Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:23, курсовая работа
За день в мире убивают себя 2300 человек, за год — 800 тысяч человек. По различным данным, еще от 8 до 30 миллионов людей неудачно покушаются на свою жизнь. При этом каждый второй, пытавшийся покончить с собой, в течение года повторяет свою попытку, обычно в более тяжелой форме. Каждый третий покончивший с собой совершал суицидную попытку в прошлом. Попытки самоубийства совершают в основном люди психически здоровые, находящиеся в трудоспособном возрасте. Суициденты в случае смертельного исхода оставляют своих детей без родителей, наносят глубокую травму своим родным и близким. Незавершенные суициды нередко ведут к инвалидизации.
ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………….……………................…..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты понятия «суицид»..……………………...5
1.1. Основные теоретические подходы к проблеме суицида ………….……......5
1.2. Проблема классификации суицидального поведения…..........……………16
ГЛАВА 2. Детский суицид……………………………………….…………...….23
2.1. Причины суицидального поведения в детском возрасте………..................23
2.2. Реабилитация и профилактика суицидального поведения…..................…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...............33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………..…………………………..………....35
- сожаление, что остался жив после покушения.
3. Медицинские критерии:
- высокая вероятность смертельного исхода в случае отсутствия медицинской помощи;
- необходимость реанимационных мероприятий [12].
1.2. Проблема классификации суицидального поведения
Углубленное изучение такого психологического феномена как самоубийство, привело исследователей к необходимости разработать классификацию видов этого явления.
Э.Дюркгейм [8] одним из первых провел фундаментальные исследования суицидального поведения. Он использовал метод совпадающих изменений, т.е. предпринял анализ изменения уровня самоубийств в различных социальных группах населения. Итогом рассмотрения статистических корреляций стало определение основных социальных типов самоубийств: эгоистического, альтруистического и аномического.
Эгоистическое самоубийство.
Согласно Дюркгейму, причиной такого самоубийства становится поражение в личных амбициях, вызванное крайним индивидуализмом, слабыми социальными связями с какой-либо социальной группой. Такой человек руководствуется соображениями своих личных интересов. Это индивидуалист, хозяин своей судьбы, он считает себя вправе положить конец своей жизни. Характерною его чертою является состояние томительной меланхолии, парализующей всякую деятельность человека. Дюркгейм говорит о том, что такой человек перестает обращать внимание на все окружающее, он обращает внимание главным образом на состояние своего сознания. Именно его собственное сознание становится единственным предметом его анализа и наблюдения. С этого момента он уже не может думать о том, что не касается его, тем самым он углубляет это состояние, от чего его одиночество становится все больше. Возникает угроза самоубийства. Человек точно определяет час своей смерти и задолго наперед составляет план ее выполнения; медленный способ не отталкивает его; последние моменты его жизни окрашены спокойной меланхолией.
Альтруистическое самоубийство.
Этот вид самоубийства противоположен эгоистическому самоубийству. Альтруистическое самоубийство характерно, в основном для государственных деятелей, религиозных фанатиков или просто людей, чувствующих огромную ответственность за свое дело и за жизнь других людей. Альтруистическое самоубийство, имея своим происхождением страстное чувство, происходит не без некоторого проявления энергии. В случаях обязательного самоубийства, эта энергия вкладывается в распоряжение разума и воли; субъект убивает себя, потому что так велит ему его сознание. Дюркгейм говорит о том, что когда такой альтруизм принимает особенно острые формы, самоубийство носит более страстный и менее рассудочный характер. Такой энтузиазм может быть радостного или мрачного характера. Это зависит от того, является ли смерть способом воссоединения с любимым божеством или носит характер так называемой искупительной жертвы, чтобы умилостивить "злые силы".
Аномическое самоубийство.
Доминирующим чувством в данном случае, по мнению Дюркгейма, является гнев. При аномическом суициде наблюдается протест против жизни вообще. Дюркгейм считает, что характерной особенностью данного типа может являться в некоторых случаях ситуация убийства человека, которого суицидент считает виновным во всех его несчастьях и последующее самоубийство. Совершение такого самоубийства всегда носит характер страстности.
В исследовании Дюркгейма самоубийство не является исключительно индивидуальным феноменом, а связано с определенными особенностями социальной организации.
Банщикова Е.Г. [4] на основании типов, выделенных Э. Дюркгеймом, говорит о следующих типах суицидов:
1. “Протестные” формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть - это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.
2. Смысл суицидального поведения типа “призыва” состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности менее активна.
3. При суицидах “избегания” (наказания или страдания) cуть конфликта - в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида в избежании непереносимости наличной угрозы путем самоустранения.
4. "Самонаказание” можно определить как “протест во внутреннем плане личности”; конфликт по преимуществу, внутренний при своеобразном расщеплении “Я”, интериоризации и сосуществовании двух ролей: “Я -судьи” и “Я - подсудимого”. Причем смысл суицидов самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях “уничтожения в себе врага” (так сказать, “от судьи”, “сверху”) и “искупления вины” ( “от подсудимого”, “снизу”).
5. Если в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадают, что дает основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах “отказа” обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью - лишение себя жизни.
Нельзя не обратить внимание на типологию, предложенную в работе «Классификация суицидальных проявлений» Тихоненко В.А [19], и принятую в психиатрии. Она основана на категории цели и дает возможность отграничить суицидальное поведение от внешне сходных вариантов самоповреждений и дифференцировать истинные суициды от демонстративно-шантажных.
Целью истинных самоубийств, покушений и тенденций является лишение себя жизни. В качестве конечного результата предполагается смерть, однако, степень действительной желаемости смерти чрезвычайно различна, что отражается на условиях и способах реализации суицидальных тенденций.
Демонстративно-шантажное суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения.
Хотя такая демонстрация зачастую оканчивается завершенным суицидом вследствие недоучета реальных обстоятельств.
В отличие от суицидального поведения самоповреждения или членовредительства вообще не направляются представлениями о смерти. Цель их ограничивается лишь повреждением того или иного органа, что находит свое выражение и в способах реализации и в особенностях поведения субъекта.
Наконец, как уже отмечалось ранее, опасные для жизни действия, направляемые иными целями, следует относить к несчастным случаям.
В.А. Тихоненко [19] в своей работе приводит следующий пример: Самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены:
а) к числу истинных суицидальных попыток, - если конечной целью была смерть от кровопотери;
б) к разряду демонстративно-шантажных покушений - если целью было продемонстрировать окружающим намерение умереть, при отсутствии такового;
в) к самоповреждениям - если цель ограничивалась желанием испытать физическую боль или углублением состояния наркотического опьянения (путем ограниченной кровопотери);
г) к несчастным случаям - если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель “выпустить из крови бесов”.
Один из зарубежных психологов, Э. Шнейдман [25] выделил 10 общих черт суицида:
1. Общей целью суицида является нахождение решения. Самоубийство не является случайным действием. Оно никогда не совершается бесцельно. Оно представляется выходом из создавшегося положения, способом разрешения жизненной проблемы, дилеммы, обязательства, затруднения, кризиса или невыносимой ситуации.
2. Общей задачей суицида является прекращение сознания. Самоубийство легче всего понять как стремление к полному выключению сознания и прекращению невыносимой психической боли, особенно если это выключение рассматривается страдающим человеком как вариант выхода из насущных, болезненных жизненных проблем.
3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.
4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. Именно они причиняют душевную боль и толкают человека на совершение суицидального действия. Встречается множество бессмысленных смертей, но никогда не бывает немотивированных самоубийств, любой суицидальный поступок отражает ту или иную неудовлетворенную психологическую потребность.
5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность. В суицидальном состоянии, будь то подростка или взрослого, ощущается одно всеобъемлющее чувство беспомощности-безнадежности. «Я уже ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства), и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю)».
6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. Люди, совершающие самоубийство, испытывают двойственное отношение к жизни и смерти даже в тот момент, когда кончают с собой. Они желают умереть, но одновременно хотят, чтобы их спасли.
7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы. Суицид можно правильнее определять как более или менее преходящее психологическое состояние сужения и аффективной, и интеллектуальной сферы: "Мне ничего больше не оставалось"; "Единственно возможным выходом была смерть". Синонимом сужения когнитивной сферы является туннельное сознание, заключающееся в резком ограничении выбора вариантов поведения, обычно доступных сознанию данного человека в конкретной ситуации, если его мышление в состоянии паники не стало дихотомическим (либо—либо).
8. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия). Эгрессией называется преднамеренное стремление человека удалиться из зоны бедствия или места, где он пережил несчастье. Вот примеры из суицидальных записок: "Покончив с собой, я избавлюсь от всего"; "Теперь, наконец, придет свобода от душевных мучений".
9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении. Многие люди, намеревающиеся совершить
самоубийство, сознательно или безотчетно подают сигналы бедствия, как бы снабжая окружающих ключами к своему намерению, они стенают о своей беспомощности, взывают о вмешательстве или ищут возможности спасения.
10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.
Итак, проанализировав зарубежные и отечественные подходы к определению понятия «самоубийство», можно сделать вывод о том, что это явление есть сложный и многогранный феномен, который требует тщательного изучения.
Исследователи, рассматривающие проблему самоубийства, описывают самые причины и факторы, способствующие возникновению данного явления, его особенности и критерии, но в целом все они сходятся в том, что суицид – это умышленное лишение себя жизни.
ГЛАВА 2. ДЕТСКИЙ СУИЦИД
2.1. Причины суицидального поведения в детском возрасте
Суицидальное поведение - это не только крик о помощи. Это в какой-то степени ответ на глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по-настоящему важно и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить (или думает, что не в состоянии разрешить).
Выявить одну основную причину суицида, по мнению психологов, вообще-то нельзя ни для детей, ни для взрослых. То основное, из-за чего человек решается на столь отчаянный шаг для каждого индивидуально. Ведущим фактором, например, подростковых суицидов является преобладание чувств безнадежности и беспомощности. Самоубийства среди детей и подростков часто происходят из-за того, что ожидания самих детей или их родителей являются нереалистичными. Более того, подростки могут считать, что без них семьям будет лучше. Это называется феноменом "отвергнутого ребенка".
Что касается молодежи, то она испытывает огромное психологическое давление в школе и на работе. Поэтому психологи выделяют ещё одну причину детских самоубийств - прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Родители настраивают ребенка на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной работы. Страх не оправдать чаяний дорогих людей, гонка за успехом, да и собственные высокие притязания создают невыносимое напряжение, страх, гнетущую тревогу. Поводом для суицида может быть неудача во время решающего экзамена или невозможность делать что-то по собственному выбору. Провал или страх обладает разрушительным влиянием на чувство компетентности, самоценности и желание жить у человека. Если физически молодежь развивается раньше своего возраста, то психически в развитии отстает. Окончательно личность сформировывается в 17-18 лет. Конечно, можно накачать бицепсы, наложить толстый слой косметики, но как ни крути, личность формируется не раньше 17 лет. До этого у человека нет моральных устоев, не сформирован механизм ответственности. Детская психика настолько ранима, что ребенок может свести счеты с жизнью из-за конфликта с родителями или после воспитательной беседы в учительской. Дети прибегают к суициду по семейным мотивам в 46,9% случаев, из-за конфликтов со сверстниками и по любовным причинам - в 13,6% случаев.
Ошибаются те, кто утверждает, что к суициду склонны только дети из неблагополучных семей. По данным ин. им. Сербского, лишь 40% суицидентов воспитывались в неполных и неблагополучных семьях. Давно замечено, что чаще оканчивают жизнь самоубийством внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы.