Ценностные ориентации современной студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Проблеме развития личности посвящено значительное количество исследований как отечественных, среди которых А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов, В.В. Столин, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев и др., так и зарубежных Э. Эриксон, В. Штерн, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Д. Левинсон, Р. Хейвигхерст и др. психологов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. Понятие «ценность» и «ценностные ориентации» в психологической науке 6
1.2. Особенности ценностно-ориентационной направленности студенческой молодежи 18
Выводы: 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. "Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения" [13]. Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций.

1.2. Особенности ценностно-ориентационной направленности студенческой молодежи

Проблема морального развития особо остро стоит в юношеском возрасте, когда человек с его формирующимся мировоззрением нуждается в определении собственных ценностей и четких моральных ориентиров.

Согласно взглядам немецкого психолога Б. Шледера (Шледер, 1994), ценности как духовно-нравственные образования представляют собой переживания, связанные с действительностью, отражаемой личностью;  ценности взаимоотношений  включают в себя осмысление жизненных ситуаций и ту позицию, которую занимает личность. Ценности выполняют следующие функции. Они обеспечивают максимально широкую ориентацию человека в действительности, например, отвечают за организацию жизни, определение целей и форм поведения, т.п. Они отвечают за некоторую стабильность личностной позиции, т.к. сами ценности относительно стабильны. Данная функция спасает человека от дезорганизации, неуверенности. Ценности обеспечивают целостность личностной позиции. Ценности занимают основополагающее и центральное место в иерархии инстанций, участвующих в принятии решений и представляют собой некое единое целое [33, c. 57].

Взрослеющая молодежь проходит три стадии в формировании морального сознания.

Ценности на  первой стадии развития морального сознания в подростковом возрасте являются «внешними» по отношению к подростку. Моральные нормы и требования оцениваются сквозь призму взглядов взрослых. Подросток, конечно, определенным образом переживает моральные нормы и ценности, может объяснить их содержание.

Таким образом, при принятии морального решения подросток в большей степени ориентируется на позицию взрослого, как более компетентного в моральной сфере.

Вторая стадия играет чрезвычайную роль в формировании нравственности. Решения принимаются в соответствии с «моральным кодексом», «кодексом товарищества», разделенным большинством в группе сверстников. На данной стадии, в отличие от предыдущей, наблюдается большая дифференциация взрослых, т.е. сильнее выражены различия в отношении к родителям, учителям, другим взрослым. На этой стадии важным моментом в развитии нравственности является то, что «моральный кодекс» – это продукт подростковой группы, следовательно, каждый чувствует – в большей или меньшей степени – свою причастность к установлению и поддержанию этих норм и требований. Несмотря на то, что подросток зависим от группы сверстников, он в то же самое время, в какой-то степени влияет на правила этой группы.

Таким образом, при принятии морального решения подросток в большей степени ориентируется на позицию референтной группы сверстников.

Для старших подростков характерна более зрелая моральная позиция. Происходит выделение «Я» подростка, а вместе с этим и его собственной моральной позиции, где ведущую роль будут играть его собственные нравственные ценности, моральные требования, нормы.

Это стадия присвоенных моральных ценностей. Ценности приобретают личностный смысл в процессе реального или символического взаимодействия подростка с другими людьми.  Подросток оценивает все взаимодействия между людьми, исходя из своей личной, собственной иерархии ценностей. Это не означает, что данная иерархия сформировалась раз и навсегда, просто подросток уже ощущает и осознает данные ценности как свои собственные, т.е. при принятии морального решения подросток в большей степени ориентируется на свою личную позицию

Однако наличие одного только знания норм и правил общественного поведения еще не предполагает их применения в жизни. Формирование моральных чувств, также как и морального сознания, никогда не строится только путем словесных нравоучений. «Моральные чувства и моральные нормы поведения усваиваются подростком, становятся для него жизненными правилами только тогда, когда они опираются на содержание его жизни и деятельности, являются необходимыми условиями его бытия и, таким образом, приобретают для него конкретный жизненный смысл» [22, c. 43].

Изучая развитие молодежи разных стран, исследователи нашли существенные различия. Каждое общество имеет свою культуру, свои обычаи и традиции, на которых оно построено. И особую актуальность получает проблема учета специфики национальных традиций и общественных норм в период подросткового и юношеского возраста. Каждое общество обязывает своих граждан вести себя в соответствии со своими нравственными законами, которые являются устойчивыми ценностями для данного общества, поэтому родители заботятся о том, чтобы привить эти ценности подросткам и обучить их им. Здесь нужно отметить, что время, общественный порядок и прогресс общества отбирают общественные тенденции и главенствующие ценности. Нравственные ценности и критерии связаны с фактом культуры и цивилизации каждого общества. Но в любом свои устойчивые ценности и нормы и их надо сохранять, так как крушение их означает крушение основ общества, его морали. В основном, подросток принимает широко распространенные принципы, чтобы заявить о своих нравственных ценностях, не спрашивая себя, насколько глубоки у него эти убеждения и принципы, и не связывает абстрактные моральные понятия с личными условиями и обстоятельствами. Например, сирийские подростки пытаются подражать взрослым и родственникам в их ценностях по отношениям к вопросам правильного и ошибочного, особенно в том, что касается хорошего и плохого. Они стараются придерживаться мнения большинства и выносить свои суждения после выслушивания этого мнения, то есть, подросток не является самостоятельным в своем мнении. В странах постсоветского пространства, в том числе и в Беларуси, в ситуации «моральной неопределенности», молодой человек вынужден самостоятельно ориентироваться в ценностях, сознательно искать объяснение своим и чужим поступкам.

У молодежи Сирии связь со своей семьей сильнее, чем у молодежи стран СНГ. Обращение их к семье предоставляет сирийской молодежи большую пользу, они используют опыт и уроки родителей, уважают их нравственные ценности и считают их своими. А молодежь постсоветского пространства, в обстановке происходящих в стране социально-общественных изменений, часто стремится решать возникающие в его повседневной жизни проблемы отдельно от своей семьи, стремясь удовлетворить свои потребности и достичь своих личных целей разными способами. Так как подросток в 15-16 лет не является производителем материальных благ, он живет, как правило, на попечении своих родителей, которые предоставляют ему все, в чем он нуждается. Но в современных обстоятельствах снижения жизненного уровня, когда подросток не видит выхода из создавшегося положения, он вынужден часто прибегать к некоторым действиям, которые вступают в противоречие с моральными ценностями, которые общество стремится ему привить [13, c. 102].

Как различно взросление детей в разных странах, так и существуют различия между городскими жителями и жителями сельской местности.

Живя в деревне, дети очень рано начинают помогать в семье по хозяйству, работать. И, в связи с этим, они ощущают себя нужными и взрослыми. Похожую ситуацию наблюдали исследователи на островах Океании. Там дети с первых лет жизни включаются в трудовую деятельность взрослых, и к 10-12 годам ребенок по социальному положению и функциям в обществе фактически является взрослым, там нет проблемы индивидуального самоопределения, которое должно быть осуществлено в короткий срок, а их поступки соответствуют обще-социальному поведению. В городе же дети очень долго остаются детьми: родители руководят ими, говорят, что и как надо делать, но до определенного возраста. А когда наступает этот возраст, подросток теряется: его начинают считать взрослым, он должен впервые в своей жизни самостоятельно принимать решения (после окончания школы должен определиться насчет дальнейшей жизни: продолжать учиться или же заняться чем-то другим).

С точки зрения когнитивного (когнитивно-генетического) подхода, моральное развитие носит стадиальный характер.

Несомненным является тот факт, что интеллектуальное развитие влияет на развитие моральной сферы. Подтверждение этому содержится и в экспериментах Ж. Пиаже (только переход к формальным операциям обеспечивает понимание универсальности нравственных законов), и в экспериментах Л. Кольберга (им была получена значимая корреляция между уровнем IQ и решением моральных дилемм. Однако, в современных экспериментах встречаются и противоположные результаты (напр., Hart, Feygley, Colby, Damon ) [4, c. 53].

Периодизации Ж. Пиаже и Л. Кольберга содержат возрастной параметр. Так, стадия нравственного реализма, по Пиаже, характерна для дошкольников, а затем ребенок переходит на стадию нравственного релятивизма. В концепции Л. Кольберга лишь по мере достижения определенных возрастов становятся доступными суждения, относящиеся к более высоким стадиям морального развития. Так, с 4 до 9 лет наиболее характерным являются суждения, соответствующие предконвенциональному уровню, с 10 до 13 лет детям становятся доступны суждения конвенционального уровня, а с 13 – постконвенционального. Важным для нас является тот момент, что последние 2 стадии морального развития не могут быть достигнуты без возникновения гипотетико-дедуктивного мышления, а оно возможно только в молодежном возрасте.

Определяя специфику морального развития в рассматриваемом возрасте, нужно исходить из анализа структуры возраста, т.е. из анализа социальной ситуации развития, ведущей деятельности и основных новообразований.

Как отмечал Д.Б. Эльконин : «Весь подростковый период проходит под знаком решения задач на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые соответствовали бы усваиваемым морально-этическим нормам… Решение этих задач происходит при ориентации не только на качества другого лица, но, и это главное, на свои собственные качества. Развитие ориентации в себе…, прежде всего в качествах морально-этических и составляет содержание развития самосознания в этот период» [30, c. 47].

Главная задача, которую должен решить взрослеющий человек – формирование Эго-идентичности. В ее поисках человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Ему необходимо синтезировать моральные нормы и ценности родителей, сверстников, учителей. Когда же в этих важных для человека сферах существуют разные нормы или вообще нет четких ориентиров (что, что мы можем наблюдать в современный период), то процесс построения собственной иерархии ценностей становится затруднительным и даже болезненным.

Социальная ситуация развития такова, что все три контекста взаимодействия для подростка становятся очень важными: Подросток - Сверстники, Подросток – Родители, Подросток – Социальный взрослый (преподаватель).

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение - осуществляется главным образом, в отношениях Подросток-Сверстник. Учебная деятельность оставляет свои позиции и центром становится деятельность общения. В общении «осуществляется отношение к человеку именно как к человеку,…здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей» [5, c. 108].

Роль родителей также остается очень важной. По отношению к родителям подросток должен начать выполнять очень сложную задачу, завершение которой будет возможным лишь на последующих возрастных этапах: подросток должен, с одной стороны, осуществить сепарацию от родителей, с другой стороны, сохранить отношения любви и доверия. Поэтому можно утверждать, что сложные ситуации, возникающие в сфере «Подросток-Родитель», являются для подростка очень значимыми.

Влияние родителей и сверстников на моральное развитие неодинаково. Ж. Пиаже и Л. Кольберг утверждают, в противоположность психоанализу, что ведущая роль принадлежит сверстникам, во взаимодействии с которыми ребенок оказывается в позиции равенства и может строить отношения на основе общих правил, понимая и оценивая  чувства и мотивы партнера.

На первый взгляд кажется, что сфера отношений «Подросток-Учитель» не является в подростковом периоде очень уж значимой. Тем не менее, хотя подросток, по сравнению с младшим школьником, менее трепетно относится к фигуре учителя, эти взаимоотношения играют существенную роль в его развитии. Фигура учителя может выступать носителем тех положительных нравственных идеалов, на которые ориентируется подросток [5, c. 109].

Выводы:

В основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.

Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступают объектом социально-психолого-педагогического анализа.

В ценностно-ориентационной направленности студенческой молодежи и родители, и сверстники, и социальный взрослый играют существенную роль. Но все эти контексты общения влияют по-разному. Кроме того, в исследовании проблемы ценностных ориентаций нельзя ограничиваться рассмотрением только когнитивного аспекта суждения и выбора. Важно учитывать и эмоциональный компонент, который существенным образом может влиять на уровень и мышления и поведения.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.          Актуальные проблемы современного белорусского общества: социологический аспект / Под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова. – Мн.: БГУ, 2005. – 257 с.

Информация о работе Ценностные ориентации современной студенческой молодежи