Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:22, контрольная работа
А.Койре считает, что «классическая наука стала возможной благодаря двум главным условиям — математизации физики и «разрушению Космоса». Причем, математизация физики шла рука об руку с экспериментом, в проведении которого главную роль играла теоретическая концепция ученого. Существенную особенность классической науки Койре видит в том, что «не только действительные эксперименты основаны на теории, но даже средства, которые позволяют их осуществить, являются не чем иным, как воплощенной теорией.» [2] С другой стороны, развитие науки немыслимо без использования точной измерительной техники.
Центральным положением подхода австрийского философа Карла Поппера к принципам науки, как уже отмечалось, является концепция фальсификации. Ее основная суть состоит в том, что эмпирические наблюдения никогда не могут установить справедливость (истинность) научного обобщения. Какое бы множество наблюдений не было проведено в поддержку теории, никогда нельзя быть уверенным в том, что следующее наблюдение не окажется с этой теорией в противоречии (более того, противники теории именно этого и ожидают). Все, что могут дать теории успешные до определенной поры тесты (наблюдения) — это всего лишь ее не опровергнуть.
Такие успешные тесты (проверки) можно отнести к подтверждениям теории только в том смысле, что они повышают к ней наше доверие, но это не то же самое, что доказать справедливость теории. Каждая настоящая проверка теории является попыткой ее фальсифицировать, то есть опровергнуть. Проверяемость есть фальсифицируемость; при этом существуют степени проверяемости: одни теории более проверяемы, в большей степени опровержимы, чем другие; такие теории подвержены, так сказать, большему риску.
По Попперу, возможность опровержения и есть тот критерий, по которому различается наука и ненаука, а научные знания — это не те знания, относительно которых установлено, что они верны, а та базовая часть обобщений, которые пережили попытки их опровергнуть.
Наука движется вперед путем прогрессивного исключения фальшивых гипотез, тогда как ненаучные положения не могут быть опровергнуты — разве только случайно.
Выше было сказано, что необходимо вернуться к эксперименту с тем, чтобы не столько проверить, сколько опровергнуть высказанную гипотезу и, может быть, заменить ее на другую. Пару слов, что такое эксперимент.
Эксперимент является «активным» методом изучения реальности. Исследователь не только задает вопросы природе, но и «вынуждает» ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют ответить на вопросы: «Как? Когда? Каким образом?», а эксперимент отвечает на вопрос «Почему?».
«Экспериментальный метод подразумевает манипуляцию несколькими переменными, позволяет установить отношения причинности.» [4] С одной стороны его относят к эмпирическим методам, с другой - понимают определенную логику рассуждений исследователя.«Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.» [10] В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.
Эксперимент — основной метод современного естествознания и естественно-научной ориентированной психологии. В научной литературе термин «эксперимент» применяется как к целостному экспериментальному исследованию — серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной экспериментальной пробе — опыту.
«В идее эксперимента была заложена идея оппозиции обычной практике, идея практики искусственной, лабораторной. При этом обычная практика была поставлена вне закона, ее опыт не имел никакого значения для науки» [15]
Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия- гипотезы. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте. Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.
С теорией Эйнштейна дело обстояло иначе. Теория гравитации Эйнштейна внесла большой вклад в физику ХХ века. Именно благодаря решениям уравнений Эйнштейна были описаны такие объекты как черные дыры, уточнено движение планет, звезд и целый галактик. Современная теория развития вселенной опирается именно на это уравнение.
Одним из предсказаний новой теории Эйнштейна было утверждение о том, что кванты света в гравитационном поле Солнца будут отклоняться, и видимое положение звезд, если их свет проходит вблизи Солнца, окажется иным, чем наблюдаемое тогда, когда поблизости Солнца нет. И Ньютон, и Эйнштейн предсказывали это искривление, но теория относительности предсказывала отклонение в два раза большее, чем классическая небесная механика. Этот эффект обычно нельзя наблюдать, так как близкие к Солнцу звезды совершенно теряются в его ослепительных лучах. Их можно сфотографировать только во время затмения. Если затем те же самые звезды сфотографировать ночью, то можно измерить различия в их положениях на обеих фотографиях и таким образом проверить предсказанный эффект
В рассмотренном примере производит впечатление тот риск, с которым связано подобное предсказание. Если наблюдение показывает, что предсказанный эффект определенно отсутствует, то теория просто-напросто отвергается. Данная теория несовместима с определенными возможными результатами наблюдения - с теми результатами, которых до Эйнштейна ожидал каждый.
Общая Теория Относительности получила всемирное признание не только среди физиков, но и за пределами их круга после первых наблюдений этого явления британской экспедицией во время солнечного затмения 1919 г. Впоследствии ни одной из экспедиций, проводивших аналогичные наблюдения в 1922, 1929, 1936 и 1947 гг., не удалось получить столь точного подтверждения теоретических расчетов.
Предсказание Эйнштейна, было подтверждено результатами экспедиции Эддингтона. Это сыграло решающую роль в признании теории относительности. Эддингтон был одним из первых, кто оценив важность специальной и общей теории относительности А.Эйнштейна, опубликовал статьи на эту тему. Руководимая им экспедиция наблюдала полное солнечное затмение 1919 г. для регистрации отклонения луча света, предсказанное Общей Теорией Относительности.
В 1919 г. Эддингтон возглавил экспедицию на остров Принсипи в Западной Африке. Цель этой экспедиции - наблюдение отклонений лучей света во время солнечного затмения, и подтверждение, таким образом, эффектов, описанных Теорией относительности. То есть основной целью экспедиции было опровергнуть теорию Ньютона и подтвердить теорию Эйнштейна.
В то время наблюдение таких эффектов было возможно только во время полного затмения. В марте 1919 г. Эддингтон отплыл на корабле из Англии, а в середине мая установил оборудование для наблюдения на острове Принсипи. Результаты, полученные экспедицией Эддингтона в 1919 году, сыграли решающее значение в признании Общей Теории Относительности как единственно правильной теории гравитации.
После возвращения в Англию, были получены другие подтверждения. Четыре фотопластинки были привезены непроявленными, так как они не могли быть обработаны в жарком климате.
Рис. 1. отклонения 15 звезд. http://www.bun.kyoto-u.ac.jp/~
На рисунке показаны отклонения звёзд, описанные Теорией относительности. На одной из них было обнаружено существенное количество изображений звезд, и измерения также показали отклонение предсказанные Эйнштейном, что подтвердило предыдущий результат.
Эддингтон был одним из первых, кто оценил важность Специальной и Общей Теории Относительности Эйнштейна и который опубликовал статьи на эту тему. Он руководил экспедицией которая наблюдала полное солнечное затмение 1919 года, в котором было зарегистрировано отклонение луча света, предсказанное Общей Теорией Относительности (хотя, позднее было показано, что неопределенности были настолько большие, что это не позволяло сделать какое-либо определенное заключение).
Вывод. Что можно сказать в заключение всего сказанного выше? Наука – это и деятельность по приобретению знаний, и вся сумма накопленного знания. Главная цель науки – получение истины. Истинное знание обладает двумя важными особенностями. Истина объективна, т.е. не зависит от воли и желания людей. Истина общезначима, т.е. ее обязан принимать каждый человек, независимо от своего социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и т.п. Конечно, с истиной можно иногда не соглашаться, ее можно отвергать, но в таком случае оказывается невозможным действовать. Наука ищет объективную и общезначимую истину, поэтому ее результаты принадлежат в равной мере представителям всех стран и народов. На развитом уровне науки в факте воплощается некая теоретическая конструкция. Для теории выступает ограниченный комплекс фактов, выделенный соответственно фиксируемым в теории отношениям. Земля вращается вокруг Солнца, солнечные процессы воздействовали и воздействуют на все, что совершается на Земле. Благодаря им возникли и существуют материки и океаны, горы и долины, био- и ноосфера. Определённый факт - это не просто «кусочек бытия», а результат сложной мыслительной процедуры, это какие-то конкретные положения дел, явления, свойства. Мы прекрасно знаем, что магнит притягивает железные предметы, что Волга впадает в Каспийское море, пингвины не летают, орбита Земли ближе к Солнцу, чем орбита Марса, - все это факты. Они устанавливаются с помощью эмпирических методов познания – наблюдения, измерения, эксперимента – и образуют фундамент любой научной дисциплины. То, что не является фактом в одной теоретической системе, может оказаться им в другой. При переходе от одной теоретической системе к другой, с одного уровня знаний на другой меняется и совокупность характеристик научного факта. На все методы в психологических исследованиях распространяются все требования к научным методам, те же цели научного метода: описание, объяснение, предсказание явлений. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Одной из наиболее характерных особенностей науки Нового времени является широкое использование эксперимента в научном исследовании. Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов. Чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Экспериментальный метод обеспечил громадные успехи естествознания за последние четыреста лет. Учёные могут определить химический состав звезд. Невероятно расширились наши знания об устройстве Вселенной, мы знаем, из каких элементарных кирпичиков строится мироздание и как устроена хромосома. Всё это заслуги экспериментального метода. В психологии экспериментальный метод используется для проверки не любых психологических гипотез, а только каузальных (причинно-следственных). Экспериментальные нормативы рассуждений применимы не ко всем психологическим исследованиям, но они позволяют выделить те узловые моменты, которые отличают другие пути сбора опытных данных. «Только тогда психология сможет стать действительной и точной наукой, -писал, Дж. Кеттелл, — когда она будет иметь своей основой эксперимент и измерения.» [1] Возвращаясь к эксперименту, теорию непосредственно в эксперименте проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте. Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки. Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы. «Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя — "генератора идей".»[14]
Наука в целом занимается тем, что выдвигает смелые предположения, которые никогда не бывают ни доказательно обоснованны, ни даже признаны вероятными, зато некоторые из них впоследствии устраняются твердо установленными, решительными опровержениями, а на их место приходят еще более смелые, новые и пока что неопровергнутые — по крайней мере, на первых порах — гипотезы.
И опять же возвращаясь к науке в целом, хочу привести суждения Имре Лакатоса, который призывал отказаться от попперовской модели, «предположений и опровержений» (о попперовской модели указывалось выше в работе). То есть от модели, в которой за выдвижением пробной гипотезы следует эксперимент, показывающий ее ошибочность: ни один эксперимент не является решающим в то время, а тем более до времени, когда он проводится (за исключением, может быть, его психологического аспекта). «Научный прогресс выражается скорее в осуществлении верификации дополнительного содержания теории, чем в обнаружении фальсифицирующих примеров.»[11] Имре Лакатос предлагает способ подтверждения каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными, а не опровежения.
Эмпирическая фальсификация и отказ от теории становятся независимыми событиями. «До модификации теории мы никогда не знаем, как бы она могла быть «опровергнута», и некоторые из наиболее интересных модификаций обусловлены «позитивной эвристикой» исследовательской программы, а не аномалиями. Одно только это различие имеет важные следствия и приводит к рациональной реконструкции изменений в науке, совершенно отличной от реконструкции, предложенной Поппером.» [12]
«По логике догматического фальсификационизма, рост науки — это раз за разом повторяющееся опрокидывание теорий, наталкивающихся на твердо установленные факты.» [11]
В споре рождается истина. Великим учёным еще не один раз придётся доказать правоту своих взглядов и опровергнуть коллег, а мы и последующие поколения будем свидетелями этого, свидетелями прогрессивного развития науки и подтверждения её главной цели - получение истины.
Используемая литература:
1. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика./ А.А.Бодалев, В.А.Столин - СПб.: Изд-во «Речь» – 2000. –[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.koob.ru– Дата доступа:10.02.2010
2. Волкова, М.Н. Курс лекций по дисциплине «Экспериментальная психология»./ М.Н. Волкова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.msun.ru/edu/lit/
3. Википедия свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://ru.wikipedia.org/wik Дата доступа: 11.02.2011.
4. Дзуки, Э. Введение в методологию социально-психологического исследования./ Дзуки Э. — Милан-Новосибирск – 1997.
5. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. / В.Н. Дружинин// Учебное пособие — Москва: ИНФРА-М – 1997.
6. Ждан, А.Н. Из истории вопроса о соотношении теории и эксперимента в психологии. / А.Н.Ждан // История становления и развития экспериментально-
7. Ивченков, Г. Статья «Самое важное подтверждение ОТО или что измерил лорд Эддингтон в 1919» / Г.Ивченков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://newidea.kulichki.net/?
8. Карневский, М. Статья «Теория гравитации Эйнштейна» /Карневский М. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.astrotime.ru– Дата доступа:11.02.2011.
9. Койре, А. Очерки истории философской мысли. / А. Койре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.koob.ru/koyre.../ocherki_
10. Корнилова, Т.В. Экпериментальная психология. Теория и методы. / Т.В.Корнилова. // Учебник для вузов— Москва: Аспект Пресс – 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychology-online.
11. Лакатос Имре. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. / Лакатос Имре. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://philsci.univ.kiev.ua/
12. Лакатос Имре. История науки и её рациональные реконструкции. / Лакатос Имре. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philsci.univ.kiev.
Дата доступа: 10.02.2011.
13. Лихи, Т. История современной психологии. / Т. Лихи. – 3-е изд. – СПб.: Питер –2003. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyche.ru – Дата доступа: 10.02.2011
Информация о работе Цели научного метода: описание, объяснение, предсказание явлений