Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:31, реферат
Цель работы – выявить ценностные ориентиры современных детей.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что ценностные ориентиры мальчиков и девочек 11-12 лет имеют различия.
Объект исследования - группа детей в возрасте 11-12 лет.
Предмет исследования – ценностные ориентиры.
Введение…………………………………………………………………………………….2
Теоретическая часть
Глава 1
Подходы к понятию и развитию этики, нравственности и морали…………………4
Глава 2
Теоретические представления о связях этики и психологии. Психологические теории личности и этика……………………………………………………………………………10
Эмпирическая часть………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………………..…22
М. Рокич различает два класса ценностей:
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности- средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей
(по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает
каждой ценности ранговый номер. Вначале
предъявляется набор терминальных, а затем
набор инструментальных ценностей.
Обработка результатов
При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).
При обработке терминальных ценностей (ценности-цели) мы выяснили, что у современных детей в возрасте 11-12 лет на первом месте стоит «Здоровье», на втором -«Наличие хороших и верных друзей», на третьем - «Счастливая семейная жизнь». Последние места занимают «Активная деятельная жизнь», «Общественное признание», «Продуктивная жизнь».
Разбирая результаты отдельно у мальчиков и отдельно у девочек, мы выяснили, что:
- у мальчиков первое, второе и третье место занимают соответственно такие ценности как «Здоровье», «Наличие хороших и верных друзей», «Развлечение», последние места занимают «Активная деятельная жизнь», «Счастье других», «Творчество»;
-
у девочек первое, второе и третье
место занимают соответственно такие
ценности как «Счастливая семейная жизнь»,
«Здоровье», «Наличие хороших и верных
друзей», последние места занимают «Продуктивная
жизнь», «Общественное признание», «Развлечение».
Иерархия терминальных ценностей
При обработке инструментальных ценностей (ценности-средства) мы выяснили, что у современных детей в возрасте 11-12 лет на первом месте стоит «Образование », на втором - «Жизнерадостность», на третьем - «Воспитанность». Последние места занимают «Высокие запросы », «Непримиримость к недостаткам в себе и других », « Рационализм».
Разбирая результаты отдельно у мальчиков и отдельно у девочек, мы выяснили, что:
-
у мальчиков первое, второе и
третье место занимают
-
у девочек первое, второе и третье
место занимают соответственно такие
ценности как «Образование», «Аккуратность
и чистоплотность», «Воспитанность», последние
места занимают «Развлечение», «Непримиримость
к недостаткам в себе и других», «Смелость
в отстаивании своего мнения, своих взглядов».
Иерархия инструментальных ценностей
Интерпретация результатов
Предположим, что первое место в иерархии терминальных ценностей у современных детей в возрасте 11-12 лет занимает «Здоровье» из-за того, что выборка состояла из детей, которые в своем большинстве посещали различные спортивные секции. И их забота о здоровье связана с травматизмом. Также она может быть связана с тем, что дети воспринимают «Здоровье» как синоним «Физического развития». А в этом возрасте для детей очень важна оценка окружающими его внешности, и о здоровье заботятся для того, что быть наравне со сверстниками. Второе место в иерархии терминальных ценностей занимает позиция наличия хороших и верных друзей, предположим, из-за того, что для детей в возрасте 11-12 лет очень важно общение со сверстниками. Последние места занимают «Активная деятельная жизнь», «Продуктивная жизнь». Предположительно, из-за того, что продуктивность и деятельность жизни играет для них сейчас самую маленькую роль, желание проводить время с друзьями и уделять больше внимания общению нежели каким-либо конструктивным делам.
Теперь
поговорим о различиях в
Различия состоят в отношении к таким ценностям:
-
«Счастливая семейная жизнь». У
девочек она находится в
-«Развлечение». Эту ценность на 3-е место поставили мальчики, в отличие от девочек, у которых она занимает 15-ое место. Предположим, что большинство девочек в этом возрасте серьезнее относятся к своей жизни и деятельности, чем мальчики. Поэтому для них важнее развлечения- развитие,познание.
-«Свобода».
Девочки поставили эту
Говоря об инструментальных ценностях, стоит заметить, что главенствующая позиция «Образования» и «Воспитанности», скорее всего, является социальной установкой родителей, а не проявлением действительных порывов детей. «Жизнерадостность», также являющаяся ведущей в «рейтинге», занимает свое место из-за того, что дети пока не столкнулись с трудностями «переходного возраста», нагрузка в школе не такая большая как в старших классах, но они уже и не маленькие дети из начальной школы, они видят мир «в ярких красках». Последние места в иерархии инструментальных ценностей занимает «Рационализм», «Непримиримость к недостаткам в себе и других», «Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов» опять же ввиду того, что основное в таком возрасте – общение со сверстниками, и есть необходимость мириться с недостатками других, чтобы иметь друзей, рационализм не играет большой роли, так как нет потребности в планировании своего времяпрепровождения.
Теперь о разнице между мальчиками и девочками в инструментальных ценностях. Равное значения для детей имеют такие ценности как «Воспитанность», «Образованность», «Ответственность», «Терпимость». Различия мы видим в ранжировании таких ценностей, как:
-«Аккуратность и чистоплотность». У девочек занимает 2-ое место, у мальчиков-13-ое. Девочек родители усердно развивают аккуратное отношение к вещам, в том время как мальчикам прощаются поломанные, разобранные игрушки и грязная одежда после прогулки.
-«Жизнерадостность». У мальчиков занимает 2-ое место, у девочек -6-ое. Отличие, возможно, опять же в том, что девочки серьезнее подходят к жизни и уделяют больше внимания, например, ответственности и честность.
-«Смелость
в отстаивании своего мнения,
своих взглядов». Девочки
Выводы по эмпирической части
В
ходе работы мы вывили ценностные ориентиры
детей в возрасте 11-12 лет, а также
различия между рейтингом ценностей
у мальчиков и у девочек. Следовательно,
наша гипотеза о различии ценностей
мальчиков и девочек подтвердилась.
Заключение
Ценностные ориентации – это идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности. Также, ценностные ориентации можно определить как способ дифференциации объектов по их значимости. В сфере человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми её сторонами. Система ценностных ориентаций образуют содержательную сторону направленности личности, и выражает внутреннюю основу её отношений к действительности.
Список, литературы:
1. Братусь Б.С. Начало Христианской психологии / Учебное пособие для вузов. М., 1995
2.
Знаков В.В. Понимание субъектом правды
о моральном поступке другого человека:
нормативная этика и психология нравственного
сознания // Психологический журнал. №
1. 1993. С. 32 – 43.
3. Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное
и нервно-психическое здоровье: медико-психологические
аспекты диагностики, восстановления
и формирования. Н. Новгород, 2001.
4. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы
развития нравственного сознания личности
/ Автореф. дис. д-ра психол. наук. Новосибирск,
19995. Ильичева И.М. Психология духовности
/ Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб.,
2003.
6. Канапацкий А.Л. Онтологическая истинность
духовности / Автореф. дис. канд. психол.
наук. Уфа, 2004.
7. Марьясова Н.В. Духовность в контексте
психологического анализа: личностный
аспект / Автореф. дис. канд. психол. наук.
Хабаровск, 2004.
8. Павлов В.Е., Стукан В.Л, Святовская Л.Б.,
Терлецкий С.К. Научно-методологические
проблемы возрождения нравственности
и духовности общества // Научно-методологические
проблемы высшего образования на рубеже
третьего тысячелетия. № 1. СПб., 1995. С. 244
– 256.
9. Ильичева И.М. Психология духовности ,"МПСИ", 2003
10. Старшинова О.П. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной отечественной психологической науке
11.Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и Зло в психологии человека. — Казань-Нижнекамск: Издательство Казанского университета. 2000. — 176 с.
12. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей редакцией В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2003. — 656 с.
13.Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. — М.: Смысл, 1993. — 43с.
14.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М.: Наука, 1984. — 448с
15. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
16.
Приложения
Приложение 1
Инструкция:
«Сейчас Вам будет предъявлен
набор из 18 карточек с обозначением
ценностей. Ваша задача - разложить
их по порядку значимости для Вас
как принципов, которыми Вы руководствуетесь
в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав
ту ценность, которая для Вас наиболее
значима, поместите ее на первое место.
Затем выберите вторую по значимости ценность
и поместите ее вслед за первой. Затем
проделайте то же со всеми оставшимися
ценностями. Наименее важная останется
последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Тестовый материал (Рокич)
№ | Терминальные ценности | № | Инструментальные ценности | ||
11 | Активная деятельная жизнь | 11 | Аккуратность и чистоплотность | ||
22 | Жизненная мудрость | 22 | Воспитанность | ||
33 | Здоровье | 33 | Высокие запросы | ||
44 | Интересная работа | 44 | Жизнерадостность | ||
55 | Красота природы и искусства | 55 | Исполнительность | ||
66 | Любовь | 6 | Независимость | ||
77 | Материально обеспеченная жизнь | 17 | Непримиримость к недостаткам в себе и других | ||
88 | Наличие хороших и верных друзей | 88 | Образованность | ||
99 | Общественное признание | 99 | Ответственность | ||
110 | Познание | 110 | Рационализм | ||
111 | Продуктивная жизнь | 111 | Самоконтроль | ||
112 | Развитие | 112 | Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов | ||
13 | Развлечение | 113 | Твердая воля | ||
114 | Свобода | 114 | Терпимость | ||
515 | Счастливая семейная жизнь | 1 | 115 | Честность | |
116 | Счастье других | 116 | Чуткость | ||
117 | Творчество | 117 | Широта взглядов | ||
118 | Уверенность в себе | 118 | Эффективность в делах |
Информация о работе Ценностные ориентации и детей в возрасте 12-13 лет