Дефицитарное психическое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:11, реферат

Описание работы

Дефицитарное развитие - это особый вид дизонтогенеза, связанный с тяжелыми нарушениями развития. Этот термин предложен В.В. Ковалевым в отношении патологического формирования личности детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Содержание

Определение дефицитарного развития

Нарушения зрения

Нарушения речи

Нарушения слуха

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Возможный прогноз развития

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

дефицитарное развитие.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Особенности развития познавательной сферы

         Определенное значение для развития  речевой деятельности имеют первые  три года жизни ребенка. Как  известно, появление гуления еще  не гарантирует дальнейшего нормального  речевого и психического развития ребенка. Для детей с алалией характерно отсутствие лепета или его крайняя бедность, более поздние сроки его формирования (на втором году жизни). Также отмечается своеобразие темпов развития и качества лепета  у детей с ринолалией, дизартрией.

         У детей с алалией компенсаторно  более активно, чем речевые,  развиваются невербальные средства  общения (мимика, жесты). У детей  с тяжелыми речевыми нарушениями  отмечаются более поздние сроки  появления первых слов и фразовой  речи. При попытке вступить в речевой контакт с ребенком он проявляет негативизм.

         В раннем развитии детей-алаликов  отмечается также более позднее,  по сравнению с нормой, развитие  локомоторных функций: дети начинают  ходить позже возрастной нормы,  моторика рук длительное время остается недостаточно дифференцированной, артикуляционная моторика – вялой.

         Исследованиями установлено, что  уровень развития речи детей  находится в прямой зависимости  от развития мелкой моторики  рук. 

Ощущения  и восприятие

  1. Нарушается фонематическое восприятие у всех детей с нарушениями речи, которое находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что обусловлено общим развитием ребенка.
  2.    Психическая функция отстает в своем развитии от нормы, характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
  3. Наблюдается низкий уровень оприко-пространственного гнозиса.
  4. Низкий уровень развития буквенного гнозиса.
  5. Трудности в ориентировке в пространстве, в собственном теле.
  6. Расстройства письма, речи, нарушение счета.
  7. Нарушение процессов перекодирования сохранной сементической программы в языковую форму.
  8. Нарушение орального стереогиоза.

Внимание

Внимание  детей с речевым недоразвитием  характеризуется рядом особенностей:

  1. неустойчивостью,
  2. более низким уровнем показателей произвольного внимания,
  3. трудностями в планировании своих действии, дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий,
  4. поиске различных способов и средств в решении задач. 

         Стабильность темпа деятельности  у дошкольников с ОНР имеет  тенденцию к снижению в процессе работы.

         Распределение внимания между  речью и практическим действием  для детей с патологией речи  оказывается трудной,  практически невыполнимой задачей.

         У детей с ОНР, ошибки внимания  присутствуют на протяжении всей  работы.

         Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными.

         Низкий уровень произвольного  внимания у детей с тяжелыми  нарушениями речи приводит к  несформированности или  значительному  нарушению у них структуры деятельности.

Память

Исследование  мнестической функции (памяти) у детей  с ОНР обнаруживает, что объем  их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Низкие результаты с выраженными нарушениями восприятия формы, слабость пространственных представлений. При этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. При исследовании преднамеренного запоминания, с помощью методики «10 слов» А. Р. Лурия и др., у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются, в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже. Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь длину ряда слов (их количество), при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия).

Мышление  и воображение

По состоянию  невербального интеллекта детей  с общим недоразвитием речи можно  разделить на три группы:

  1. дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зависит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9 % от популяции детей с ОHP;
  2. дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27%);
  3. дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью: в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы. Самая многочисленная в процентном отношении группа — 63%.

Дети  часто длительно не включаются в  предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Овладевая в в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией; исключением  лишнего понятия  и умозаключением по аналогии

У этих детей нарушается становление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом.

         По уровню продyктивнoй  деятельности  воображения они отстают от  нормально развивающихся сверстников.

         Для детей с речевой патологией  характерно использование штампов  и однообразность, им требуется  значительно больше времени для   включения в работу, в ее процессе  отмечается значительное увеличение  длительности пауз, наблюдается  истощение деятельности. В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижного, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами.

Речь  и общение

Наблюдаются  у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми.

         Бедность и недифференцированность  словарного запаса, явная недостаточность  глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

         Среди «непринятых» и "изолированных»  чаше всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными  средствами, находятся в состоянии  неуспеха во всех видах детской  деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер.

Особенности деятельности

Игровая деятельность.

      Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как  необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа гречи, ее плавности всё это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей и речевой моторики, особенно у дизартриков,  вызывает быстрое утомление ребенка в игре. 

Виды

Нарушения речи делятся на:

  1. Фонетические нарушения
  2. Лексико-грамматические нарушения
  3. Мелодико-интонационные нарушения
  4. Темпо-ритмические нарушения
  5. Нарушения письменной речи

Современные классификации речевых  нарушений

Две основные классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

         Две большие группы клинико-педагогической классификации: устная и письменная. Нарушения устной  речи: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными, или полиморфными нарушениями речи.

Расстройства  фонационного оформления высказывания

Могут быть дифференцированы в зависимости  от нарушенного звена:

    1) голосообразования;

    2) темпоритмической организации  высказывания;

    3) интонационно-мелодической организации; 

    4) звукопроизносительной организации.

В логопедии  выделяются:

1.Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами  голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. 
Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. Является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.  Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база. При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии — функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата в любом возрасте.

6.  Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным, вследствие того что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи.

7.  Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артпкуляционно-фонетические дефекты. Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам.  Чаще всего дизартрия возникает в следствии рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

Информация о работе Дефицитарное психическое развитие