Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:06, курсовая работа
Мы узнаем окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким видим, слышим, ощущаем его. А мы видим его многоцветным, мы по-разному реагируем на те цвета, в которые он разукрашен.
Способность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: «яркое» и «темное». Затем он начинает замечать движение, после этого — очертания и форму. И самый последний этап развития — способность различать цвета. Таким образом, способность отличать контрасты является самым древним видом зрения.
Цветное зрение связано с обеими областями деятельности мозга: как высшей, так и примитивной. Умение различать цвета, определять и называть их — так же, как и воспринимать их с точки зрения эстетики, — все это функции коры головного мозга и является скорее результатом развития человека, чем его инстинктивными реакциями. Рефлекторная же реакция на цвет управляется более примитивными областями мозга.
Международный
университет природы,
общества и человека
«Дубна»
Кафедра
«Социальная работа»
курсовая работа по психологии
на тему:
«цветовой
тест Люшера»
выполнил:
студентка гр. 7051-С
Савина
Т.Г.
проверила:
Щеблыкина
Ж.В.
Дубна, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Мы узнаем окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким видим, слышим, ощущаем его. А мы видим его многоцветным, мы по-разному реагируем на те цвета, в которые он разукрашен.
Способность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: «яркое» и «темное». Затем он начинает замечать движение, после этого — очертания и форму. И самый последний этап развития — способность различать цвета. Таким образом, способность отличать контрасты является самым древним видом зрения.
Цветное зрение связано с обеими областями деятельности мозга: как высшей, так и примитивной. Умение различать цвета, определять и называть их — так же, как и воспринимать их с точки зрения эстетики, — все это функции коры головного мозга и является скорее результатом развития человека, чем его инстинктивными реакциями. Рефлекторная же реакция на цвет управляется более примитивными областями мозга.
Цвета радуют, тревожат, возбуждают, успокаивают или погружают в печаль. В этом смысл теста Люшера.[4]
Цель исследования - изучение неосознанных, глубинных проблем личности, актуального состояние, индивидуального стиля переживания.
Объект исследования – выявление субъективного отношения испытуемого к цветовым эталонам, его неосознанные реакции.
Предмет исследования – особенности эмоционального и физиологического состояния конкретного человека.
Гипотеза. В зависимости от цели, объекта и предмета исследования можно выдвинуть гипотезу о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Задачи:
Метод
цветовых выборов представляет адаптированный
вариант цветового теста
Разработчик оригинального варианта данного теста Макс Люшер – врач и социолог. Родился 9 сентября 1923 г. в швейцарском университетском городе Базеле. В университете он изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию. Его диссертация «Цвет как инструмент психодиагностики» была высоко оценена профессорами психиатрии, философии и психологии со следующим комментарием: «Эта работа войдет в историю психологии». В 1947 г.на первом всемирном конгрессе по психологии Макс Люшер в возрасте 23 лет впервые представил основные положения цветовой диагностики, которая явилась результатом пятилетних исследований восприятия цвета нормальными людьми и психиатрическими больными. После этого диагностика Люшера получила международную известность и быстро распространилась по всему миру.
В 1956 г. Макс Люшер получил
место профессора психологии
в Амстердаме. Затем руководил
медико-психологическими и
Восьмицветовой тест –
Из имеющихся в арсенале
работает даже с дальтониками и теми, кто, как им кажется, выбирает нарочно не то, что им нравится.
Во всем мире Тест Люшера успешно применяется для:
* самодиагностики и коррекции
своего психологического
* анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни;
* контроля динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований;
* отбора кандидатов в психотерапевтические
группы, для более адекватного
подбора психотерапевтических
* проведения судебно-
* анализа внутреннего
Тест
Люшера основан на предположении
о том, что выбор цвета отражает
душевное состояние человека. Данный
тест широко используется в современной
психологии в целях профориентации при
подборе кадров, комплектовании производственных
коллективов, в этнических, геронтологических
исследованиях, при рекомендациях по выбору
брачных партнеров.
Со времени своего появления более двадцати
лет тому назад, тест был усовершенствован
и уточнен, но в своей основе он не изменился.
Оценка была расширена и специализирована,
однако теоретические предпосылки к тесту
выдержали испытание временем. Нет никаких
причин для какой-либо ревизии. Солидная
факторно-аналитическая статистика различных
институтов теперь, спустя два десятилетия
после его создания, обнаружила и подтвердила
теорию и надежность теста Люшера. Несмотря
на наличие некоторых недостатков данного
метода, он является одним из наиболее
удобных и часто используемых методов,
как в психологии цвета, так и в общей психологии.[2]
1. Структура теста
В настоящее время существует два варианта теста: краткий и полный. Краткий вариант представляет собой таблицу восьми цветов:
Серого (условный номер — 0) – потребность в успокоение, отдыхе; пассивность.
Темно-синего (1) – потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.
Сине-зеленого (2) – потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера.
Красно-желтого (3) – потребность в достижении, обладании, лидировании наступательная агрессивность «завоевателя», целенаправленность высокая поисковая активность.
Желто-красного (4) – потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане.
Красно-синего или фиолетового (5) – потребность в уходе от реальной действительности,
иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, эмоциональная незрелость.
Коричневого (6) - потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.
Черного (7) – потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению из вне.
Полный вариант ЦТЛ — «
1. Таблица серого цвета
В нее входят средне серый (0; онаналогичен серому из 8-ми цветовой таблицы), темно-серый (1), черный (2;аналогичен 7 из таблицы 8-ми цветов), светло-серый (3) и белый (4).
2.Таблица восьми цветов
Данная таблица аналогична 8-ми цветовой таблице краткого варианта теста Люшера.
3.Таблица четырех основных цветов.
Здесь представлены темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый и желто-красный цвета. Каждый цвет присутствует в таблице по 3 раза с целью попарного сравнения цветов испытуемыми. Цвета аналогичны 4-м «основным» тонам таблицы 2.
4. Таблица синего цвета
В
данной таблице содержатся следующие
цвета: темно-синий, зелено-синий, сине-красный
и голубой. В этой таблице темно-синий
цвет аналогичен темно-синему в таблицах
2 и 3. Использование одного и того же цвета
(«основного») в нескольких таблицах ЦТЛ
позволяет, с точки зрения Люшера, более
глубоко изучить отношение к нему испытуемого.
5. Таблица зеленого
цвета
Цвета: коричнево-зеленый, сине-зеленый, зеленый и желто-зеленый. Здесь, в третий раз присутствует сине-зеленый.
6.Таблица красного цвета
Коричневый, красно-коричневый, красно-желтый и оранжевый цвета. Первый из этих цветов аналогичен шестому из таблицы 2, а красно-желтый появляется в третий раз.
7.Таблица желтого цвета
Представляет собой набор из светло-коричневого, зелено-желтого, оранжево-красного и
желто - красного цветов. В последней таблице ЦТЛ в третий раз повторяется желто-красный цвет.
2. Процедура теста
Суть процедуры тестирования представляет собой расположение цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. Важно убедить лиц, подлежащих тестированию, в том, что цвета следует выбирать за их собственную красоту, не оценивая их по тому, подойдут ли они в качестве ткани для одежды или обивки для мебели, или для сидений автомобиля. Кроме того, ни в коем случае не следует производить выбор так, чтобы комбинация двух или нескольких цветов подбиралась именно как комбинация. Первой предъявляется для ранжирования таблица «серого цвета» (номера таблиц, соответствуют порядку их предъявления). Испытуемого просят назвать цвет (или его номер), который ему больше всего нравится из пяти цветов таблицы 1. При получении ответа, заносят номер цвета в протокол на первое ранговое место.
Затем из оставшихся цветов
выбирается следующий цвет, который
нравится испытуемому. Его