Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

Главная задача работы — раскрыть такие понятия общения как взаимодействия, коммуникация, конформизм и нонконформизм. Ведь общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Содержание

Введение………………………………………………………….……..………2

Взаимодействие……………………………………….……..….….....4
Коммуникация………………………………………………….……10
Конформизм…………………………………………………….……12
Нонконформизм……………………………………………….…….14
Заключение…………………………………..…………………………….…..16

Список литературы………………………….….………………………….….17

Работа содержит 1 файл

Деловое общение готоао.docx

— 34.57 Кб (Скачать)

   Содержание

    Введение………………………………………………………….……..………2

  1. Взаимодействие……………………………………….……..….….....4
  2. Коммуникация………………………………………………….……10
  3. Конформизм…………………………………………………….……12
  4. Нонконформизм……………………………………………….…….14

    Заключение…………………………………..…………………………….…..16

    Список литературы………………………….….………………………….….17

 

 

     Введение

     Главная задача работы — раскрыть такие понятия общения как взаимодействия, коммуникация, конформизм и нонконформизм. Ведь общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Следовательно, мы можем рассматривать общение как восприятие, общение как коммуникацию и общение как взаимодействие.

     В качестве субъектов общения может  выступать не только индивидуум, но и группа. В психологии общение  определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в  обмене между ними информацией познавательного  или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

       Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться  в людях и на этой основе  строить свои взаимоотношения  с ними, что предполагает знание  психологии общения. Ниже мы  постараемся раскрыть основные ее аспекты.

 

  1. Взаимодействие

     Цели  общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

     Общение выступает как межличностное  взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

     Выделяют  следующие виды взаимодействия:

    • групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),
    • конкуренция (соперничество),
    • конфликт.

     Для того чтобы общение было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать  следующие условия:

    • равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;
    • равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
    • равенство в психологической взаимоподдержке.

     Спецификой  взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий.

     Р.Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в четыре глобальных категории, которые фиксируют форму взаимодействия:

     Области взаимодействия      Основные  поведенческие проявления
     Позитивные эмоции      Выражение солидарности

     Снятие  напряжения

     Выражение согласия

     Решение проблем      Предложения, указания

     Выражение мнений

     Выдача  ориентаций

     Постановка проблем      Просьбы об информации

     Просьбы высказать мнение

     Просьбы об указаниях

     Негативные эмоции      Выражение несогласия

     Создание  напряженности

     Демонстрация  антагонизма

 

     Существует  несколько теорий, объясняющих межличностное  взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория. Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа:

    • чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
    • если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;
    • если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
    • когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.

     С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему  обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности.

     Символический интеракционизм (Дж. Мид и Г.Блумер). Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий:

    • незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);
    • значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

     Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Интерпретация символа является основой для ответной реакции. Благодаря этому люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов.

     Центральной идеей данной концепции является то, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. К недостаткам данной теории можно  отнести придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий.

     Управление  впечатлениями (Э.Гофман). Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать  и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам  на сцене, используя “декорации”  и “окружающую обстановку” для  создания определенного впечатления  о себе и других.

     Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, рассмотрим его как организацию  совместной деятельности. Л.И.Уманский выделил три возможные формы  организации совместной деятельности:

    • каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
    • общая задача выполняется последовательно каждым участником;
    • одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

     Здесь прослеживается связь взаимоотношений  участников взаимодействия. Это тип  взаимодействия (сотрудничество или  соперничество) и степень выраженности взаимодействия (успешное или менее  успешное сотрудничество).

     Интерактивная сторона общения предполагает психологическое  воздействие, происходит изменение  личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут  быть временными, преходящими или  устойчивыми.

     При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.

     Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

    • уместностью принятых управленческих решений;
    • четким распределением обязанностей среди сотрудников;
    • умелым разрешением конфликтов.

     Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

     Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

     Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним  относятся:

    • познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция);
    • познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
    • прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

     Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о  его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

     Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.

     Аттракция (привлечение) - форма познания другого  человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства  к нему.

     Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

     Каузальная  атрибуция – механизм интерпретации  поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

     При изучении процесса каузальной атрибуции  выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают  себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая  закономерность состоит в том, что  по мере роста значимости люди склонны  искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

     Успешное  общение предполагает обратную связь  – получение субъектом информации о результатах взаимодействия.

     Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

    • формирования содержания межличностного восприятия;
    • содействия установлению взаимопонимания;
    • обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

     Важным  аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

     На  основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что общение представляется тремя сторонами.

     Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

    • познание себя в процессе общения;
    • познание и понимание собеседника;
    • прогнозирование поведения партнера по общению.
 

 

    1. Коммуникация

     Одну  из сторон общения составляет коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми).

     Передача  информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном  процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

     Вербальная  коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

     Невербальная  коммуникация:

     Визуальные  виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

Информация о работе Деловое общение