Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Содержание

Введение
1. Деловое общение
2. Межличностное восприятие в деловом общении
3. Влияние личностных качеств на общение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Деловое общение - 400.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Деловое общение – 400

     Вариант 7  стр. 9

 

     

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение

    1. Деловое общение
    2. Межличностное восприятие в деловом общении
    3. Влияние личностных качеств на общение

     Заключение

     Список  литературы

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

     Объективные отношения и связи (отношения  зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и  закономерно возникают в любой  реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

     Основной  путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных  социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

     Всякое  производство предполагает объединение  людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную  совместную деятельность, если - не будет  установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

     Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

     Целью данной работы является изучение межличностного восприятия в деловом общении. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего.

     Для достижения поставленной цели, в данной работе мы рассмотрим такие вопросы:

  • Понятие и сущность делового общения
  • Понятие межличностное восприятие в общении
  • Межличностное восприятие в деловом общении
  • Значение личных качеств при деловом общении
  •  
  1. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.

     Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

     По  характеру и содержанию общение  бывает формальное (деловое) и неформальное (светское, обыденное, бытовое).

     Деловое общение – это  процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и  опытом, предполагающим достижение определенного  результата, решение  конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

     В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

     Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

     Прямое  деловое общение обладает большей  результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

     Характеристика  и содержание делового общения.

     Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью  слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).

     Речь  способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения  человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.

     Невербальные  средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.

     Механизмы воздействия в  процессе общения.

     Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или психического настроя.

     Внушение  – это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.

     Убеждение. Воздействие построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.

     Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения.

     Структуру делового общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

     Коммуникативная сторона делового общения. Общение - это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д.  Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами и др. Коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д.

     Интерактивная сторона делового общения заключается в организации взаимодействия между людьми, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Действие – главное содержание общения. Описывая его, мы часто используем термины действий. Например, «он нанес мне удар» или «он подстроился под меня». Также очень важно уметь соотносить действия и ситуацию. Ведь одна и та же ситуация может быть по-разному «прочтена» партнерами и соответственно их действия в одной и той же ситуации могут быть различными.

     Перцептивная  сторона делового общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Общаясь с человеком, мы как бы «читаем» его, и это «беглое чтение» позволяет нам понимать его поведение. Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но и основ, истоков, движущих сил и механизмов.

     Деловое общение реализуется в различных  формах:

  • деловая беседа,
  • деловые переговоры,
  • деловые совещания,
  • публичные выступления.

     Практика  деловых отношений показывает, что  в решении проблем, связанных  с межличностным контактом и восприятием, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой.

     Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

     Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы – убедить партнера принять конкретные предложения.

     Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций:

    • взаимное общение работников из одной деловой сферы;
    • совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
    • контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
    • поддержание деловых контактов;
    • стимулирование деловой активности.
    • Основными этапами деловой беседы являются:
    • начало беседы;
    • информирование партнеров;
    • аргументирование выдвигаемых положений;
    • принятие решений;
    • завершение беседы.

 

    2. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ ПРИ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

     Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

     Содержание  межличностного восприятия зависит  от характеристик, как субъекта, так  и объекта восприятия потому, что  они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и какие-то общин характеристики. Предположение о том, что специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента причинной интерпретации поведения другого человека, привело к построению целого ряда схем, претендующих на раскрытие механизма такой интерпретации. Совокупность теоретических построений и экспериментальных исследований, посвящённым этим вопросам, получила название области каузальной атрибуции.

     Каузальная  атрибуция. Исследования каузальной атрибуции  в широком  смысле слова рассматриваются  как изучение попыток “рядового  человека”, “человека с улицы” понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является.

     Иными словами, акцент делается на так называемой “наивной психологии”, на её интерпретациях “своего” и “чужого” поведения, что  и выступает составной частью межличностного восприятия. Родоначальником    исследований    по    каузальной    атрибуции   является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли. По мере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции. Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности. Действительно, мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Если мы видим что объект А отпускает саркастические замечания, издевается над объектом Б, то скорее всего мы подумаем, что А - недружелюбный человек. “ Теория соответствующих предположений “ Джоунса и Девиса уточняет условия, при которых такие атрибуции наиболее вероятны. Однако основной тезис остаётся неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей, окружающего их мира. При этом они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.

Информация о работе Деловое общение