Человек как личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей работы – на основании литературных источников изучить аспекты психологии по теме «Человек как личность».
Задачи:
Познакомиться с понятием «личность» и её психологической структурой.
Изучить проблему развития личности и её закономерности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие о личности……………………………………………………………4
Психологическая структура личности……………………………………….6
Проблема развития личности…………………………………………………8
Закономерности развития личности………………………………………...10
Заключение.............................................................................................................12
Список литературы................................................................................................13

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

   Организуя учебно-воспитательную работу, необходимо опираться на то, что освоено на предыдущей ступени, при этом обязательно учитывать те возможности, которые открывает последующая ступень, т. е. ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка. 
Из сказанного следует: чтобы руководить формированием личности ребенка, надо знать условия его развития, те влияния, которым он подвергается. Необходимо также учитывать и уже сложившиеся особенности его личности, т. е. внутренние условия, через которые и осуществляется влияние внешней среды.

   Надо помнить, что воспитание детей именно в дошкольном возрасте имеет огромное значение. Замечательный советский педагог В. А. Сухомлинский считал, что все начинается с детства, что моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства [3]. 
 
 
 
 
 
 

    1. Закономерности  развития личности

   В условиях формирующего педагогического воздействия  происходит развитие личности, становление ее важнейших психологических свойств и качеств. Что же является движущими силами развития личности, способствующими достижению её социальной зрелости?

   В истории психологии существовало два  направления в решении вопроса о движущих силах, источнике развития и становления личности. Эти направления получили название биогенетической и социогенетической концепций развития.

   Биогенетическая концепция исходит из того, что  развитие личности человека определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носит спонтанный (самопроизвольный)  характер. Согласно этой точке зрения, человек от природы имеет предрасположение не только к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакции, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов (предрасположение к преступности у одних, к успехам в административной деятельности у других и т. п.). В человеке якобы от природы запрограммированы не только формы его психической деятельности, но и их содержание, изначально определены этапы психического развития и порядок их возникновения.

   Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. При этом, так же как и в биогенетической концепции, игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Если следовать социогенетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.

   Таким образом, ни биогенетическая, ни социогенетическая  концепции не могут быть приняты  за основу понимания закономерностей развития личности. Ни та ни другая не способны выявить движущие силы психического развития. Не позволяет это осуществить и теория механического взаимодействия, или конвергенции, двух факторов (среды и наследственности), в которой не преодолевались ошибки двух концепций развития, а скорее удваивались.

   Диалектико-материалистическая позиция при решении проблемы движущих сил развития личности с необходимостью требует обращения к характеристике тех противоречий, разрешение которых и обеспечивает осуществляющийся в развитии переход от низшего (простого) к высшему (сложному). Активность личности обусловливается совокупностью потребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Однако процесс удовлетворения потребностей является внутренне противоречивым. Потребности, как правило, не удовлетворяются немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения необходимы материальные средства, определенный уровень готовности личности к деятельности, знания, умения и т. п. Движущие силы. развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

   Формирование  личности происходит в условиях включения  ее в коллектив. Как подчеркивал  А. С. Макаренко, личность развивается в коллективе и через коллектив, который представляет собой группу высокого уровня развития, обладающую наиболее благоприятными условиями для формирования ценных качеств личности.

   Ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее - воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, заданными обществом [4].

      
 

   Заключение 

   Лишь  охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.

   В заключении я хотела бы подвести итог своей работы, сделать некий общий вывод. Итак, формирование личности - это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорю о биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности. Впрочем, об этом я говорила выше, поэтому не буду повторяться. Лучше в конце своей работы я попытаюсь ответить на вопрос: «Что такое стать личностью?»

   Я думаю, что стать личностью - это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью. 
 
 
 
 

   Список  литературы

    1. А. Я. Психология [Электронный ресурс]: описания психологических тестов, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов – Режим доступа: http://azps.ru/ , свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус.
    2. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]: Учебник - М: Изд-во МГУ, 1990 - 367с.
    3. Гоноболин, Ф. Н. Психология [Текст].  Изд-во «Просвещение», М., 1973 – 240с.
    4. Институт менеджмента в строительстве и управления проектом [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://stroy.nm.ru, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус.
    5. Петровский, А.В. Быть личностью [Текст]- М. «Педагогика», 1990 - 112с.

Информация о работе Человек как личность