Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

Главная задача работы — раскрыть такие понятия общения как взаимодействия, коммуникация, конформизм и нонконформизм. Ведь общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Содержание

Введение………………………………………………………….……..………2

Взаимодействие……………………………………….……..….….....4
Коммуникация………………………………………………….……10
Конформизм…………………………………………………….……12
Нонконформизм……………………………………………….…….14
Заключение…………………………………..…………………………….…..16

Список литературы………………………….….………………………….….17

Работа содержит 1 файл

Деловое общение готоао.docx

— 34.57 Кб (Скачать)

     Акустическая  система, включающая в себя следующие  аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

     Тактильная  система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

     Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

     Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:

  • умением устанавливать психологический контакт;
  • учетом особенностей коммуникативного воздействия;
  • аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
  • эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

 

3.Конформизм

     Конформизм  – это изменение поведения  или убеждений в результате реального  или воображаемого давления группы.

     Есть  две разновидности конформизма.

     Уступчивость. Иногда мы делаем что-то, с чем внутренне  не согласны, чего не хотим делать. Ведем  себя так, как принято, хотя в душе не согласны с этим. Это неискренний, внешний конформизм. Причиной уступчивости служит желание заслужить поощрение или избежать наказания.

     Одобрение. Когда мы делаем что-то, что делает кто-либо, при этом чувствуем внутреннее согласие. В этом случае мы согласны, искренне верим в то, что вынуждают  нас делать другие. Это искренний, внутренний конформизм.

     Уровень конформизма зависит от ситуации. Больший конформизм будет проявляться  в сложных ситуациях, когда мы чувствуем свою некомпетентность, когда  мы не уверенны в своих взглядах. Напротив, чем легче будет ситуация, чем более уверенными мы будем, тем  меньше будем ориентироваться на мнение других.

     Кроме этого, влияние будет сильнее, если оно оказывается сплоченной группой, обладающей высоким статусом. Четко  и уверенно аргументирующие свою точку зрения сотрудники, с большей  вероятностью повлияют на убеждения  менее осведомленного коллеги.

     Также мы склонны принять чужое мнение, когда должны высказаться публично и если свою точку зрения не высказывали  ранее. Страх перед публичным  выступлением способствует принятию мнения других. Если же точка зрения была высказана  ранее, то, выступая публично, мы не изменим  ее, чтобы не выглядеть нерешительными, колеблющимися.

     Уровень конформизма зависит не только от ситуации, но и от личности. Существует ряд факторов, определяющих уровень  конформизма человека. Рассмотрим некоторые  из них. 

     Гендер (женственность и мужественность). Проведенные исследователями эксперименты показали, что женщины в среднем чуть более конформны, чем мужчины.

     Но  не следует полагать, что женщины  «конформистки». Если слово «конформизм» звучит негативно, то только потому, что ярлык «конформист» не просто описывает, но и оценивает поведение. Можно назвать данную характеристику «открытостью» или «ориентированностью на других», тогда она будет вызывать позитивные ассоциации.

     Женщины несколько более эмпатичны и социально восприимчивы, чуть более гибки, чем мужчины, больше заботятся о межличностных отношениях и проявляют больше ответственности и открытости по отношению к социальным обстоятельствам.

     Такое определение носит совершенно иной смысл утверждения о женском  конформизме.

     К тому же, различие между мужчинами  и женщинами по степени конформизма  могут быть результатом различия их социальных ролей и статуса. Мужчина  всегда стремиться занять более высокое  положение в обществе, получить широкие  полномочия. Поэтому чаще можно наблюдать, как мужчина оказывает влияние, а женщина подчиняется.

     Индивидуальные  особенности человека ярче проявляются  в ситуациях, в которых социальное влияние не перекрывает личностного, и могут совсем не проявляться  при сильном воздействии социума.

     Степень выраженности конформизма различна в разных культурах. В американской и европейской культуре поощряется индивидуализм: «Ты сам отвечаешь  за себя. Следуй своим собственным  желаниям». В азиатской культуре поощряется коллективизм: «Твоя семья  отвечает за всех ее членов. Действия одного означают позор или славу для  всех». Люди в индивидуалистских  странах менее восприимчивы к  влиянию других, чем жители коллективистских стран.

 

     

     4.Нонконформизм

     Нонконформизм  — готовность, несмотря ни на какие  обстоятельства, действовать вопреки  мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку  зрения. Вне зависимости от того, что подобное поведение многими исследователями оценивается как принципиально несхожее с конформным, в психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. Так как не сама личность принимает решение в ситуации неопределенности, ее реакция на групповое давление все равно является зависимой, несмотря на то, осуществляется активность в логике "да" или в логике "нет". Таким образом, термин "нонконформизм", будучи, по сути дела, синонимом термина "негативизм", в сущностно психологическом плане не выступает в качестве антонима понятия "конформизм", а характеризует психологическую реальность, описываемую в социальной психологии в качестве нонконформизма и конформизма, которая является содержательно противоположной тому, что оценивается как проявление социально-психологического феномена самоопределения личности в группе.

     Термин  описывает ситуации, когда человек  противостоит искушению подчиниться  действиям или суждением большинства. Нонконформизм обычно объясняется  через процесс «категоризации». Люди иногда рассматривают себя в  контексте своей принадлежности к отдельной группе или категории (к примеру, студент факультета психологии, поклонник Дэвида Боуи и т. д.). Если такая категоризация образует важную часть наших представлений о себе («Я» - концепции), то человек более склонен к конформизму в рамках нормативного воздействия. Если принадлежность к группе не играет важной роли в этих представлениях, человек менее склонен подчиняться групповым нормам. По моему мнению, существует два главных типа нонконформизма: независимость: люди противятся групповым нормам и придерживаются независимого поведения — например, те, кто не подвержен веяниям моды. Антиконформизм характеризуется последовательной оппозицией по отношению к групповым нормам. Пример — люди, постоянно бросающие вызов существующей моде из-за своего желания выглядеть не так, как другие. Отказ подчиняться мнению большинства также можно объяснить в терминах приверженности убедительной позиции меньшинства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование.

     В работе использованы исследований зарубежного и отечественного психологического опыта по налаживанию делового сотрудничества, а также формированию эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности.

     Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов  крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек—человек", — политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха.

     Успешная  реализация этих знаний в процессе общения и взаимодействия с другими  людьми зависит уже от личных усилий.

     Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, — создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

 

     Список  литературы: 

    1. Аминов  И.И. Психология делового общения: учеб. пособие. – Москва: Омега- Л, 2007. – 304с.
    2. Бобалев А.А, Личность и общение. – М.: ИП РАН. -2001 – 299с.
    3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 295 с.
    4. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

Информация о работе Деловое общение