Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:58, контрольная работа
Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания -- включаются легкие ребенка, новый способ питания, новые температурные условия. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
им. Л.С ВЫГОТСКОГО
Факультет психологический
Кафедра психологии
Гуськова Ирина Вячеславовна
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Психология особенностей детей раннего возраста
Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
СТУДЕНТА IV КУРСА ОБУЧЕНИЯ (5-ЛЕТНЕГО СРОКА ОБУЧЕНИЯ)
ГРУППА А
Научный руководитель
Москва 2009
Введение
Появление на свет — важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания -- включаются легкие ребенка, новый способ питания, новые температурные условия. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.
Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность -- нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная. большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода.
Л.С. Выготский характеризовал своеобразие психики новорожденного, отмечая такие моменты: «исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; невыделенность себя и своих переживаний из восприятия объективных вещей, неразличение социальных и физических объектов.
У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.
В России начало объективного изучения психического и физиологического развития младенцев было положено в 1920-х годах сотрудниками И.П. Павлова и В.М. Бехтерева Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным.
Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой -- способностью различить сладкое от горького, кислого, соленого. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается.
Во втором полугодии постепенно складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рассматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Развивается тактильная чувствительность.
Важнейшая линия двигательного развития — формирование умений ребенка обращаться с предметами. Смещение интереса со взрослого на предмет происходит не спонтанно и не случайно Взрослый, являясь аффективным центром ситуации, специально переключает внимание ребенка с себя на предмет, мотивирует активность ребенка и придает ей адекватную форму, показывая конкретные способы действий с вещами.
В конце первого года жизни предметы окружающего мира перестают быть изолированными в восприятии ребенка, он все чаще сам или с помощью взрослого начинает устанавливать между ними различные отношения и связи. Манипулирование постепенно усложняется, начинают преобладать повторные и цепные действия манипуляции с предметами. Возникает направленность на повторение и достижение результата. Малыш научается удерживать и выполнять простые действия одновременно обеими руками -- постукивать одной погремушкой о другую, становится возможен перенос знакомых действий на новые предметы и получение косвенных изменений. К концу первого года жизни возникают орудийно-предметные действия — действия с предметами согласно их социальной функции: пить из чашки, укрываться одеялом, копать совочком. Малыш уже умеет обращаться с игрушками, которые заключают в себе специальное правило, способ употребления: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает башню из двух-трех кубиков.
Сенсорные и моторные функции на первом году жизни
1.1. Первый период умственного развития
Согласно Пиаже, ребенок первого года жизни находится в первом периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает шесть стадий, из которых на первый год приходятся четыре.
1) Упражнение рефлексов. Дети упражняют все навыки, которыми обладают в данный период развития.
Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
2) Первичные круговые реакции в 1—4 месяца. Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию -- приспособление старых схем к новой информации.
3) Вторичные круговые реакции в 4—8 месяцев. Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление к 7—8 месяцам первых страхов, восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ре-венка людям.
4) Координация вторичных схем в 8—12 месяцев. Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка, Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события, например, плачут при виде йода.
К 8—10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия.
Критерий появления наглядно-действенного интеллекта — использование одних действий в качестве средства для достижения других целей. Так, к концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственным действием и результатом, даже изобретает новые решения проблем.
Выделяют прогрессивные движения и действия ребенка -- способствующие получению новых впечатлений и тупиковые -- отгораживающие от внешнего мира.
Наиболее важные прогрессивные движения:
-- хватание, манипулирование предметами,
-- овладение активным передвижением в пространстве,
-- удерживание головы, переворачивание на бок,
-- сидение, ползание, ходьба.
Прогрессивные движения и действия рассматриваются как показатели уровня развития ребенка. Они формируются под пристальным вниманием и стимулирующим воздействием взрослого.
Захватывание предмета — это первое произвольное целенаправленное действие грудного ребенка. Хватание начинается с обнаружения, ощупывания собственных ручек примерно в 3—3,5 месяца. Формирование и совершенствование захвата происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый не всегда осознанно, но систематически создает ситуации упражнения для ребенка: демонстрирует предмет, вызывая сосредоточение; подносит предмет на такое расстояние, при котором ребенок начинает протягивать к нему руки; прикасается предметом; отдаляет его и снова приближает.
Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. Ребенку трех месяцев нужно вложить игрушку в руку, и он потянет ее в рот.
В 5—5,5 месяца ребенок самостоятельно может свободно достать, захватить и удерживать игрушку. Траектория движения руки сначала неточна, много лишних сопутствующих движений, не дифференцирован способ захвата.
Во втором полугодии формируется полноценное доставание — уточняется движение руки к предмету, развивается противопоставление большого пальца, удерживание предмета пальцами, захват вещи с учетом ее формы и размера.
В 6 —7 месяцев у ребенка складываются простые манипулятивные действия с предметами. Предметные манипуляции одинаковы по отношению к любому предмету: малыш сосет его, царапает, размахивает им, стучит, бросает.
В начале второго полугодия жизни происходит принципиальное изменение качества подражания. Если ранее взрослый брал какое-то движение или звук из спонтанного репертуара младенца и возвращал его как образец для имитации, то теперь ребенок начинает воспроизводить то, чего еще не было в его собственном опыте. Появляется истинное подражание.
Подражание важно для усложнения и обогащения средств паралингвистической коммуникации.
Набор характерных жестов, которым намеренно обучают ребенка:
--поздоровайся,
-- покивай головкой,
-- иди сюда,
-- попрощайся,
-- помаши ручкой,
-- пожалей,
-- обними,
-- поцелуй,
-- покажи глазки, ротик.
В этот период ребенок начинает копировать специфические движения взрослого по отношению к предмету -- качать куклу, укладывать спать мишку.
Условия подражательного обучения движениям и действиям во втором полугодии первого года жизни: многократный замедленный показ, паузы перед началом и концом показа, подчеркнутая мимика, обязательное речевое сопровождение, эмоционально насыщенное одобрение взрослых за попытку воспроизведения.
Наличие в конце первого года тупиковых движений -- упорное сосание пальца, ритмическое раскачивание на четвереньках, сосредоточенность на рассматривании рук, свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка.
1.2.Связь между сенсорными и моторными функциями
Первое, что показывает нам исследование сенсорных и моторных функций у новорожденного и у младенца,— изначальная неразрывная связанность восприятия и поведения. Связь между сенсорными и моторными функциями принадлежит к числу фундаментальных свойств деятельности психического и нервного аппарата. Прежде представляли себе, что сенсорные и моторные функции первоначально разобщены и изолированы друг от друга и лишь в ходе развития устанавливается ассоциативная связь между сенсорными и моторными процессами. На самом деле относительная самостоятельность тех и других возникает только в длительном процессе развития и характеризует уже высокий уровень, достигнутый ребенком. Исходный же момент развития характеризуется как раз нераздельной связанностью тех и других процессов, образующих подлинное единство.
Всякий врожденный рефлекс представляет собой такое сенсомоторное единство, в котором восприятие раздражения и ответное движение представляют единый динамический процесс; его двигательная часть является просто динамическим продолжением воспринимающей части.
1.3. Развитие моторных навыков
После рождения ребенок последовательно наращивает эффективность управления моторикой, типичный ход развития которой впервые описал М. Макгро. Сначала дети приобретают способность поднимать голову, потом голову и грудь, затем они приподнимают голову и туловище с упором на локти и запястья и, наконец, они поднимают себя на всех четырех конечностях.
1 месяц -- лежа на животе — кратковременно приподнимает голову;
2 месяца -- лежа на животе — удерживает голову, в вертикальном положении — непостоянно;
3 месяца -- лежа на животе — опирается на согнутые под острым углом предплечья, в вертикальном положении хорошо удерживает голову;
4 месяца -- лежа на животе — опирается на согнутые под прямым углом предплечья, лежа на спине — при тракции за руки приподнимает голову, поворачивается со спины на бок;
5 месяцев -- лежа на животе — опирается на вытянутые руки, на одну руку, на спине — при потягивании за руки тянется за руками, уверенно поворачивается со спины на бок;
6 месяцев -- лежа на животе — опирается на вытянутые руки, на одну руку; лежа на спине — при потягивании за руки садится, поворачивается со спины на живот;
7 месяцев -- посаженный ребенок сидит, опираясь не руки, ползет на животе, стоит при поддержке, поворачивается с живота па спину;
8 месяцев -- садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени;
9 месяцев -- сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами, встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки;
10 месяцев -- стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой;
11 месяцев -- уверенно стоит без опоры, приседает, ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры;
12 месяцев -- ходит без поддержки, приседает и встает.
1.4.Управление движениями
Вполне логично, что первые теоретики психологии развития, например А. Гезелл предполагали, что хорошо известные этапы моторного развития, фиксирующие достижения ребенка в управлении движениями головы, головы и туловища, в сидении, стоянии, ползании и ходьбе, обеспечиваются процессами созревания. Прогресс в развитии настолько универсален и неизбежен, что представлялся автоматическим следствием биологического роста.