Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа
Актуальность. Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда, что способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения России. Возникает реальная проблема неуверенности и страха перед действительностью, что порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низким адаптационным потенциалом. В поисках средств защиты от перманентной фрустрации такие индивиды часто прибегают к стратегии аддиктивного поведения (Леонова Л.Г., Бочкарёва Н.Л., 1998), прежде всего - к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Среди потребителей психоактивных веществ увеличилась доля лиц молодого возраста (Е.А. Кошкина, Г.В. Тарасова, А.П. Гаврилова, 1997).
Глава 1. Личность с алкогольной зависимостью
1.1 Понятие зависимого поведения
1.2 Виды аддикций
1.3 Проблема алкогольной зависимости
Глава 2. Ценностные ориентации алкогольно зависимой личности
2.1 Понятие о ценностных ориентациях
2.2 Ценностные ориентации личности с алкогольной зависимостью
Заключение
Список литературы
Приложение
2
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии
Кафедра общей психологии и психологии труда
Курсовая работа
«Ценностные ориентации подростков с алкогольной зависимостью на ранних стадиях алкоголизации»
«Рекомендовать к защите»
Научный руководитель:
___________/И.В.Колотилова «___»___________2011 г.
Выполнила:
Студентка 4 курса
очного отделения
____________/М.А. Пьянкова
Защищена Оценка
«___»___________2011 г. «_________________»
Москва 2011
Глава 1. Личность с алкогольной зависимостью
1.1 Понятие зависимого поведения
1.2 Виды аддикций
1.3 Проблема алкогольной зависимости
Глава 2. Ценностные ориентации алкогольно зависимой личности
2.1 Понятие о ценностных ориентациях
2.2 Ценностные ориентации личности с алкогольной зависимостью
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность. Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда, что способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения России. Возникает реальная проблема неуверенности и страха перед действительностью, что порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низким адаптационным потенциалом. В поисках средств защиты от перманентной фрустрации такие индивиды часто прибегают к стратегии аддиктивного поведения (Леонова Л.Г., Бочкарёва Н.Л., 1998), прежде всего - к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Среди потребителей психоактивных веществ увеличилась доля лиц молодого возраста (Е.А. Кошкина, Г.В. Тарасова, А.П. Гаврилова, 1997).
На сегодняшний день проблема алкоголизма в России стала общенациональной. В последние годы показатель заболеваемости алкоголизмом значительно возрастает. По последним данным социологических исследований (2007 г.): каждый третий опрашиваемый ответил, что алкоголь является причиной неприятностей и бед в его семье. Тяжелое пьянство отмечено в 60% насильственных преступлений, в 30% самоубийств, в 80% пожаров и дорожных происшествий. Каждые 22 минуты кто-то лишается жизни по вине пьяного водителя [20].
Влияние неумеренного потребления спиртного на личность подростка, на его взаимоотношения с окружающими, социальная дезадаптация подстростков с алкогольной зависимостью требуют детального изучения. В этой связи отметим исследования таких авторов, как Б.С.Братусь, В.Ю.Завьялов, Б.В. Зейгарник, Ц.П.Короленко, В.М.Гуртовенко, К.Г.Сурнов и др. Однако в рамках данной проблемы не достаточно изучено влияние алкогольной зависимости на ценносто-смысловую сферу личности подростка.
Проблемой ценностных ориентаций занимались Братусь Б.С., Головаха Е.И., Франкл В., Рокич М, Маслоу А. и д.р. Однако не достаточно освещена проблема ценностных ориентаций подростков с алкогольной зависимостью, особенно ценностные ориентации подростков с алкогольной зависимостью на ранних стадиях алкоголизации. Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что выбранная тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Цель - изучение ценностных ориентаций подростков с алкогольной зависимостью на ранних стадиях алкоголизации.
Объект – личностные особенности подростков с алкогольной зависимостью на ранних стадиях алкоголизации.
Предмет – ценностные ориентации подростков с алкогольной зависимостью на ранних стадиях алкоголизации.
Гипотеза: Алкогольная зависимость на ранних стадиях приводит к изменению ценностных ориентаций. У подростков с алкогольной зависимостью выражены такие ценностные ориентации как здоровье, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, а у подростков без зависимости присутствуют такие ценностные ориентации как здоровье, интересная работа, счастливая семейная жизнь и развитие.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ подходов отечественных и зарубежных психологов к проблеме формирования зависимости от алкоголя, для того чтобы обозначить специфику изменений ценностной сферы личности подростка.
2) Изучить особенности изменения ценностных ориентаций подростков с алкогольной зависимостью на ранних стадиях алкоголизации.
Методы: сбор медицинских данных анамнеза, теоретический анализ, сбор, включенное наблюдение, анкетирование, беседа, корреляционный анализ, методы математической статистики.
Методики:
1. «Ценностные ориентации» М. Рокича
2. «Определения склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел
Теоретическая значимость: Уточнено представление о специфике изменения личности с зависимостью от алкоголя.
Практическая значимость: Результаты исследования с точки зрения знаний о ценностях и отношений алкогольно зависимых представляют практическое значение для организации антиалкогольных мероприятий, а также позволяют определить основные направления помощи больным алкоголизмом в их социальной реабилитации и адаптации к трезвому образу жизни.
Эмпирическая база исследования: 60 человек в возрасте 14 лет, из них 30 подростков с алкогольной зависимостью которые наблюдаются в наркологическом диспансере № 9 г. Москвы, и 30 подростков не склонных к зависимому поведению.
Положения, выносимые на защиту:
1. Алкоголь оказывает существенное влияние на личность подростка, напрямую воздействует на ценностные ориентации личности подростка. В процессе алкоголизации у подростка происходит обесценивание большинства категорий ценностей, даже на ранних стадиях алкогольная зависимость разрушает и деформирует ценностную сферу личности подростка.
2. У подростков с алкогольной зависимостью выражены такие ценностные ориентации как здоровье, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, а у подростков без зависимости присутствуют такие ценностные ориентации как здоровье, интересная работа, счастливая семейная жизнь и развитие.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Общий объем курсовой работы 38 страниц, из которых 35 страницы общего текста.
В данной главе рассмотрена проблема подростков с алкогольной зависимостью. Осуществлён анализ подходов к рассмотрению сущности аддиктивного поведения и механизмы его формирования. Рассмотрены основные факторы, предрасполагающие к формированию аддиктивного поведения. Обозначены и описаны виды зависимостей. Также рассмотрена алкогольная зависимость личности. В контексте данной проблемы выделены основные признаки алкогольной зависимости и особенности формирования личности с алкогольной зависимостью.
Аддиктивное поведение – одна из форм девиантного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния при употреблении некоторых веществ, а также при постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций, захватывает человека и начинает управлять его жизнью. При этом человек становится беспомощным перед своим пристрастием, его волевые усилия ослабевают, межличностные отношения нарушаются и не дают возможности противостоять зависимости[12]. В соответствии с тем, какой будет эта деятельность, выделяют зависимость от наркотиков, курения, алкоголя, токсических веществ, лекарственных веществ, еды, азартных игр, экстремальных видов спорта, в последнее время описаны сексуальная аддикция, трудоголизм, кибераддикция (см. Приложение 1,[7]).
В повседневной жизни каждый человек, как правило, имеет определенный, выработанный им в процессе развития набор навыков избавления от психологического дискомфорта, и, особенно не задумываясь, достаточно эффективно использует их с этой целью. К индивидуально накопленному арсеналу средств относятся различные способы переключения внимания на эмоционально стимулирующие события и активности: просмотр фильмов, занятия спортом, прослушивание музыки, прогулки на свежем воздухе, получение поддержки от друзей, знакомых или родственников и др. Этим способам избавления от неприятных переживаний не придается особого, сверхценного значения, на них не фиксируется специальное внимание[6].
Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, очень сильное впечатление, остающееся в памяти. Фиксация может быть связана с воздействием изменяющего психическое состояние вещества, участием в каком-то виде активности. Особенность фиксации заключается в том, что она влечет за собой сильное желание повторить пережитое измененное состояние еще раз. Такое непреодолимое стремление в последующем повторяется всё более часто. Обычно процесс развивается таким образом, что мысли о реализациях, их осуществление занимают всё большее количество времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение к проблеме. Во время аддиктивных реализаций зависимый человек переживает очень интенсивные и приятные ощущения, которые не идут ни в какое сравнение с переживаниями, характерными для обычной жизни[8].
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной, в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер — в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной бесчувственности, он начинает проявлять недюжинную активность для достижения цели.
Фиксация способна продуцировать повторение аддиктивных реализаций в непосредственный или близкий временной интервал после ее совершения. Но иногда, возможны варианты, когда повторная реализация значительно отсрочена по времени и происходит лишь через несколько лет. Это характерно для фиксаций детского и подросткового возраста, которые как бы «сеют зерно», готовое к росту при встрече с такой же ситуацией (веществом) в отдаленном периоде времени. Фиксация необходима для «запуска» аддиктивного процесса, то есть, дальнейшего обращения к аддиктивному агенту, с помощью которого будущая зависимая личность достигает желаемого психического состояния[8].
В психоаналитическом контексте фиксация заменяет процесс вытеснения. Человеку свойственно вытеснять в подсознание неприятные, связанные, например, с различными психотравмирующими ситуациями, состояния. Целью вытеснения является сведение к минимуму отрицательных переживаний. В результате вытеснения та или иная эмоция не допускаются к осознанию. Процесс требует волевого усилия, энергетической затраты. Фиксация, в отличие от репрессии, осуществляется с большей легкостью, негативный комплекс перестает быть актуальным, в связи с изменением психического состояния в процессе удовлетворения нового желания. Для его осуществления используются образы, события, специфическую активность, особые отношения с людьми. Реализации аддиктивного желания приводят постепенно к развитию сверхценного отношения, навязчивости и насильственности, что изменяет всю жизнь зависимого человека [8].
Фиксация сопровождается эмоциональным подъёмом, в структуру которого могут входить: эйфория, психическая релаксация, ощущение «взлёта», чувство беззаботности, усиление воображения. Очень важным элементом, объясняющим привлекательность фиксации, является особое чувство обретения психологической свободы, возможности в любое время контролировать, изменять свое психическое состояние. Это чувство контроля становится своего рода интимным секретом и имеет большое значение в начале аддиктивной динамики. Создается опасная иллюзия самодостаточности, независимости, свободы. В реальности фиксация не расширяет, а ограничивает свободу, она высасывает, поглощает энергию, связывая её с осуществлением однонаправленной активности. Реализации аддиктивного желания лишают возможности формировать другие желания. Иллюзорное чувство свободы оказывается на самом деле порабощением, отстранением от любви, редуцированием эмоционально значимых отношений с людьми, в широком смысле - потерей свободы выбора.
Аддикция начинается с фиксации, но дальнейшее развитие процесса во многом определяется личностными особенностями и предрасположенностями.