Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:06, курсовая работа
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики. Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.
Для родителей |
Балл | Кол- Во |
% | |
POZ | позитивный интерес |
5 |
5 |
15,1 |
DIR |
директивность |
2 |
7 |
21,3 |
HOS |
враждебность |
4 |
8 |
24,2 |
AUT |
автономность |
3 |
6 |
18,1 |
NED |
непоследовательность |
5 |
7 |
21,3 |
Как видим из Таблицы 1 в основном, варьирует непоследовательность в отношениях родителей и старшеклассников, вместе с тем враждебные отношения у подавляющего числа респондентов 9(27,1%) – старшеклассники и 8(24,2) – родители.
Для сравнения отношений родителей и подростков построим сравнительную кривую (Рисунок 3)
Рисунок 3 – Сравнительная кривая отношений по Е.Шаферу.
Таким образом, из Рисунка 4 видно, что отношения родителей к подросткам и наоборот, почти совпадают. Из этого можно сделать вывод, что в семьях имеется влияние родителей на старшеклассников.
II. В рамках исследования, для выявления взаимосвязи ценностных ориентаций старшеклассников и их родителей, нами проведена диагностика ценностных ориентаций старшеклассников и их родителей по методике М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Испытуемым предлагалось проранжировать список ценностей, причем таким образом, чтобы на первое место стала наиболее значимая и важная в их жизни. Далее на второе, третье и до восемнадцатого проставлялись ценности по убыванию значимости. Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка А и списка Б, отдельно для 1 и 2 групп испытуемых. Вот что показала диагностика ценностных ориентаций старшеклассников и родителей:
1. Здоровье (физическое и психическое), ср. ар. = 4,24. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для старшеклассников их здоровье, является нетипичной для этого возраста (такой результат оказался для нас весьма неожиданным). Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими недостатками, всегда было свойственно относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая проблем с физическим состоянием, старшеклассники, казалось бы, и задумываться не должны об опасностях в этой области. Но полученная картина резко отличается от описанной выше: старшеклассники действительно ценят свое здоровье.
2. Наличие друзей (хороших и верных), ср. ар. = 5,91. По словам В. С. Кривцовой: "В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой". У старшеклассников возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как «наличие хороших друзей».
3. Счастливая семейная жизнь, ср. ар. = 6,45.;
4. Активная, деятельная жизнь, ср. ар. = 7,6.;
5.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), ср. ар. = 7,82.;
6.Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений), ср. ар. = 7,97.;
7.Свобода (самостоятельность, независимость в поступках и суждениях), ср. ар. = 8,76.;
8.Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), ср. ар. = 8,85.;
9.Интересная работа, ср. ар. = 9,0.;
10.Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), ср. ар. = 9,73.
11.Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей), ср. ар. = 10,3.
12.Счастье других (близких людей, всего народа), ср. ар. = 10,33.;
13.Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), ср. ар. = 10,48.;
14.Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), ср. ар. = 10,58.;
15.Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), ср. ар. = 12,3.;
16.Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), ср. ар. = 13,03.;
17.Общественное признание (уважение окружающих, коллектива), ср. ар. = 13,15.
18.Творчество (возможность творческой деятельности), ср. ар. = 15,09. Таким образом, чем ниже среднее арифметическое число, тем выше рейтинг ценности.
В Таблице 2 представлены лидирующие терминальные ценности, по мнению старшеклассников.
Таблица 2 - Лидирующие терминальные ценности по мнению старшеклассников
№№ | Название ценности | Кол-во | % |
1 | Здоровье | 15 | 45,4 |
2 | Наличие друзей | 5 | 15,1 |
3 | Семейная жизнь | 4 | 12,1 |
4 | Деятельная жизнь | 2 | 6,1 |
5 | Любовь | 1 | 3,0 |
6 | Уверенность в себе | 1 | 3,0 |
7 | Свобода | 1 | 3,0 |
8 | Обеспеченная жизнь | 1 | 3,0 |
9 | Интересная работа | 1 | 3,0 |
10 | Развитие | 1 | 3,0 |
1) здоровье, ср. ар. = 4,12
2) Счастливая семейная жизнь, ср. ар. = 4, 39;
3) интересная работа, ср. ар. = 6, 88;
4) наличие друзей, ср. ар. = 7, 15;
5) материально обеспеченная жизнь, ср. ар. = 7, 88;
6) любовь, ср. ар. = 8, 09;
7) жизненная мудрость, ср. ар. = 8, 67;
8) уверенность в себе, ср. ар. = 8, 94;
9) счастье других, ср. ар. = 9, 06;
10) свобода, ср. ар. = 9, 12;
11) активная деятельная жизнь, ср. ар. = 9, 67;
12) познание, ср. ар. = 10, 67;
13) продуктивная жизнь, ср. ар. = 10. 79;
14) общественное признание, ср. ар. = 11, 24;
15) развитие, ср. ар. = 12, 1;
16) красота природы, ср. ар. = 12, 76;
17) творчество, ср. ар. = 14, 73.
18) развлечения, ср. ар. = 15, 33
В Таблице 3 представлены лидирующие терминальные ценности, по мнению родителей.
Таблица 3 - Лидирующие терминальные ценности по мнению родителей.
№№ | Наименование ценности | Кол-во | % |
1 | Здоровье | 17 | 51,5 |
2 | Наличие друзей | 3 | 9,1 |
3 | Семейная жизнь | 3 | 9,1 |
4 | Деятельная жизнь | 3 | 9,1 |
5 | Любовь | 1 | 3,0 |
6 | Уверенность в себе | 1 | 3,0 |
7 | Свобода | 1 | 3,0 |
8 | Обеспеченная жизнь | 2 | 6,1 |
9 | Интересная работа | 1 | 3,0 |
10 | Развитие | 1 | 3,0 |
Теперь проведем сравнение между терминальными ценностными ориентациями родителей и старшеклассников, для чего на основании гистограмм родителей и учеников построим кривую совместимости терминальных ценностей (Рисунок 4).
49
Рисунок 4 – Кривая совместимости терминальных ценностей родителей и старшеклассников
49
49
Таким образом, проведенное исследование терминальных ценностей явно показало, что внутрисемейная связь ценностных ориентаций, несомненно, присутствует.
Теперь перейдем к исследованию инструментальных ценностей старшеклассников и родителей. Инструментальные ценности можно описать как способы для достижения терминальных, как пути, которые использует личность для достижения поставленных целей, черты своего характера, формирование которых ведет к достижению успеха и самореализации.
1) образованность (широта знаний, высокая общая культура), ср. ар. = 6, 39. к учебе.
2) честность (правдивость, искренность), ср. ар. = 6,79.
3) жизнерадостность (чувство юмора), ср. ар. = 7,12;
4) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), ср. ар. = 7, 67;
5) воспитанность (хорошие манеры), ср. ар. = 8,06;
6) ответственность (чувство долга, умение держать слово), ср. ар. =8,69;
7) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), ср. ар. = 8,76;
8) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), ср. ар. = 8,88;
9) аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), ср. ар. = 9,12;
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения), ср. ар. = 9,21;
11) чуткость , ср. ар. = 9,79;
12) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), ср. ар. = 9,94;
13) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, ср. ар. =10,15;
14) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), ср. ар. = 10,18;
15) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), ср. ар. = 10,5;
16) исполнительность (дисциплинированность), ср. ар. = 11,12;