Человеческая память: удержание и извлечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Человеческая память-как она устроена, как мы запоминаем то, что нас окружает, какие закономерности при этом наблюдаются. Методы измерения памяти и ее различных видов. Мнемические приемы для лучшего запоминания. Пример уникальных мнемических способностей. Физиолог Сеченов, говоря о значении памяти для человека, рассматривал человека, лишенного памяти, в качестве вечного новорожденного, неспособного к обучению.Память — это основа нашего опыта. Наша память основана на ассоциациях

Содержание

Часть I Психология. Человеческая память: удержание и извлечение
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1.Хранилища памяти……………………………………………………………...4
2.Извлечение информации…………………………………………….......…….10
3.Вспоминание……………………………………………………..……...….….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………14
Часть II Задание по педагогике……………………

Работа содержит 1 файл

психология моя.docx

— 54.16 Кб (Скачать)

2. Дать определения след.терминам, используя 3-4 учебника по педагогике: обучение, образование, воспитание, развитие, дидактика, методы обучения, методы воспитания, содержание обучения, содержание образования, социализация, содержание воспитания, педагогическая технология.

 

Обуче́ние (в педагогике)— целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний, умений, навыков. Одна из основных категорий педагогики.

 

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1] Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Развитие — необратимый процесс, направленый на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.[1] Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании  обучения процесс обучения рассматривается  как процесс взаимодействия между  учителем и учениками (урок) с целью  приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое  распространение в общем три  формы взаимодействия учителей и  учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».

Метод воспитания - это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

Следовательно, метод выводится  в процессе осознания природы  поставленной цели, он жестко диктуется  ходом производимого мыслительного  анализа.

 Содержание обучения должно, прежде всего, вытекать из задач, стоящих перед компанией в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Другим требованием является своевременное обновление знаний работников и поддержание высокого уровня их профессиональной компетентности.

К важнейшим характеристикам  изучаемого материала могут быть отнесены:

* его содержание;

* сложность; 

* степень структурированности.

Содержание образования - совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, отражающая определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Содержание воспитания - подвоспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

 

3.С какими проблемами в воспитании и обучении сталкивается современное российское общество? Как предлагается их решать?

 

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем  России, о ее молодежи. В настоящее  время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

 Во-первых, наше общество  нуждается в подготовке широко  образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

 Во-вторых, в современном  мире маленький человек живет  и развивается, окруженный множеством  разнообразных источников сильного  воздействия на него как позитивного,  так и негативного характера,  которые (источники) ежедневно  обрушиваются на неокрепший интеллект  и чувства ребенка, на еще  только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование  не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям  на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (29, с.431).

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий  для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю  требуется не только знание предметов  начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить  свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Такие педагоги как Н.М.Болдырев (6), И.С.Марьенко (19), Л.А.Матвеева (20),  Л.И.Божович (5) и многие другие исследовали нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако, решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработка методики нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.

Объект исследования - учебная  деятельность школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной  деятельности.

Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:

нравственное воспитание школьников будет осуществлено в  учебной деятельности в том случае, если:

 

а) учащиеся действуют целенаправленно  при выполнении учебных заданий;

б) их действия приобретают  осознанный характер;

в) используют приобретенный  опыт для решения учебных задач.

 

4. В каком случае преподаватель высшей школы становится субъектом образовательного процесса, а студент – субъектом учебного процесса?

«Субъекты» и «объекты»  образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении

В современной педагогике и педагогической психологии уже  давно отказываются от традиционной схемы взаимоотношений преподавателей и учащихся, когда преподаватель  выступает в роли «носителя» знания и его активного «проводника» в сознание обучающихся, т.е. выступает  в роли «субъекта образовательного процесса», а учащиеся лишь «воспринимают» предлагаемые знания, фактически оставаясь  в пассивной позиции «объектов  педагогического воздействия» со стороны  преподавателей.

 

Новая схема основана на том, что и преподаватели, и студенты являются активными «субъектами» образовательного процесса. При этом преподаватель  выступает в роли «субъекта организации  образовательного процесса», а студент  — в роли «субъекта учебной (учебно-профессиональной) деятельности». Но здесь возникает очень непростая и вполне реальная проблема: не все студенты готовы быть такими подлинными «субъектами», и многих из них приходится еще долго готовить к тому, чтобы они стали настоящими студентами. К сожалению, современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит выпускников (и будущих абитуриентов вузов) к обучению в высшей школе, лишь «напичкивая» (или «нашпиговывая») их всевозможными и часто несистематизированными знаниями. При этом свою главную задачу — «научить учиться» — школа часто не выполняет. Вступительные экзамены также часто не выявляют самого главного качества абитуриента — его готовность и умение быть студентом, проверяя лишь его «знания» (нередко приобретенные с помощью «репетиторов-натаскивателей»), что еще больше осложняет проблему.

5. «Ученые, внесшие большой вклад в развитие педагогики в России»

 

Ф.И.О. ученого

Даты жизни

Основные идеи

Основные научные труды

Ушинский К.Д.

(19 февраля (2 марта) 1824 —  22 декабря 1870 (3 января 1871),

Ушинский обосновывал  необходимость формирования цельной  личности, считая главной задачей  воспитания подготовку человека к самостоятельной  жизни. Стремился учить так, чтобы  развить желание и способность  самостоятельно приобретать новые  знания. Ушинский много работал над  составлением для детей книг для  чтения "Детский мир", "Родное слово" - учебник руссского языка, выдержавший 157 изданий, и др. Оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли, став учителем русских учителей.

Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, О  средствах распространения образования  посредством грамотности, Теоретические  проблемы воспитания и образования. О пользе педагогической литературы.

Каптерев П.Ф.

(1849-1922)

российский педагог и  психолог. Стремился создать психологически обоснованную дидактику, разрабатывал учение о типах душевной жизни. В  психологии разрабатывал вопросы их практического применения в жизни  и воспитании, прослеживал генезис  и развитие душевных явлений в  разных областях.

Этюды по психологии народов" (мифология, как первоначальное религиозное  и научное мировоззрение человечества, "Знание", 1874, 10); "Как образовать стойкий характер?" ("Семья и  Школа", 1874, 10); "О детских типах" ("Педагогический Сборник", 1885, 3); "Педагогика - наука или искусство?" (там же, 1885, 12); "Детские годы С.Т. Аксакова" (психолого-педагогический этюд, там же, 1890, 3); такой же этюд о детстве Обломова ("Женское  Образование", 1891, 3); "Новое направление  в педагогике" ("Педагогический Сборник", 1891, 3);

Шацкий С.Т.

(1878 - 1934)

Большое значение придавaлось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была оргaнизация детского самоупрaвления. сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые

Разработал концепции  внешкольного воспитания и "открытой школы" - центра воспитательной работы в социальной среде, реализованные  в деятельности общества "Сетлемент" (1905), колонии "Бодрая жизнь" (1911), Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса (1919) и др. Труды по педагогике.

Блонский П.П.

[14(26).5.1884, Киев, - 15.2.1941

Блонский стремится к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения, Противопоставляет интроспекционизму естественнонаучный подход. По сути, рассматривая психологию как науку о поведении, повторяет постулаты бихевиоризма. разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

Очерк научной психологии. М., 1924. Труды посвящены проблемам  общей и детской психологии и  истории философии

адачи и методы народной школы (1916)

Философия Плотина (1918)

Современная философия, т. 1-2 (1918—1922)

Трудовая школа (1919)

Реформа науки (1920)

Очерк научной психологии (1921)

Психологические очерки (1927)

Очерки детской сексуальности (1928)

Педология (1934)

Память и мышление (1935, переиздана в 2001)

Сухомлинский В.А.

(1918 - 1970),

Выразил стремление к гуманизации школьного образования в СССР, отстаивал право на педагогическое творчество.

В трудах по теории и методике воспитания "Сердце отдаю детям" (1969), "Рождение гражданина" (1970), "О  воспитании" (1973), ПН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1968)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Человеческая память: удержание и извлечение