Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа
Актуальность. Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда, что способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения России. Возникает реальная проблема неуверенности и страха перед действительностью, что порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низким адаптационным потенциалом. В поисках средств защиты от перманентной фрустрации такие индивиды часто прибегают к стратегии аддиктивного поведения (Леонова Л.Г., Бочкарёва Н.Л., 1998), прежде всего - к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Среди потребителей психоактивных веществ увеличилась доля лиц молодого возраста (Е.А. Кошкина, Г.В. Тарасова, А.П. Гаврилова, 1997).
Глава 1. Личность с алкогольной зависимостью
1.1 Понятие зависимого поведения
1.2 Виды аддикций
1.3 Проблема алкогольной зависимости
Глава 2. Ценностные ориентации алкогольно зависимой личности
2.1 Понятие о ценностных ориентациях
2.2 Ценностные ориентации личности с алкогольной зависимостью
Заключение
Список литературы
Приложение
1) Развитие аддиктивного процесса связано с недостаточно сформированным, слабым суперэго. Основной мотивацией является немедленное и гарантированное получение удовольствия. Человек не обращает внимания на отдалённые по времени отрицательные последствия (недостаточно представлены чувство вины, стыда, самоанализ).
2) Прогрессирование аддикции обусловлено нарушениями в структуре эго. Недостаточность эго затрудняет преодоление фрустрации, мешает формированию необходимых профессиональных и социальных навыков и волевых функций.
3) Стремление к аддиктивным реализациям связано с выраженным, не полностью осознаваемым психологическим дискомфортом. Дискомфорт является следствием неудовлетворённости человека своим ролевым поведением.
4) Аддиктивный процесс развивается вследствие влияния на психическое состояние вытесненных в бессознательное деструктивных Я состояний - объектных отношений со свойственными последним отрицательными эмоциональными переживаниями различного содержания. Находясь в бессознательном, эти комплексы провоцируют неосознанное беспокойство, тревогу, генерализованное чувство вины.
5) Аддиктивный процесс стимулируется затруднениями в установлении социальных контактов, социальной фобией, чувством пустоты, скуки, одиночеством.
6) Развитию аддикции способствует воспитание в условиях недостаточной эмоциональной поддержки со стороны родителей или «первичной группы» - наиболее близких членов семьи в первые годы жизни.
7) Эмоциональная нестабильность, отсутствие постоянства в поведении в семье, непрогнозируемость событий создают условия для возникновения спутанности, неуверенности в себе, в людях.
Эти факторы являются благоприятной почвой для возникновения аддиктивных привязанностей, которые воспринимаются как более надёжные по сравнению с поддержкой окружающих людей[8].
Аддиктивная реализация создаёт иллюзию возможности без какого-то вреда для себя контролировать по желанию своё психическое состояние, вызывать чувство психического комфорта, избавляться от неприятных эмоций и мыслей. Возникает убеждённость в том, что найденный способ надёжен и можно без больших усилий в любой момент вызвать повторно желаемое состояние. Аддиктивная реализация становится, таким образом, своего рода магией - волшебной палочкой, изменяющей восприятие внутренней и внешней реальностей.
Условия формирования зависимого поведения:
1. Наличие зависимого поведения на данный момент и в прошлом.
2. Особенности среды, в которой живет и развивается индивид
3. Результат первого контакта с объектом зависимости.
4. Степень удовлетворения потребности с помощью аддикции.
Значение детского периода в формировании аддикции велико. Выделяют следующие факторы, предрасполагающие к развитию аддиктивного поведения:
1) Дети, в будущем у которых было обнаружено зависимое поведение, были научены дистанцироваться от окружающих, вместо того, чтобы устанавливать с ними связь. Родители таких детей, как правило, не имели времени для общения с ними.
2) Родители могли быть носителями аддиктивного поведения (алкоголизм, наркомания, табакокурение). Попытки детей устанавливать с родителями более близкие контакты не приводили к положительным результатам.
3) В семье преобладали отношения друг к другу как к объектам, необходимым для манипуляции. Дети обучались такому отношению к людям с детства, и поэтому оно не является для них чуждым.
Такие типы семьи формируют у детей чувства внутренней пустоты и изоляции, с возникновением желания заполнить эти чувства путём создания в своих фантазиях особого мира, герои которого заменяют реальность[8].
Таким образом, создаются предпосылки для развития негативного стиля жизни. В результате человек попадает в трудное положение. С одной стороны, он не имеет возможности естественным путем, посредством контакта с близкими людьми, удовлетворить свои эмоциональные потребности, получить от них эмоциональную помощь и поддержку, а, с другой, - не в состоянии найти эту поддержку внутри себя, так как его не научили этому в детстве. Стиль воспитания в таких семьях не предрасполагает к умению человека быть самим собой. Человек не настроен на поиск резервов внутри себя, он не умеет этого делать и поэтому выбирает путь наименьшего сопротивления, уходя в аддиктивные реализации.
Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояние: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание, голодание, работа и т.д.
Виды зависимого поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. У аддиктов, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и другими веществами, развивается интоксикация, наряду с психологической зависимостью появляются разные формы физической и химической зависимости, что связано в свою очередь с нарушением обмена веществ, поражением органов и систем организма, наблюдаются психопатологические явления и личностная деградация. При вовлеченности, в какую – то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру. Но все эти виды объединяют общие аддиктивные механизмы. Рассмотрим немного подробней отдельные формы аддиктивного поведения[19].
Существуют химические и нехимические формы аддикций. К нехимическим относятся, в частности, азартные игры, сексуальная, любовная аддикция, аддикция отношений, трудоголизм и др. Промежуточное место между химическими и нехимическими зависимостями занимает аддикция к еде (булимия и анорексия), так как при этой форме зависимости задействуются непосредственно биохимические механизмы. Химические аддикции связаны с использование в качестве аддиктивных агентов различные вещества, изменяющие сознание. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен веществ и вызывают явление физической зависимости[8]. Рассмотрим сначала нехимические зависимости.
Гэмблинг
Азартные игры получили свою известность еще в античные времена. В связи с проблемами, связанными с увлечениями этими игроками. В последнее время страсть к азартным играм приобретает характер эпидемии[8].
Интернет–аддикция. Термин «интернет–зависимость» был предложен Голденбергом в 1996 г. Для описания непреодолимого желания пользоваться интернетом. Он характеризует интернет-зависимость как оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную и психологические сферы деятельности. В современных исследованиях интернет–зависимость изучается как вид компьютерной зависимости[19]. Взаимосвязь поведения в интернете и идентичности интернет–зависимых пользователей состоит в стремлении избавится от требований социального окружения и удовлетворить потребность в эмоциональной поддержке. Для пользователей интернета характерно создание виртуальных личностей, в основе которого лежат мотивационные причины. Виртуальные личности являются компенсацией недостатков реальной ситуации[8].
Трудоголизм представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Трудоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим трудоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью трудоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов. Как и всякая аддикция, трудоголизм является бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое в данном случае достигается фиксацией внимания на работе.
Далее рассмотрим основные химические зависимости[8].
Наркомания. В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики (марихуановый ряд). Они быстро вызывают психологическую зависимость: ощущение кайфа, усиление воображения, физической активности, философствование. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества в виде ингалянтов (кокаин, экстази) и в виде внутривенных инъекций (героин), почти сразу же вызывающих физическую зависимость. Наркотическая зависимость носит более выраженный характер по сравнению с алкогольной [17].
Токсикомания. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Нередко эти ингалянты употребляются и детьми. Эффект заключается в том, что развивается состояние «напоминающее опьянение, головокружение «взлёта», повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций». Вдыхание паров органических растворителей (бензин, аэрозоли, растворители, эфир, хлороформ, клеи и т.д.) вызывает необратимые тяжелые поражения внутренних органов, головного и костного мозга, приводит к смертельным исходам [8].
Также к основным химическим зависимостям относится алкогольная зависимость.
Психологическая зависимость от алкоголя строится на фиксации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый эффект. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их слишком четкое выделение носит упрощённый и условный характер. Наряду с универсальностью алкоголя, то есть, его способностью вызывать различные эффекты, люди отличаются друг от друга изначально разным стремлением к достижению наиболее желаемого ими эффекта. Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя[9]. Символический характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны; они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом. Появление такого состояния является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его «воспроизведению», для чего усиленно прибегает к алкоголю[19].
Особенно опасно возникновение механизмов аддиктивного поведения, связанное с допинг-эффектом в случаях, если последний выражается в возникновении психического состояния, субъективно облегчающего творческий процесс у лиц, занимающихся живописью, писателей, поэтов, музыкантов и др. Нередко аддикты навязывают свой стиль поведения друзьям и близким, что происходит без всякого опасения перед возможностью возникновения стойкой алкогольной зависимости. Традиционная антиалкогольная пропаганда неэффективна, т.к. она может только закрепить уверенность аддикта в безопасности выбранного средства аддиктивной реализации, потому что собственный опыт приема алкоголя противоречит содержанию пропагандистских деклараций.
Формы алкогольной зависимости
1. Психическая зависимость, заключающаяся в обостренном чувстве нехватки спиртного, отсутствием полноты в жизни, которая сопровождается снижением настроения, раздражительностью, ухудшением сна. Эта мысль, тяга к выпивке, не дает человеку покоя ни днем ни ночью, продолжаясь в течение многих суток, а иногда месяцев или лет пока человек не напьется. Данное чувство, разумеется, очень тягостно. Оно мешает человеку работать или выполнять какие-то другие обязанности и свидетельствует о начальной стадии алкоголизма. Со временем, если человек решает твердо отказаться от употребления спиртного, приложив всю свою волю, это чувство постепенно стихает, сглаживается и даже полностью исчезает[18].
2. Физическая зависимость - эта зависимость возникает в средней стадии развития алкоголизма и проявляется, прежде всего, похмельным или абстинентным синдромом, который проявляется сильнейшим недомоганием после выпивки и длится несколько суток, не стихая ни днем, ни ночью. Жалобы и симптомы эти таковы: общее недомогание, боли во всем теле, сердцебиения, слабость, резкие колебания артериального давления в ту или другую сторону, упорная бессонница с кошмарными сновидениями, расстройства пищеварения, отсутствие аппетита, иногда тошнота и рвота, сухость во рту, жажда, обострение всех имеющихся внутренних заболеваний. В случае, если такого рода жалобы длятся трое и больше суток могут появляться бредоподобные идеи и отрывочные галлюцинации[18]. Ее характеризуют следующие признаки:
явления алкогольной абстиненции («похмельный синдром»), потеря ситуационного и количественного контроля,
повышение толерантности к алкоголю в 8–10 раз по сравнению с изначальной,
постепенно нарушаются мнестические процессы,
снижается круг интересов,
наблюдаются частые перепады настроения,