущий  предлагает детям поработать с дыханием.

- Сядьте на стуле.  Руки на коленях, глаза лучше  закрыть. Дышите в удобном для  вас ритме. При вдохе грудная  клетка поднимается, при выдохе- опускается. Представьте себе, что при вдохе вы поднимаетесь вверх, в небо, а при выдохе- опускаетесь вниз, на дно океана. Итак, вдох…выдох…вдох…выдох. Продолжительность упражнения 2-3 минуты.   

Заканчивать такие  занятия можно веселой игрой, закрепляющей хорошее настроение, положительное  отношение друг к другу, а также  к занятиям.   

Приведу примеры  игр и упражнений по стабилизации эмоционального состояния школьников.

Информация о работе Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями. Коррекция эмоционального развития конфликтных детей