Человеческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:16, курс лекций

Описание работы

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Содержание

ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИДЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ
ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ
ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРАЛИ
СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 92.01 Кб (Скачать)

Волевая регуляция необходима для  того, чтобы в течение длительного  времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем  внимание. Воля участвует в регуляции  практически всех основных психических  функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных  познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Развитие волевой регуляции  поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной  стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

 

7

 

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются  термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют  они у данного конкретного  человека, то понятие «индивид» характеризует  именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические  свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

Набор таких черт, которые, достаточно полно характеризуют личность:

1.  Уверенность в себе —  неуверенность.

2. Интеллектуальность (аналитичность) — ограниченность (отсутствие развитого воображения).

3.  Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.

4.  Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность  влиянию.

5.  Спокойствие (самообладание)  — невротичность (нервозность).

6.  Мягкость — черствость, цинизм.

7. Доброта, терпимость, ненавязчивость  — эгоизм, своеволие.

8.  Дружелюбие, покладистость, гибкость  — ригидность, ти-раничность, мстительность.

9. Добросердечие, мягкость —  злобность, черствость.

10.  Реализм — аутизм.

11.  Сила воли — безволие.

12. Добросовестность, порядочность  — недобросовестность, непорядочность.

13.   Последовательность, дисциплина  ума — непоследовательность, разбросанность.

14.  Уверенность — неуверенность.

15.  Взрослость — инфантилизм.

16.  Тактичность — бестактность.

 

9

ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они  представляют собой осознаваемый, субъективно  представленный в голове человека или  неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки  центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность  к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной  системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых  существ, имеющих головной мозг и  кору головного мозга.

Ощущения в своем качестве и  многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы  человека, с рождения приспособлены  для восприятия и переработки  разнообразных видов энергии  в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

Виды ощущений отражают своеобразие  тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

Обоняние — вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте — впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Следующий вид ощущений — вкусовые — имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание, — это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

ВОСПРИЯТИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА

В отличие от ощущений, которые  не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как  субъективно соотносимое с оформленной  в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том  случае, когда мы имеем дело с  иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает  как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный  с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов  или сложных, воспринимаемых как  целое явлений. Этот синтез выступает  в виде образа данного предмета или  явления, который складывается в  ходе активного их отражения.

Предметность, целостность, константность  и категориалъностъ (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов  окружающей действительности, подчиняется  определенным законам..

Многие факты указывают на большую  роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в  основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному.

Человек, следя глазами за движущимся объектом, концентрирует на нем свой взор, и, пока объект находится в  состоянии покоя, мышцы глаз также  сохраняют это состояние. Но как  только объект начинает перемещаться, тотчас же и мышцы переходят в состояние движения и повторяют направление, траекторию и динамику движения объекта в поле зрения.

При рассмотрении неподвижного объекта  зрительные оси, связывающие центр  сетчатки с воспринимаемым объектом, можно уподобить двум длинным  щупальцам, способным то вытягиваться, то сокращаться и как бы ощупывать  данный объект наподобие того, как  это делает рука, скользя по поверхности  осязательно воспринимаемого объекта. Скорость сокращения мышц, связанных  с органами слежения за предметом, вид  сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит  в его непосредственной связанности  с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в  особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. В данном опыте людям с нормальным зрением  предлагалось некоторое время носить очки, искажающие воспринимаемое пространство, формы и расположение в нем  предметов. Выяснилось, что человек, только что надевший такие очки, вначале видит окружающие предметы в искаженном свете, т.е. именно так, как его восприятие оптически  изменяют очки. Однако затем сознание человека постепенно научается не замечать, корректировать оптические искажения  и человек начинает видеть вещи обычным  для него способом, как если бы зрительно  воспринимаемое пространство в действительности оптически не было искажено. Со временем индивид вовсе перестает замечать имеющиеся у него очки. Однако когда  он внезапно снимает их, то некоторое  время его обычное зрение оказывается  искривленным сообразно тому, как  раньше изменяли восприятие носимые  им специальные очки.

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и  непрерывный приток в центральную  нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Людей погружали в сосуд с  водой, температура которой была весьма комфортной. Человек, оказавшийся  в такой воде, не имел возможности  ничего видеть и слышать в течение  довольно длительного времени. Специальное  покрытие, которое было на его руках, не позволяло получать в достаточном  количестве и осязательные ощущения. В этих условиях у испытуемых отмечались заметные изменения восприятия. У  них возникали галлюцинации и нарушения восприятия времени. Когда период сенсорной изоляции заканчивался, то у многих испытуемых обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в пространстве и времени. Люди, прошедшие через эти опыты, оказались неспособными сразу после их окончания отчетливо воспринимать формы предметов. Так же существенно изменилось у них и восприятие цвета.

Информация о работе Человеческая деятельность