Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа
Проблеме развития личности посвящено значительное количество исследований как отечественных, среди которых А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов, В.В. Столин, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев и др., так и зарубежных Э. Эриксон, В. Штерн, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Д. Левинсон, Р. Хейвигхерст и др. психологов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. Понятие «ценность» и «ценностные ориентации» в психологической науке 6
1.2. Особенности ценностно-ориентационной направленности студенческой молодежи 18
Выводы: 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. "Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения" [13]. Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций.
Проблема морального развития особо остро стоит в юношеском возрасте, когда человек с его формирующимся мировоззрением нуждается в определении собственных ценностей и четких моральных ориентиров.
Согласно взглядам немецкого психолога Б. Шледера (Шледер, 1994), ценности как духовно-нравственные образования представляют собой переживания, связанные с действительностью, отражаемой личностью; ценности взаимоотношений включают в себя осмысление жизненных ситуаций и ту позицию, которую занимает личность. Ценности выполняют следующие функции. Они обеспечивают максимально широкую ориентацию человека в действительности, например, отвечают за организацию жизни, определение целей и форм поведения, т.п. Они отвечают за некоторую стабильность личностной позиции, т.к. сами ценности относительно стабильны. Данная функция спасает человека от дезорганизации, неуверенности. Ценности обеспечивают целостность личностной позиции. Ценности занимают основополагающее и центральное место в иерархии инстанций, участвующих в принятии решений и представляют собой некое единое целое [33, c. 57].
Взрослеющая молодежь проходит три стадии в формировании морального сознания.
Ценности на первой стадии развития морального сознания в подростковом возрасте являются «внешними» по отношению к подростку. Моральные нормы и требования оцениваются сквозь призму взглядов взрослых. Подросток, конечно, определенным образом переживает моральные нормы и ценности, может объяснить их содержание.
Таким образом, при принятии морального решения подросток в большей степени ориентируется на позицию взрослого, как более компетентного в моральной сфере.
Вторая стадия играет чрезвычайную роль в формировании нравственности. Решения принимаются в соответствии с «моральным кодексом», «кодексом товарищества», разделенным большинством в группе сверстников. На данной стадии, в отличие от предыдущей, наблюдается большая дифференциация взрослых, т.е. сильнее выражены различия в отношении к родителям, учителям, другим взрослым. На этой стадии важным моментом в развитии нравственности является то, что «моральный кодекс» – это продукт подростковой группы, следовательно, каждый чувствует – в большей или меньшей степени – свою причастность к установлению и поддержанию этих норм и требований. Несмотря на то, что подросток зависим от группы сверстников, он в то же самое время, в какой-то степени влияет на правила этой группы.
Таким образом, при принятии морального решения подросток в большей степени ориентируется на позицию референтной группы сверстников.
Для старших подростков характерна более зрелая моральная позиция. Происходит выделение «Я» подростка, а вместе с этим и его собственной моральной позиции, где ведущую роль будут играть его собственные нравственные ценности, моральные требования, нормы.
Это стадия присвоенных моральных ценностей. Ценности приобретают личностный смысл в процессе реального или символического взаимодействия подростка с другими людьми. Подросток оценивает все взаимодействия между людьми, исходя из своей личной, собственной иерархии ценностей. Это не означает, что данная иерархия сформировалась раз и навсегда, просто подросток уже ощущает и осознает данные ценности как свои собственные, т.е. при принятии морального решения подросток в большей степени ориентируется на свою личную позицию
Однако наличие одного только знания норм и правил общественного поведения еще не предполагает их применения в жизни. Формирование моральных чувств, также как и морального сознания, никогда не строится только путем словесных нравоучений. «Моральные чувства и моральные нормы поведения усваиваются подростком, становятся для него жизненными правилами только тогда, когда они опираются на содержание его жизни и деятельности, являются необходимыми условиями его бытия и, таким образом, приобретают для него конкретный жизненный смысл» [22, c. 43].
Изучая развитие молодежи разных стран, исследователи нашли существенные различия. Каждое общество имеет свою культуру, свои обычаи и традиции, на которых оно построено. И особую актуальность получает проблема учета специфики национальных традиций и общественных норм в период подросткового и юношеского возраста. Каждое общество обязывает своих граждан вести себя в соответствии со своими нравственными законами, которые являются устойчивыми ценностями для данного общества, поэтому родители заботятся о том, чтобы привить эти ценности подросткам и обучить их им. Здесь нужно отметить, что время, общественный порядок и прогресс общества отбирают общественные тенденции и главенствующие ценности. Нравственные ценности и критерии связаны с фактом культуры и цивилизации каждого общества. Но в любом свои устойчивые ценности и нормы и их надо сохранять, так как крушение их означает крушение основ общества, его морали. В основном, подросток принимает широко распространенные принципы, чтобы заявить о своих нравственных ценностях, не спрашивая себя, насколько глубоки у него эти убеждения и принципы, и не связывает абстрактные моральные понятия с личными условиями и обстоятельствами. Например, сирийские подростки пытаются подражать взрослым и родственникам в их ценностях по отношениям к вопросам правильного и ошибочного, особенно в том, что касается хорошего и плохого. Они стараются придерживаться мнения большинства и выносить свои суждения после выслушивания этого мнения, то есть, подросток не является самостоятельным в своем мнении. В странах постсоветского пространства, в том числе и в Беларуси, в ситуации «моральной неопределенности», молодой человек вынужден самостоятельно ориентироваться в ценностях, сознательно искать объяснение своим и чужим поступкам.
У молодежи Сирии связь со своей семьей сильнее, чем у молодежи стран СНГ. Обращение их к семье предоставляет сирийской молодежи большую пользу, они используют опыт и уроки родителей, уважают их нравственные ценности и считают их своими. А молодежь постсоветского пространства, в обстановке происходящих в стране социально-общественных изменений, часто стремится решать возникающие в его повседневной жизни проблемы отдельно от своей семьи, стремясь удовлетворить свои потребности и достичь своих личных целей разными способами. Так как подросток в 15-16 лет не является производителем материальных благ, он живет, как правило, на попечении своих родителей, которые предоставляют ему все, в чем он нуждается. Но в современных обстоятельствах снижения жизненного уровня, когда подросток не видит выхода из создавшегося положения, он вынужден часто прибегать к некоторым действиям, которые вступают в противоречие с моральными ценностями, которые общество стремится ему привить [13, c. 102].
Как различно взросление детей в разных странах, так и существуют различия между городскими жителями и жителями сельской местности.
Живя в деревне, дети очень рано начинают помогать в семье по хозяйству, работать. И, в связи с этим, они ощущают себя нужными и взрослыми. Похожую ситуацию наблюдали исследователи на островах Океании. Там дети с первых лет жизни включаются в трудовую деятельность взрослых, и к 10-12 годам ребенок по социальному положению и функциям в обществе фактически является взрослым, там нет проблемы индивидуального самоопределения, которое должно быть осуществлено в короткий срок, а их поступки соответствуют обще-социальному поведению. В городе же дети очень долго остаются детьми: родители руководят ими, говорят, что и как надо делать, но до определенного возраста. А когда наступает этот возраст, подросток теряется: его начинают считать взрослым, он должен впервые в своей жизни самостоятельно принимать решения (после окончания школы должен определиться насчет дальнейшей жизни: продолжать учиться или же заняться чем-то другим).
С точки зрения когнитивного (когнитивно-генетического) подхода, моральное развитие носит стадиальный характер.
Несомненным является тот факт, что интеллектуальное развитие влияет на развитие моральной сферы. Подтверждение этому содержится и в экспериментах Ж. Пиаже (только переход к формальным операциям обеспечивает понимание универсальности нравственных законов), и в экспериментах Л. Кольберга (им была получена значимая корреляция между уровнем IQ и решением моральных дилемм. Однако, в современных экспериментах встречаются и противоположные результаты (напр., Hart, Feygley, Colby, Damon ) [4, c. 53].
Периодизации Ж. Пиаже и Л. Кольберга содержат возрастной параметр. Так, стадия нравственного реализма, по Пиаже, характерна для дошкольников, а затем ребенок переходит на стадию нравственного релятивизма. В концепции Л. Кольберга лишь по мере достижения определенных возрастов становятся доступными суждения, относящиеся к более высоким стадиям морального развития. Так, с 4 до 9 лет наиболее характерным являются суждения, соответствующие предконвенциональному уровню, с 10 до 13 лет детям становятся доступны суждения конвенционального уровня, а с 13 – постконвенционального. Важным для нас является тот момент, что последние 2 стадии морального развития не могут быть достигнуты без возникновения гипотетико-дедуктивного мышления, а оно возможно только в молодежном возрасте.
Определяя специфику морального развития в рассматриваемом возрасте, нужно исходить из анализа структуры возраста, т.е. из анализа социальной ситуации развития, ведущей деятельности и основных новообразований.
Как отмечал Д.Б. Эльконин : «Весь подростковый период проходит под знаком решения задач на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые соответствовали бы усваиваемым морально-этическим нормам… Решение этих задач происходит при ориентации не только на качества другого лица, но, и это главное, на свои собственные качества. Развитие ориентации в себе…, прежде всего в качествах морально-этических и составляет содержание развития самосознания в этот период» [30, c. 47].
Главная задача, которую должен решить взрослеющий человек – формирование Эго-идентичности. В ее поисках человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Ему необходимо синтезировать моральные нормы и ценности родителей, сверстников, учителей. Когда же в этих важных для человека сферах существуют разные нормы или вообще нет четких ориентиров (что, что мы можем наблюдать в современный период), то процесс построения собственной иерархии ценностей становится затруднительным и даже болезненным.
Социальная ситуация развития такова, что все три контекста взаимодействия для подростка становятся очень важными: Подросток - Сверстники, Подросток – Родители, Подросток – Социальный взрослый (преподаватель).
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение - осуществляется главным образом, в отношениях Подросток-Сверстник. Учебная деятельность оставляет свои позиции и центром становится деятельность общения. В общении «осуществляется отношение к человеку именно как к человеку,…здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей» [5, c. 108].
Роль родителей также остается очень важной. По отношению к родителям подросток должен начать выполнять очень сложную задачу, завершение которой будет возможным лишь на последующих возрастных этапах: подросток должен, с одной стороны, осуществить сепарацию от родителей, с другой стороны, сохранить отношения любви и доверия. Поэтому можно утверждать, что сложные ситуации, возникающие в сфере «Подросток-Родитель», являются для подростка очень значимыми.
Влияние родителей и сверстников на моральное развитие неодинаково. Ж. Пиаже и Л. Кольберг утверждают, в противоположность психоанализу, что ведущая роль принадлежит сверстникам, во взаимодействии с которыми ребенок оказывается в позиции равенства и может строить отношения на основе общих правил, понимая и оценивая чувства и мотивы партнера.
На первый взгляд кажется, что сфера отношений «Подросток-Учитель» не является в подростковом периоде очень уж значимой. Тем не менее, хотя подросток, по сравнению с младшим школьником, менее трепетно относится к фигуре учителя, эти взаимоотношения играют существенную роль в его развитии. Фигура учителя может выступать носителем тех положительных нравственных идеалов, на которые ориентируется подросток [5, c. 109].
В основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.
Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступают объектом социально-психолого-
В ценностно-ориентационной направленности студенческой молодежи и родители, и сверстники, и социальный взрослый играют существенную роль. Но все эти контексты общения влияют по-разному. Кроме того, в исследовании проблемы ценностных ориентаций нельзя ограничиваться рассмотрением только когнитивного аспекта суждения и выбора. Важно учитывать и эмоциональный компонент, который существенным образом может влиять на уровень и мышления и поведения.
1. Актуальные проблемы современного белорусского общества: социологический аспект / Под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова. – Мн.: БГУ, 2005. – 257 с.
Информация о работе Ценностные ориентации современной студенческой молодежи