Ценностные орриентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики. Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

Эмпирическое исследование по методике Е.Шафера, отношение родителей и старшеклассников показало, что в семьях отношение старшеклассников и родителей взаимосвязаны. Как относятся родители к подросткам, так же и они к ним, иначе говоря – с кем поведешься, от того и наберешься. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей в основном влияет на ценностные ориентации старшеклассников. Вместе с тем можно сказать, что не все старшеклассники поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, а значит и отличные ценностные ориентации от своих родителей.

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и их родителей по методике М. Рокича так же показало, что терминальные ценности старшеклассников зависят от соответствующих структур родителей, а инструментальные ценности нет. Это означает, что ценностные ориентации родителей являются одним из многих факторов, которые могут оказывать воздействие на формирование ценностных структур старшеклассников.

Таким образом, ценностные ориентации старшеклассников относительно независимы и обособленны от воздействия неблагополучной внутрисемейной сферы, что и подтверждает выдвинутую гипотезу исследования. Поставленные цели в работе достигнуты, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        БИБЛИОГРАФИЕСКИЙ СПИСОК

 

1        Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал - 1984. - Т.5. - № 5. - С. 63-70.

2        Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева - М.:2001. - 312 с.

3        Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Буянов. – М., 2001. – 136 с.

4        Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии - 1993.- Т.14. - № 5. - С. 99-105.

5        Выжлецев Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1996 - №1. - С. 86 - 99.

6        Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: 2001. – С. 102-109.

7        Дильтей В. Описательная психология / В. Дильтей - СПб., 2000. - 160

8        Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов - М.: 2003. - 272 с.

9        Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов - М.: 2002. - 128 с.

10   Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов - М.: 2000. - 222 c.

11   Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник - М., 2004. - 128 с.

12   Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога // Психологический журнал. - 1993. - т.14. - №4. - С. 130 - 136.

13   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев - М.: 2001. – 304 с.

14   Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. / Д.А. Леонтьев - M.:2002. – 17 с.

15   Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии./ Б.Ф.Ломов - М.:2000. – 448 с.

16   Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л.  Рубинштейн. - М.: 2004. – 416 с.

17   Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов / Г.В. Суходольский – М.: Л. ЛГУ, 2001. – 275 с.

18   Фейдимен Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2./ Дж. Фейдимен - М., 1996. - 208 с.

19   Философская энциклопедия / Под ред. В.Ф. Константинова. в 5-ти т. Т.5. - М.: 2002. – 740с.

20   Фрейд З. Я и ОНО: Труды разных лет, в 2-х т. Т. 2. / З.Я. Фрейд - Тбилиси., 1991. - 425 с.

21   Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В.М. Целуйко – М.: Ростов н/Д,  2004. – 356 с.

22   Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал - 1982. - т. 3. - № 5. - С. 135-145.

23      Шпрангер Э. Два вида психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 1992. - 364 с.

24      Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Л.Я. Гозман, Д. А. Леонтьев. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

 

 

 

 

 

                                         ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Опрос «Определение характера отношений между родителями и старшеклассниками» (Е. Шафера)

Для старшеклассников

1)     грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей:  отсутствие  требовательности единства требований к подростку со  стороны  взрослых  членов  семьи, неверное применение наказания  и  поощрения, жестокое  отношение  к ребенку,   подавление   его   личности,   физическое   наказание;

2)     безнадзорность, вызванная в одном  случае  занятостью  родителей,  в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей;

3)     отрицательный пример родителей (нечестный образ  жизни),  аморальное поведение, пьянство и др.;

4)     конфликты семье;

5)     хорошие взаимоотношения – понимание, внимание, отсутствие грубости, жестокости и т.д.;

Для родителей

1)     отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание, проявление эгоизма и жестокости по отношению к родителям;

2)     трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость;

3)     хулиганистые выходки – драки, воровство;

4)     бродяжничество – частое продолжительное отсутствие дома, прогулы в школе;

5)     примерные дети – учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение.

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Опросник "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (Е.Шафера)

 

Мой отец (моя мать)

1        Очень часто улыбается мне

2        Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет

3        Не хватает терпеливости в отношении ко мне

4        Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

5        Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

6        Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

7        Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

8        Постоянно на меня кому-то жалуется

9        Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

10   За одно и то же один раз наказывает, а другой - прощает

11   Очень любит делать что-нибудь вместе

12   Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

13   Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

14   Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения

15   В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел

16   Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня

17   Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я , должен быть наказан

18   Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу

19   Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер

20   Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда - нет

21   Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

22   Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

23   Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен

24   Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

25   Меняет свои решения так, как ему будет удобно

26   Часто хвалит меня за что-либо

27   Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

28   Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

29   Позволяет мне самому выбирать дело по душе

30   Иногда очень легко меня прощает, а иногда - нет

31   Старается открыто доказать, что любит меня

32   Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

33   Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

34   Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

35   Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

36   Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

37   Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

38   Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну

39   Всегда легко меня прощает

40   Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

41   Всегда находит время для меня, когда это необходимо

42   Постоянно указывает мне, как себя вести

43   Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит

44   Проведение каникул я планирую по собственному желанию

45   Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

46   Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил

47   Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

48   Чувствую, что он пренебрегает мною

49   Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается

50   Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях

Обработка результатов теста

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых балов Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой является среднее значение, то есть 3.

Если по параметру получено 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений, как к матери, так и к отцу на специальном бланке.

Интерпретация результатов теста

Оценка матери сыном

              Шкала позитивного интереса. Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

              Шкала директивности. Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом пресечь неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

              Шкала враждебности. Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

              Шкала автономности. Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономных матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

              Шкала непоследовательности. Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

              Оценка отца сыном

              Шкала позитивного интереса. Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Информация о работе Ценностные орриентации