Человек как личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей работы – на основании литературных источников изучить аспекты психологии по теме «Человек как личность».
Задачи:
Познакомиться с понятием «личность» и её психологической структурой.
Изучить проблему развития личности и её закономерности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие о личности……………………………………………………………4
Психологическая структура личности……………………………………….6
Проблема развития личности…………………………………………………8
Закономерности развития личности………………………………………...10
Заключение.............................................................................................................12
Список литературы................................................................................................13

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

   Министерство  образования и науки Самарской  области 

   ГОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж 
 
 
 

   Контрольная работа

   по  дисциплине: «Психология»

   Тема  1: «Человек как личность» 
 
 
 

Специальность: Дошкольное образование

Выполнила: студентка заочного отделения, 3 курса,

группы «3А» Мазур Галина Николаевна 
 
 
 
 
 

   Оценка  работы:____________________ 
 
 
 
 

   Тольятти, 2010

План:

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие о личности……………………………………………………………4
  2. Психологическая структура личности……………………………………….6
  3. Проблема развития личности…………………………………………………8
  4. Закономерности развития личности………………………………………...10

Заключение.............................................................................................................12

Список литературы................................................................................................13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более  ста лет ученые ищут ответы на вопросы  о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Эта проблема остается актуальной и по сей день. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

   Психология  без практики лишена своего главного смысла и цели - познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

   Цель нашей работы – на основании литературных источников изучить аспекты психологии по теме «Человек как личность».

   Задачи:

    1. Познакомиться с понятием «личность» и её психологической структурой.
    2. Изучить проблему развития личности и её закономерности.
 
 
    1. Понятие о личности

   Личность - система социально значимых качеств  индивида, мера овладения им социальными  ценностями и его способность  к реализации этих ценностей.

   Если  понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

   Как личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

   Существенной  стороной личности является ее отношение  к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и  трудовым обязанностям.

   Личность  характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

   В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит  от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

   Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти  свойства формируются при жизни  человека, но на определенной природной  основе.

   Наследственная  основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

   В биологической организации человека, в его природе заложены возможности  будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

   Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

   Но  становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

   То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

   Личность  в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

   Автономность  личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной  престижности и псевдосоциальной активности [1]. 
 
 

    1. Психологическая структура личности

   В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

   1) подструктура личности, названная  «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

   2) подструктура личности, названная   «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности.  Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

   3) подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет  индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

   4) подструктура личности, названная  «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.

   Кроме  того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня.

   А.В.Петровский и В.А.Петровский  понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида.

   Рассматривая  личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения-интраиндивидная личностная атрибуция : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее  пространство бытия индивида.

   Второй  аспект - интериндивидная личностная атрибуция  как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится  «пространство межиндивидных связей».

   Третий  аспект рассмотрения - метаиндивидная  личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Таким образом, личность может быть характеризуема  только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения [2,5]. 
 
 
 
 
 
 

    1. Проблема  развития личности

   Проблему развития личности по-разному решают советские и буржуазные психологи. Советские психологи отрицают те теории развития, существующие за рубежом, согласно которым ребенок от рождения наделен природными особенностями, якобы неизбежно определяющими все его физические и психические качества. Сторонники этих взглядов считают, что никакие глубокие изменения во врожденную основу личности внести невозможно. Согласно другим теориям, природные анатомо-физиологические задатки не имеют значения, а все зависит от воздействий окружающего мира.

   В противоположность буржуазным психологам и философам, марксистско-ленинское учение о развитии личности признает значение природных задатков, но ведущую роль в развитии человека отводит воспитанию и обучению. Доказательством могут служить, в частности, наблюдения над однояйцовыми близнецами. Несмотря на одинаковые природные данные и физическое сходство, из этих детей вырастают люди, в психическом отношении отличающиеся друг от друга. Причина этого - в различных условиях их воспитания и обучения, жизни и деятельности. 
Наследственность имеет значение, но не она определяет будущее ребенка, которое в огромной степени зависит от воздействия окружающей социальной среды.

   С точки зрения советских ученых, в процессе жизни индивида происходит взаимодействие его с окружающей средой, которая влияет на него. Но внешние обстоятельства воздействуют на ребенка через внутренние условия (через те качества, которые у него сформировались ранее). При этом в развивающемся организме возникают противоречия между требованиями, которые предъявляют жизнь и общество к личности, и тем, чем она уже владеет (имеющиеся взгляды, ошибочные сведения, навыки, привычки). Отсюда - стремление ребенка к дальнейшему познанию мира, к расширению своего опыта.

   Развитие личности ребенка происходит не как простое увеличение, накопление качеств. Так, у ученика 3 класса не только расширился объем знаний о мире по сравнению с тем, что он знал семилетним ребенком, но эти знания стали у него иными и в качественном отношении, школьник по-новому осмыслил их.

   Поскольку в процессе развития психика ребенка изменяется не только в количественном, но и в качественном отношении, нельзя сказать, что «ребенок - это маленький взрослый», как считают некоторые буржуазные психологи. Все психические процессы у дошкольника имеют свои особенности по сравнению со старшими школьниками и взрослыми людьми.

Информация о работе Человек как личность