Человеческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:16, курс лекций

Описание работы

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Содержание

ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИДЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ
ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ
ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРАЛИ
СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 92.01 Кб (Скачать)

5. Прошлое и наличное «Я» преемственно  связаны друг с другом. Иной  полюс, отличный от них, образует  связь между будущим и идеальным  «Я». Обладателей такого сочетания  личностных атрибутов отличает  низкая самооценка и отсутствие  средств, с помощью которых  они смогли бы сблизить прошлое  и настоящее «Я» с идеальным  и будущим.

6. Наличное «Я» совсем выпадает  из процесса развития. Оно оторвано  от прошлого и не имеет связи  с будущим, не соответствует  и идеальному «Я».

Оказалось, что в раннем юношеском  возрасте наиболее часто встречается  второй из перечисленных выше вариантов. Вероятно, он в большей степени  соответствует юношеской возрастной норме. Критичность к прошедшему детству здесь сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью  жизненных перспектив на будущее. На втором месте по частоте встречаемости  в этом возрасте находится первый вариант. На третьем месте, соответственно, располагается третий вариант. Остальные  в данном возрасте составляют исключение и, по-видимому, представляют собой  возрастные психологические аномалии.

Данные этого исследования указывают  на отчетливую тенденцию, характерную  для ранней юности: сочетание критического отношения к себе в прошлом  и устремленность в будущее. Вместе с тем подтверждается вывод, сделанный  в начале этой главы,— о частичной  гармонизации состояний личности в  раннем юношеском возрасте по сравнению  с подростковым.

Хотя переход из подросткового  возраста в ранний юношеский происходит с такими сопровождающими его  психологическими симптомами, которые  указывают на значительные индивидуальные различия, тем не менее наблюдается ряд общих тенденций. Одна из них состоит в том, что в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

Заметно улучшаются от подросткового  к раннему юношескому возрасту многие другие личностные качества, но говорить о том, что произошло окончательное  становление личности, не приходится. Ранний юношеский возраст — это, с другой стороны, время не меньших  бурь и потрясений, чем подростковый возраст, но они качественно иные и связаны с трудностями нахождения удовлетворительного ответа на вопрос «каким быть?».

В раннем юношеском возрасте у многих детей отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и сферу его межличностных отношений. В юности больше, чем в других возрастах, встречаются акцентуированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам.

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают и волнуют старших школьников.

В юности нередко встречается обостренное  чувство одиночества, которое, как  считает Э. Фромм, если оно длится долго и не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к психическому разрушению «так же, как физический голод — к смерти. Моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное»3. К счастью, это чувство в юности не является стабильным. При установлении хороших личных контактов с окружающими людьми оно быстро исчезает.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Интеллектуальная зрелость, в том числе нравственно-мировоззренческая, готовность старших школьников ставить и решать различные жизненные задачи в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея в виду сравнительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек. Речь идет о возможностях, которые имеются у всех старшеклассников и многими из них практически реализуются.

Значительны и индивидуальные различия, существующие между старшеклассниками, причем в настоящее время даже наблюдается тенденция к их увеличению в связи с дифференциацией учебных программ, учебных заведений, относительной свободой выбора в них учебных предметов.

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости, дифференциации и стабильности при, разумеется, выраженных индивидуальных различиях в содержании тех нравственных норм, которых они придерживаются. Эти нормы имеют сложную индивидуальную структуру и соотносятся со всеми основными видами общения и деятельности.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по различным поводам.

Большинство старших школьников к  окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

В раннем юношеском возрасте завершается  формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

У юношей и девушек можно обнаружить такие акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, причем между отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается.

Ранний юношеский возраст —  это пора первой любви, возникновения интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. У девушек они обычно появляются несколько раньше и имеют более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которых идет речь, формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с общими нравственными установками они порождают определенный, индивидуально своеобразный ответ на вопрос «каким быть?».

В ранней юности процесс формирования личности еще не завершается, он активно  продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает  в школьные годы, остается с ним  на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.


Информация о работе Человеческая деятельность