Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа
Проблеме развития личности посвящено значительное количество исследований как отечественных, среди которых А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов, В.В. Столин, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Петровский, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев и др., так и зарубежных Э. Эриксон, В. Штерн, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Д. Левинсон, Р. Хейвигхерст и др. психологов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. Понятие «ценность» и «ценностные ориентации» в психологической науке 6
1.2. Особенности ценностно-ориентационной направленности студенческой молодежи 18
Выводы: 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
антиценности или псевдоценности (невежество, преждевременная смерть, болезни, голод, деградация человека и т.д.);
релятивные (относительные) ценности, которые непостоянны, изменяются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций (политические, идеологические, религиозные, нравственные, классовые).
Но В.П. Тугаринов полагает, что ценность имеет только положительный знак, не может быть «отрицательных ценностей». На наш взгляд, данная точка зрения наиболее приемлемая. Нельзя не согласиться с утверждением, что «ценности - это то, что людям нужно для удовлетворения их потребностей и интересов. Люди ценят или людям нужно либо необходимое, либо полезное, либо приятное».
Болгарский исследователь В. Момов [21] полагает, что можно типологизировать ценности как существующие или налично актуальные, далее целевые или мысленно желаемые, возможные, устанавливает следующую их иерархию: ценности-цели, ценности-идеалы, ценности-желания и ценности должного. Это отражает объективно-субъективный характер ценностей.
Исследуя ценностные ориентации старших школьников, Е.Ф. Ященко определила следующую реальную субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели - смысл жизни и качества личности. К ценностям цели - смысл жизни относятся:
Семья, любовь.
Интересная работа, профессиональное совершенствование.
Материальная обеспеченность.
Деятельность познания.
Творческая деятельность.
Духовное общение.
Красота.
Здоровье.
Статус личности.
Патриотизм.
К ценностям личностного порядка (качествам личности) относятся:
Гуманизм, порядочность.
Высокие запросы, требовательность.
Целеустремленность, работоспособность.
Рационализм.
Стремление к познанию, профессионализму.
Честность.
Умение зарабатывать деньги.
Общительность.
Жизнерадостность.
Гражданственность.
Свобода в современном, либеральном значении этого термина как «свобода для реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида».
Нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально - этическими нормами.
Общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь.
Семья, личное счастье, продолжение рода.
Работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка.
Благополучие - доходы, комфорт, здоровье.
Инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться.
Традиционность - уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств.
Независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям.
Самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе.
Авторитетность - способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы.
Законность как установленный государственный порядок, который обеспечивает безопасность индивидов, равноправность его отношений с другими.
Вольность как архаичная «свобода» ограничений.
Классификация ценностей В.Н. Сагатовского [26] объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект. На этой основе мы определяем следующие ценности:
утилитарные (польза);
познавательные (истина);
управленческие (порядок);
нравственные (добро);
эстетические (красота);
потребительские (удовольствие);
творческие (смысл).
Отметим, что нравственные ценности (истина, добро, красота, познание) В.Н. Сагатовский выделяет в особую группу.
В. Франкл считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной:
ценности творчества (в том числе труда);
ценности переживания (прежде всего любви);
ценности отношения.
Источником ценностей являются мир "десяти тысяч ситуаций" и совесть человека как "смысловой орган", способный отыскать уникальный смысл в каждой из ситуаций.
Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.
Познание процесса присвоения ценностей (интериоризации), перевода их в личностные, тесно связано с вопросом о соотношении ценности и оценки. Как подчеркивается С.Ф. Анисимовым [2], в процессе оценки определяется ценность того или иного объекта для личности, и ценность в таком случае представляет "собой единство объективного и субъективного, форму отношения или взаимодействия между субъектом и объектом".
Оценка, включая в себя эмоциональный (аффективный) и познавательный (когнитивный) компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению. Ценностное отношение тесно связано как с познавательно- оценочной стороной деятельности субъекта, так и с его преобразующей деятельностью и составляет их стержень. С.Л. Рубинштейн показал, что практическое отношение человека к миру заключается в выделении им значимых предметов, явлений, ценностей [25].
Ценностное отношение фиксируется в двух основных элементах: а) ценностные представления субъекта, существующие в виде понятий, норм, идеалов; б) внешний предмет, явление, которое служит объектом стремлений субъекта.
Некоторые ученые определяют ценностные ориентации не как ориентации на ценности, а как отношение к ценностям. Ценностные ориентации педагогами определяются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Следовательно, выделяются следующие элементы ценностных ориентаций:
знание (осознание ценностей);
переживание этой ценности как потребности;
мотивация настоящего поведения;
прогнозирование будущего поведения.
Так, А.Г. Здравомыслов считает, что «ценностные ориентации есть «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [9].
Необходимо помнить, что понятие "ценностные ориентации", как и понятие «ценность», используется в различных гуманитарных науках, исследующих проблемы ценностей, каждая из которых пользуется его специфическим определением. При этом в педагогике ставится цель как уяснения особенностей понимания ценностных ориентаций в философии, психологии, социологии, так и разработки их общего определения, на которые мог бы опереться педагог-исследователь.
Обратимся к истории изучения ценностных ориентаций философской и психолого-педагогической науками. Понятие «ценностная ориентация» было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей. Ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностных ориентаций различались либо по параметру «общее-индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым является определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций - как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих высокое положение в структуре регуляции поведения личности.
В отечественной психолого-педагогической науке термин "ценностные ориентации" появился в 60-е годы. С. Л. Рубинштейн [25], трактуя сознание не только как отражение бытия, но и как практическое отношение к нему, показал, что последнее заключается в выделении им значимых предметов, явлений в форме потребностей и ценностей, которые оказывают влияние на человека, детерминируют его поведение.
В.Н. Мясищевым [23] проблема ценностных ориентаций рассматривается в его концепции психологических отношений. Он понимает отношения человека как "сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях". В.Н. Мясищев, характеризуя личность как "систему отношений человека к окружающей действительности", считает, что отношение к людям, являющееся одновременно их взаимоотношениями - самое главное и определяющее личность. Избирательность отношений человека проявляется прежде всего в эмоционально-оценочном смысле (положительном или отрицательном). Отношения человека характеризуется целым рядом черт: их объективность, как реально существующая связь между индивидом и окружающей его действительностью, субъективность (отражение этой связи в сознании индивида), динамичность, избирательность, системность. Будучи детерминированы общественными отношениями, в которых живет индивид, психологические отношения раскрывают психологический аспект общественной сущности человека.
И.С. Кон отмечает: «Ориентации, направленные на какие- то социальные ценности, называются ценностными ориентациями» [15].
Д.Н. Узнадзе рассматривает ценностную ориентацию индивида в своей психологической концепции установки. Д.Н. Узнадзе назвал установкой индивида специфическое состояние готовности "к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности". Он считал, что поведение индивида происходит, во-первых, на импульсивном уровне под воздействием актуальной потребности. При наличии условий удовлетворения последней возникает актуальная установка и происходит неосознанное поведение. Во-вторых, на уровне осознанного поведения: под воздействием актуальной потребности индивид осуществляет акт объективации (отражение в сознании внешней ситуации), "задерживая" в сознании будущее поведение, обосновывая его целесообразность, осознавая свою потребность как мотив действия. Импульсивное и осознанное поведение связаны между собой. Регулятором, механизмом осознанного (мотивированного) поведения служит система фиксированных установок или ценностная ориентация индивида. Она образуется из актуальных установок, которые закрепляются благодаря повторению или их значимости для индивида. Таким образом, ценностная ориентация представляет устойчивую систему фиксированных установок, возникающих в результате объективации индивидом предшествующего общественного или личного опыта [5, c. 102].
Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Но ценностные ориентации могут быть и отрицательными, являться источником безнравственных поступков. Ценностные ориентации - это система устремлений личности, а также характер этой устремленности, высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его самоактивности.
Таким образом, в психологии ценностные ориентации рассматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности сознательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации, входящие в структуру личности, выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей - составных элементов деятельности. Вместе с тем, ценностные ориентации становятся стержнем личности, обеспечивают ее устойчивость, являются фактором ее развития. Ценностная сориентированность выступает показателем зрелости личности.
Ценностные ориентации, являясь важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное интегральное образование; это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности; специфическая форма осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего.
Ценностные ориентации как понятие, представляющее собой социологический коррелят психологическим понятиям установка, отношение, направленность, потребность, интерес, характеризуют глубинные стороны психики индивида, не связанные с конкретными жизненными ситуациями и обладающие относительной устойчивостью, которые детерминируются социальными условиями жизни индивида в обществе и микросреде.
В педагогической литературе проблеме ценностных ориентаций посвящены работы Я. Гудечек [5], М.Г. Казакиной [10], А.В. Кирьяковой [3], А.Л. Козлов [14]. В трудах вышеупомянутых ученых трактовка ценностных ориентаций близка их пониманию в психологии. Но при этом подчеркивается особая педагогическая целесообразность специальной оценочной деятельности в коллективе, когда обсуждается ход и выполнение тех или иных воспитательных мероприятий. Такой анализ - обсуждение является основой для ценностного общения, созидания новых ценностей и распространения общепризнанных.
Информация о работе Ценностные ориентации современной студенческой молодежи