Цветовой тест Люшера

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Мы узнаем окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким видим, слышим, ощущаем его. А мы видим его многоцветным, мы по-разному реагируем на те цвета, в которые он разукрашен.

Способность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: «яркое» и «темное». Затем он начинает замечать движение, после этого — очертания и форму. И самый последний этап развития — способность различать цвета. Таким образом, способность отличать контрасты является самым древним видом зрения.

Цветное зрение связано с обеими областями деятельности мозга: как высшей, так и примитивной. Умение различать цвета, определять и называть их — так же, как и воспринимать их с точки зрения эстетики, — все это функции коры головного мозга и является скорее результатом развития человека, чем его инстинктивными реакциями. Рефлекторная же реакция на цвет управляется более примитивными областями мозга.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа По психологии Савина.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

         В таблице 2 испытуемому необходимо  пять раз подряд выбрать симпатичные  ему цвета: сначала из восьми, затем из семи оставшихся и  т.д. Экспериментатор последовательно  заносит номера выбранных цветов  в протокол на 1-5 позиции рангового ряда. После выбора 5 симпатичных цветов испытуемого следует попросить выбрать из трех оставшихся наименее симпатичный цвет, номер которого заносится на последнее место рангового ряда. Из двух оставшихся цветов испытуемому необходимо также выбрать менее симпатичный. Номер этого цвета ставится на 7-ю позицию, а оставшийся цвет занимает 6-ю. После проведения тестирования по всем остальным таблицам цветового теста Люшера, экспериментатор снова предлагает испытуемому проранжировать цвета таблицы 2. Процедура выбора является аналогичной. Второй выбор необходим для выявления типичного для испытуемого отношения к цветам «основной» таблицы, поскольку первый выбор может испытывать на себе влияние ряда побочных переменных. Кроме этого, важную роль в интерпретации результатов играют динамические показатели цветовых предпочтений — их изменения во времени. В кратком варианте также рекомендуется проводить два выбора, а время между ними(5-10 мин.) должно быть заполнено другой деятельностью.

          Начиная с таблицы 3 процедура  тестирования несколько изменяется. Ранги цветов определяются попарным  сравнением цветовых образцов  друг с другом. Испытуемый выбирает, какой цвет из данной пары  ему нравится больше, а экспериментатор,  ставя черточку в соответствующей таблице протокола, фиксирует сделанный выбор. Максимальное число выборов в пользу одного цвета равняется трем, а минимальное — 0. Обычно наблюдается иерархия цветовых выборов (ступенчатый выбор), при которой одному из цветов отдается решающее предпочтение (3 выбора), следующему — 2 выбора и т.д. Возможен и «не ступенчатый» выбор, то есть отсутствие явной иерархии в предпочтениях. В подобном случае экспериментатору необходимо еще раз повторить с испытуемым ранжирование цветов таблицы. Если и на этот раз ступенчатый выбор не производится, в таблицу «оценочных чисел»протокола вносятся результаты последнего ранжирования цветов данной таблицы.

          После завершения тестирования  по таблицам 3-7, экспериментатор  подсчитывает число выборов в  пользу каждого цвета и записывает их количество в таблицу «оценочных чисел». Проведением повторного ранжирования цветов таблицы 2 процедура тестирования завершается и экспериментатор переходит к обработке результатов.

           Весь протокол теста длится  от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, эффективности, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта.[2]

    3. Обработка результатов тестирования по методике.

          Подопытная личность избирает  цвета в последовательности от  наиболее приятных до наиболее  неприятных. Цвет, который нравится  ей больше всех, стоит на первом  месте. К цвету, который она  избирает последним, она испытывает  наибольшее неприятие или наименьшую склонность. Разрядное положение, которое цвет занимает в ряду, называется "функцией".

          В начале ряда мы находим  цвета, которым отдается решительное  предпочтение. Затем следуют разряды  менее сильного предпочтения, затем  зона индифферентности, в конце ряда стоят отвергнутые цвета.

    Отдельные разряды обозначаются следующими характеризующими знаками:

    Сильное предпочтение цвета     + (знак плюс).
    Симпатия  к цвету     х (знак умножения).
    Безразличие к цвету     = (знак равенства).
    Неприятие цвета     – (знак минус).

    1.Присвоение  «функциональных  знаков» (таблицы  №1-2)

    В таблице серого цвета первые два  цвета получают знаки «+», апоследний - знак «-». Например, +0+3...-2. На этом обработка  результатов таблицы 1 заканчивается, и экспериментатор может проводить  их анализ, используя таблицы интерпретаций («Оценочные таблицы»), находя соответствующее значение.

         Обработка результатов по таблице  2 является сложнее и требует  опыта. При простом способе  обработке каждому цвету таблицы  2, в зависимости от его позиции  в ранговом ряду, присваивается «функциональный знак». Первым двум — «+» (выраженное предпочтение), второй паре — «х»(отождествление), третьей — «=»(нейтральное, равнодушное отношение), последней— «-» (выраженное отвержение).

          Кроме присвоения функциональных  знаков, процедура обработки результатов по таблице 2 включает и определение ряда показателей, позволяющих экспериментатору точнее проинтерпретировать цветовой выбор испытуемого. Это показатели: «источник тревоги» («А»), «компенсаторное поведение» («К» ) и «уровень тревоги» («!» ).

          Знак «А» присваивается, прежде  всего, «основным» цветам (1-4), находящимся  ниже 5-й позиции цветового ряда. Однако, если после «основного»  цвета находится «не основной»  (0 и 5-7), он также получает знак  «А». Знак «А» присваивается и в том случае, когда какой-либо из цветов уже обозначен знаком «К». Тогда любой цвет, находящийся на последней позиции ряда обозначается знаком «А» (естественно, если он уже не был обозначен, согласно предыдущим правилам).

          Показатель «К» выставляется всем не основным цветам, кроме 5, если какой-либо из них находится на одной из первых трех позициях ряда. Знак «К» может получить и «основной» цвет, если он стоит перед цветом, уже обозначенным «К». Кроме того, если какой-либо цвет в ранговом ряду уже был помечен знаком «А», любой цвет, находящийся на 1-й позиции получает значок «К», если ранее он ему уже не был присвоен.

          Показатель «!» выставляется«основным»  цветам, если они расположены  ниже 5-го места: шестое место  оценивается одним «!», седьмое — «!!», восьмое — «!!!». Также этим знаком могут помечаться «не основные» цвета, кроме 5, расположенные на первых трех позициях цветового ряда: третья позиция — «!», вторая — «!!», первая —«!!!».

    2.Определение  сумм цветовых  колонок (таблицы  №4-7)

    На  втором этапе обработки результатов тестирования экспериментатор подсчитывает суммы каждой из 4-х «цветовых колонок» ЦТЛ. При этом, учитываются оценочные числа только таблиц 4-7. Подсчет ведется путем арифметического сложения оценочных чисел этих таблиц по каждой из колонок.

           Минимальная сумма колонки может  равняться 0 баллам, но при этом, необязательно, чтобы все цвета  данной колонки не получили  ни одного выбора. Если 3 цвета  из 4-х какой-либо колонки не  получили ни одного выбора, то  сумма этой колонки считается равной 0, независимо от количества набранных баллов в пользу оставшегося цвета. 
      Для каждой из колонок М. Люшером были рассчитаны нормативные диапазоны значений). Повышенное значение колонки обозначается знаком «+», а не достигающее нижней границы нормы — «-».

    3. Построение «куба» (если  возможно).

    Если  одна из колонок теста получила знак «+», а другая — «-», это дает возможность  проведение анализа результатов  методом «куба». Для построения «куба» подобное условие обязательно.  
      В «кубе», по мнению Люшера, воспроизводится динамика конфликта. Возникает он в результате «неудовлетворенного притязания» [+], то есть фрустрации потребности, что вызывает первичную защиту или компенсацию фрустрации (-) в виде отказа от данной потребности.[3]

4.Использование теста на конкретном индивиде. 

    Объектом  исследования является девушка 20 лет. Исследуем в электронной версии тест Люшера, направленность испытуемого  на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. 

Результат теста Люшера

Результаты  по выбоpу сеpого  цвета

=================================

[Ключ: 11|+3+0-4]

Готовность   к   переживаниям   -   потребность  в  удовлетворении  - концентрация.

Ожидает, что новые встречи  обогатят  его, дадут  возможность узнать много интересного.  Поэтому  охотно  вступает  в  контакт  с  другими  людьми  и стремится завязать устойчивые и полезные связи.

Результаты  по выбоpу 8 цветов

=============================

{ 3 4 5 2 1 0 6 7 }

  • По устремлению:

---------------

[Ключ: 6|+3+4]

Норм-фактор : 0

Жажда успеха,  возбуждения,  жизни полной впечатлений.  Хочет,  сбросив оковы неуверенности,  свободно  развиваться,  покорять  и жить насыщенной жизнью.  Любит контактировать с другими,  энтузиаст.  Восприимчив ко всему новому и современному Многим интересуется.  Стремится расширить поле своей деятельности. На будущее смотрит с оптимизмом.

  • По состоянию:

-------------

[Ключ: 7|52]

Норм-фактор : 0

Используя свое  обаяние,  настаивает   на   выполнении   его   желаний. Требования  же,  которые  предъявляют  ему,  находит трудными,  требующими слишком больших усилий.

  • По индифеpентности:

-------------------

[Ключ: 8|10]

Норм-фактор : 1

Имеет высокие притязания в эмоциональной  сфере,  хочет быть  в  близких отношениях,  но  не  требующих  от него,  однако,  какой-то особой глубины чувств.

  •    По сознательно заторможенной потребности:

-----------------------------------------

[Ключ: 9|-6-7]

Норм-фактор : 0

Физиологическая интерпретация: стресс, вызванный нежелательными ограничениями или запретами.

Психологическая интерпретация: хочет свободно  следовать  своим  убеждениями  принципам,  развивать  свои способности,  хочет добиться уважения к  себе  как  к  личности.  Надеется

благодаря   активности   и   усердию  устранить  внутренние  противоречия.

Преследуя свои интересы,  борется  с  помехами  и  стремится  использовать каждую   возможность,   когда  можно  действовать  не  подчиняясь  никаким ограничениям и запретам. Игнорируя требования своего организма, использует имеющиеся в его распоряжении силы так, чтобы достичь как можно большего.

Коротко: желание распоряжаться своей  судьбой.

  • Актуальная пpоблема:

--------------------

[Ключ: 10|+3-7]

Норм-фактор : 0

Борется с  ограничениями  или  запретами  и  требует,  чтобы  ему  дали возможность развиваться свободно, на основании своих собственных усилий.

  • Стремления мотивированные самопониманием

----------------------------------------

[Ключ: 12|1032]

Трудности в осуществлении своих намерений  воспринимает как  препятствия и   пытается   от   них   уклониться. Хочет, чтобы   его  переживания были интенсивными. Хочет проявлять себя с лучшей стороны.

  • Эмоциональная настроенность к определенному лицу

------------------------------------------------

[Ключ: 13|R0435]

*** Пpотивоpечивые pезультаты! ***

  • Оценка своего "я", твеpдость воли

---------------------------------

[Ключ: 13|G1023]

Информация о работе Цветовой тест Люшера