Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:58, контрольная работа
Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания -- включаются легкие ребенка, новый способ питания, новые температурные условия. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.
Хотя дети уже с рождения способны к определенной координации сенсорных и моторных систем, им, конечно, еще предстоит научиться организовывать свои действия в умения и навыки. Развитие ребенка на первом году жизни в значительной степени связано с формированием навыка управления своим телом.
Даже новорожденный младенец обладает рядом хорошо координированных действий.
При сосании он очень быстро научается умело контролировать давление и вакуум, возникающие во рту при добывании молока. Поскольку навык сосания необходим для выживания, то неудивительно, что дети быстро достигают здесь совершенства. Они действуют настолько умело, что сосательную реакцию можно использовать в качестве индикатора способностей младенцев в других сферах.
И. Калниньш и Дж. Брунер продемонстрировали, что 3-месячные младенцы могут научиться синхронизировать ритм сосания с определенным паттерном вспышек на кукольном персонаже, показанном через диапроектор, если любое рассогласование в ритме сосания и вспышек ухудшало четкость изображения на экране. Однако другие аспекты моторного поведения, такие, как протягивание руки с целью схватить какой-либо предмет или самостоятельная локомоция, у новорожденного развиты очень слабо: присутствуют только самые базовые элементы зрительно-моторной координации, и требуется несколько месяцев, чтобы сформировался механизм более тонкого моторного контроля. Развитие навыка управления собственным телом составляет значительную часть всех достижений первого года жизни: для младенца это совсем не простая задача. В первую очередь надо научиться управлять движениями головы. При рождении младенца голова превосходит все другие части тела в размере и весе. В процессе роста постепенно уменьшается пропорциональный размер головы и увеличивается пропорциональный размер ног. Такое изменение пропорций, которое начинается уже на первом году жизни, помогает ребенку по мере того, как он научается держать голову, сидеть и стоять, овладеть сначала движениями головы, затем головы и туловища и, наконец, ног. В результате этих изменений центр тяжести тела ребенка смещается вниз, что облегчает достижение равновесия при освоении ходьбы.
1.5.Формирование механизмов контроля позы
Становление самостоятельной локомоции зависит от возможности поддержания динамического равновесия тела при передвижении в пространстве. Ходьбу можно рассматривать как «контролируемое падение» в том смысле, что для продвижения вперед и реализации повторяющихся циклов шагательного поведения ребенок должен постоянно противостоять воздействию гравитации. Необходимым условием достижения такого динамического равновесия является овладение статической позой тела. Поэтому младенцы сначала научаются поддерживать устойчивую позу головы, сидячую и стоячую позы. Нормальное развитие всех этих навыков требует участия зрения, в пользу чего говорят факты замедленного развития локомоции у детей с врожденной слепотой.
Дж. Баттерворт и Д. Сичетти показали, что дети, которые только что научились сидеть без поддержки, должны учитывать поток зрительной информации для успешного контроля сидячей позы. Они заметно качаются, если их посадить в комнату с движущимися стенами, искажающую зрительную обратную связь. Исследованию самых ранних проявлений контроля позы и движения была посвящена работа М. Поуп, где было показано, что 2-месячные младенцы, которые еще только учатся держать голову, также нуждаются в зрительной обратной связи для управления позой головы. Эти дети были такими маленькими, что их надо было поддерживать в сидячей позиции в комнате с движущимися стенами. Когда комната двигалась вокруг них, они производили компенсаторные движения головой в соответствии с искаженной зрительной информацией. Зрительная система, вестибулярная система -- сенсорная система, находящаяся во внутреннем ухе и чувствительная к движениям головы и кинестетические механизмы, участвующие в поддержании равновесия, с самого начала тесно переплетены между собой и помогают младенцу овладеть движениями собственного тела.
Таким образом, современные исследования позволяют предположить, что зрительная обратная связь оказывает существенную помощь младенцу в постепенном овладении всеми теми позами, которые обычно выделяют как «этапы двигательного развития». Формирование системы управления сложным двигательным поведением требует более точной динамической информации, получаемой от зрения. Как только ребенок становится способен поддерживать устойчивую позу головы и туловища, создаются благоприятные условия для быстрого развития движений дотягивания и схватывания. Управление движениями плеча, предплечья и кисти основано на перемещении руки в позицию, определяемую зрением.
Сочетание специализированных и общих механизмов имеет место на ранних этапах формирования не только моторики, но и перцепции. С момента рождения центральная нервная система обладает достаточно широким набором элементов-анализаторов, способных реагировать на многие особенности зрительно воспринимаемого мира. В настоящее время имеются морфогенетические доказательства существования в коре головного мозга животных рецептивных полей, избирательно реагирующих на появление в поле зрения прямых линий, ориентированных в определенном направлении, на границу между затемненной и освещенной частью зрительного поля, на верхний край поля. Специальные эксперименты на детях 4-9 недель жизни, показали существование у них способности отличать наклонную плоскость от ортогональной по отношению к глазу, различать пространственную ориентировку линий, яркость и величину объектов.
Генетически заданным является не только аппарат ориентировки и фиксации некоторых пространственных и оптических свойств, но и общий механизм сличения объектов окружающей среды. С момента рождения начинает функционировать общий механизм в виде многообразных движений глаз, позволяющих ребенку пока еще неточно осуществлять ориентировку в основных топологических свойствах пространства: локализовать объект в пространстве, осуществлять следящие движения за движущейся фигурой, прослеживать объекты на контрастном фоне.
Перцептивные формы и системы моторной активности образуются на широкой основе путем тесного взаимодействия и взаимного включения, когда одна система использует достижения другой и происходит образование динамического синтеза компонентов разных систем. Построение перцептивного образа на первом году жизни осуществляется в процессе становления акта хватания, который осуществляется при участии зрения и на основе зрительно-моторной координации, благодаря развитию в это время общей локомоции и позностатических структур --сидение, стояние. Становление перцепции и сложных форм моторики носит вторичный характер в том смысле, что их происхождение связано с сенсорными процессами и с генетически ранней способностью к запечатлению следов различного рода воздействий. Контакт с окружающей средой, воздействующей на органы чувств, необходим для нормального развития психических функций.
1.6. Сенсорные функции первого года жизни
В первом полугодии жизни наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой. Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей. К этому возрасту ребенок свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью, способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз -- активно ищет объект для рассматривания; правильно связывает слуховые и зрительные впечатления -- локализует звук в пространстве — поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука. Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объемы, весьма чувствительны к новизне. Формируются условно-рефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.
Во втором полугодии постепенно складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рассматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов происходит под контролем зрения. Развивается тактильная чувствительность.
Нарушения сенсомоторных функций значительно влияет на то, как ребенок выполняет и использует любые виды деятельности. Сенсомоторная интеграция – это связь между сенсорными системами и обработкой сенсорных сигналов и движениями, то есть действием, которое является результатом активности двигательной системы и ее управления. Нервная система отвечает за взаимную подстройку между тем, как поступает и обрабатывается сенсорная информация, и двигательным ответом, который возникает в ответ на эту сенсорную информацию.
Глаза
Они полностью сформированы сразу после рождения. Цвет глаз, точнее радужки, всегда голубой по причине отсутствия в радужке меланина, естественного пигмента организма. Если в дальнейшем цвет глаз должен будет поменяться, меланин будет вырабатываться по мере роста ребенка и постоянный цвет глаз установится к тому времени, когда ребенку будет около полугода. Тем не менее, у некоторых детей, особенно с темной кожей, глаза имеют светло-коричневый цвет с самого рождения.
Новорожденные видят гораздо больше, чем мы привыкли думать, но все равно зрение еще неполноценно. Малыши видят нечетко, не способны концентрировать взгляд, у большинства из них наблюдается косоглазость. Иногда можно заметить подергивание глазных яблок из стороны в сторону. Все это нормальные явления для новорожденного ребенка, и объясняется незрелостью этих органов. Малыш плачет без слез. Они появятся с 3-4 недели жизни.
Слух
Новорожденный ребенок воспринимает шум, реагируя на него замиранием. Он не умеет еще определять, откуда он исходит, и не поворачивает головы на звук. Но, услышав ваш голос, словно замирает, прислушиваясь, и успокаивается, если перед этим кричал.
Обоняние
Уже с рождения дитя способно по запаху узнавать маму. Важную роль в развитии обоняния играет частый насморк. В таких случаях слизистая носовой полости утончается и перестает воспринимать раздражители, малыш может отказаться от кормления.
Насморк у новорожденного редко проявляется слизистыми отделениями. Это, как правило, отек слизистой оболочки.
Плач ребенка
Крик грудного ребенка является нормальным явлением. Он свидетельствует о проявлении темперамента, чувства голода или появлении признаков заболевания.
Кожа
Новорожденный грудной ребенок имеет очень чувствительную к раздражениям и инфекциям кожу.
Достижения малыша в первый месяц жизни
Интеллектуальные -- активен на протяжении одного из десяти часов.Помнит вещи, которые на протяжении нескольких секунд появляются повторно. Криком выражает свои потребности. Успокаивается, если кто то из близких берет его на руки. Большинство времени у ребенка неосмысленный взгляд.
Социальные -- устанавливает контакт глазами. Приспосабливается к положению на руках. Реагирует на человеческий голос. В ответ на улыбку мамы, ребенок сосредотачивает свой взгляд на её лице.
Сенсорно моторные -- кратковременный хватательный рефлекс, провожает взглядом предмет, перемещаемый перед его лицом на расстоянии 15-25 см.
Физические и физиологические навыки--движения рук, ног и кистей еще нескоординированы. Спонтанно сосет кулачок, кисть держит немного раскрытой или в кулачке. Ножки и ручки находятся в полусогнутом положении. Часто поворачивается со спинки на бок.
Непроизвольное мочеиспускание при наполнении мочевого пузыря, до 20-25 раз в сутки -- первые дни меньше, а потом примерно 3 раза на каждое кормление.
Стул частый, до 6-7 раз в сутки -- при грудном вскармливании.
Спит около 18-20 часов в сутки с 7-8 пробуждениями.
Способности новорожденного -- это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:
—- рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма --дыхания, кровообращения, пищеварения, в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения -- затихание, торможение движений;
— защитных рефлексов, например, при прикосновении к векам ребенок, закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете;
— ориентировочных рефлексов -- поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света;
— атавистических рефлексов, например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук, а если к его подошвам подставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от нее и ползет активнее — рефлекс Бауэра; автоматическая походка — если, придерживая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождающиеся движениями рук.
1.7.Созревание ЦНС
Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми стриктурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга.
Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. Существуют данные в пользу наличия врожденной координации слуха и зрения. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете.
Появились новые поразительные данные о возможностях новорожденных и младенцев первых недель и месяцев жизни, например о так называемой лицевой имитации новорожденных-- способности имитировать вытягивание губ, высовывание языка, открывание рта.